МААМ-картинки

Методика и технология обучения детей рассматриванию картин в старшей группе.

галина фокина
Методика и технология обучения детей рассматриванию картин в старшей группе.

Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Виды рассказов детей по картине :

- описание предметных картин;

- описание сюжетной картины;

- рассказ по последовательной серии сюжетных картин;

- повествовательный рассказ по сюжетной картине;

-описание пейзажной картины и натюрморта.

Публикация «Методика и технология обучения детей рассматриванию картин в старшей группе,» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Приемы обучения детей рассказыванию, которые можно использовать в работе с картиной. К ним относятся:

- образец рассказывания;

- анализ образца рассказывания;

- совместное рассказывание;

- план рассказывания (2-3 вопроса);

- рассказывание по частям.

Образец рассказывания – это краткое живое описание изображенного предмета или изложение события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Анализ образца рассказывания. Задача этого приема - привлечь внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова его концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, а также в работе с детьми, для которых более высокий уровень речевой деятельности слишком сложен. При необходимости этот прием применяется в индивидуальной форме (младшая группа) либо со всеми детьми (средняя группа). Совместное рассказывание может сочетаться с драматизацией разных сюжетов. Постепенно детей можно подводить к несложным импровизациям.

План рассказа– это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится отдельным приемом обучения. План помогает последовательному вычленению и характеристике деталей содержания, а также отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. Вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

Рассказывание по частям. По существу это также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. К каждой из частей составляют план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться с использованием разнообразных приемов. Обычно занятие начинается с вводной беседы, основной методический прием – вопросы воспитателя. Вопросы воспитателя побуждают детей не только выделять объекты и их качества, но и объяснять доступные пониманию ребенка явления, изображенные на сюжетных картинах.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. В этом случае рекомендуется использовать и художественные произведения, например, краткие рассказы на данную тему. Целесообразно введение игровых приемов. Рассматривание предметных картин необходимо связывать с личным опытом детей, можно сопровождать рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней, работа с ней продолжается вне занятий. Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях, но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молодых и застенчивых.

Требования предъявляемые к подбору картин

Старший возраст (5-7лет) .

1. Содержание картин как правило детям не знакомо. С помощью картин детей знакомят с тем, что они не могут увидеть. Картина является источником новых знаний.

а) труд взрослых

б) дикие животные.

2. Композиция сложная, то есть многоплановая.

3. Количество персонажей может быть достаточно большим.

Построение занятия и методика его проведения.

Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять, какие знания будет давать детям.

1. Подготовка к восприятию картины.

Детям предлагается для рассмотрения картины, которую они еще не видели. Картину не вносят в группу заранние, ее показывают детям только после подготовки к восприятию.

Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов.

1. Опора на опыт детей – беседа о том,что с детьми происходило.

2. Опора на знание детей – краткая беседа, уточняющая какие либо знания детей, имеющих отношение к сюжету картины.

3. Использование небольших поэтических произведений, загадок.

Воспитатель может использовать несколько приемов. После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.

2. Рассматривание картины

Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей, постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному. Если на картине нет крупных персонажей, то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку, если же смысловая нагрузка персонажей одинакова, то начинают с того кто находится на переднем плане.

Приемы при рассматривании картины.

1. Вопросы

2. Работа над названием картины, кличками персонажей.

Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.

1. Что вы видите на картине? Например (на картине дети)

Что делают дети? (Играют с матрешками)

2. Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина.

Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками, расставил чашки. Он хочет их покормить.

3. Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему.

Эти вопросы заставляют детей думать,размышлять, внимательно всматриваться в картину. Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.

4. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому. Итак, мы рассмотрели –как мальчик играет, а как девочка играет.

5. Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом, вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто.

Как вы думаете, что говорит мальчик?

Что говорит девочка?

3. Работа над названием картины.

Она проходит только после вопросов. В младшей и средней название говорит сам воспитатель.

В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.

4. Ребята с именами и кличками.

В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям. В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило дети придумывают имена : клички животных. Детей нужно учить рассказывать о персонажах так, чтобы слушатели его сразу узнали. В конце рассматривания воспитатель говорит фразу, которой подводит итог.

Н-р. Сегодня мы узнали,как Таня и Саша играют. После рассматривания воспитатель предлагает послушать, что они рассмотрели.

Рассказ воспитателя.

Это должен быть художественный рассказ а не простое перечисление объекта, поэтому к нему предъявляются следующие требования.

А) рассказ воспитателя должен быть длинным. Мл-ср. возраст –от 7 до 13 предложений. Старшие –подготовительные. 13-18 предложений.

Б) чтобы рассказ получился эмоциональным, в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь.

В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности, в которой шло рассматривание картины.

Г) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами, то их желательно включить в рассказ.

Общие принципы обучению рассказыванию.

1. Основной прием образец воспитателя, он показывает детям какой должен быть рассказ по объему,какова последовательность изложения.

2. Приемы указания к составу рассказа.

Перед тем как дети начнут составлять рассказы, воспитатель обязательно должен дать указания с чего начать, о чем говорить в середине и как закончить.

3. Прием, анализ детских рассказов после оценки воспитатель должен сказать почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе

Анализ должен даваться после каждого рассказа, что бы дети стремились подрожать тому, за что похвалили и избегать ошибок.

Что воспитатель отмечает в детских рассказах.

1. Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного.

2. Внимательность.

3. Полноту рассказа (начало, середина, конец).

4. Последовательность.

5. Выразительность изложения.

4-й прием подсказывает воспитатель.

Перечень картин рекомендованных для рассматривания в старшей группе программой «Детство».

Сентябрь:

И. Грабарь «Осенний день», И Левитан «Осенний день», «Осень», «Золотая осень», И. Шишкин «Утро в осеннем бору», И. Ерышев «Хлебное поле», «Корова», Ван Гог «Картофель», «Корзина с яблоками».

Октябрь:

И. Бродская «Опавшие листья», И. Горлов «осень», И. Остроухов «Золотая осень», «Лошадь».

Ноябрь:

И. Шишкин «Корабельная роща», П. Кончаловский «Поднос и овощи», А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной».

Декабрь:

И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж», К. Ф. Юон «Волшебница-зима», Д. Я. Александров «Зимняя сказка», серия картин «Из жизни диких животных».

Январь:

В. А. Цыплаков «Ока зимой», Серия «Из жизни диких животных».

Февраль:

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», В. М. Кустодиев «Масленица».

Март:

В. Бакшеев «Голубая весна», Я. Бродская «Март», серия картинок «Как дети спасали птичку».

Апрель:

С. Герасимов «Последний снег», «Ива цветет», «Лед прошел», А Грицай «Молодая зелень», А. Саврасов «Грачи прилетели», Дикие животные серия «Весна».

Май:

А. Рылов «В голубом просторе», А. Пластов «Ужин трактористов», Т. Яблонская «Май», А. Бубнов «На поле», Д. Налбандян «Цветы».

Публикации по теме:

Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаМонологическая речь. Рассказывание. Методы и приемы- совместное рассказывание.

Семинар «Обучение детей рассказыванию по картине» (Занятие 1) Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика и технология обучения детей рассматриванию картин в старшей группе.
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 21:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД