Виктория Чагова
Методика исследования интонационной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ФФН имеются особенности формирования основных компонентов интонации, обусловленные недостаточностью их произвольного использования. Коррекционно – логопедическая работа по формированию интонационной стороны речи будет эффективна в том случае, если будет осуществляться с учетом активизации произвольности в восприятии и воспроизведении основных интонационных компонентов.
Серия №1. Исследование восприятия и воспроизведения логического ударения.
В предварительной беседе ребенку в доступной форме объясняется значение термина “логическое ударение”. Сам термин не называется, но при этом поясняется, что для того чтобы наша речь была ясной для окружающих, нужно уметь говорить понятно и выразительно. Для этого в предложении голосом выделяют те слова, которые считают особенно важными. Они произносятся громче или чуть протяжнее остальных.
Публикация «Методика исследования интонационной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Серия включает две группы заданий:
1. исследование восприятия логического ударения;
2. исследование воспроизведения логического ударения.
1. Исследование восприятия логического ударения.
Цель: выявить особенности восприятия логического ударения (в простом повествовательном предложении).
Оборудование: картинки.
Ход: ребенку предлагается образец- по картинке составляется предложение, которое воспроизводится в двух вариантах: с выделением первого и последнего слова. Ребенок должен определить на что логопед обратил внимание в первом предложении, на что во втором.
Инструкция: “Послушай внимательно, какое важное слово я выделила голосом в первом предложении? А во втором?”
Лингвистический материал:
Девочка кормит кур.
Девочка кормит кур.
Обучающий эксперимент: в случае, если ребенок затрудняется в выполнении задания (не понимает условия, ему предлагается образец:
Ребята катаются на лыжах.
Ребята катаются на лыжах.
2. Исследование воспроизведения логического ударения.
Цель: выявить особенности воспроизведения логического ударения.
Оборудование: картинки.
Лингвистический материал:
Девочка поливает цветы.
Кто поливает цветы? Девочка поливает цветы
Что делает девочка? Девочка поливает цветы
Что поливает девочка? Девочка поливает цветы
Обучающий эксперимент: в случае, если ребенок не понимает условие задания, экспериментатор оказывает ему помощь «дает образец».
Девочка моет посуду.
Кто моет посуду? Девочка моет посуду.
Что делает девочка? Девочка моет посуду.
Что моет девочка? Девочка моет посуду.
Серия № 2. Исследование особенностей высоты и силы голоса.
Серия включала в себя две группы заданий:
1. Исследование восприятия и воспроизведения высоты голоса.
2. Исследование воспроизведения силы голоса.
1. Исследование восприятия и воспроизведения высоты голоса.
В предварительной беседе ребенку объяснялось, что человек может говорить по разному: дети говорят звонким голосом, папа серьезным (грубым, низким, мама нежным. В группе была прочитана сказка «Три медведя».
А) Исследование восприятия и воспроизведения высоты голоса.
Цель: выявить особенности восприятия высоты голоса.
Оборудование: светофор, кружки.
Ход: после прочтения с детьми сказки «Три медведя» проводилась беседа о характере голоса героев. Объяснялось, что Михаило Иваныч говорил грубым, низким голосом (которому соответствовал зеленый кружок, Настасья Петровна – нежным голосом (средним по высоте, которому соответствовал желтый кружок, Мишутка – звонким голосом (высоким – красный кружок). Перед детьми висела картинка со светофором (красный свет – высокий голос, желтый – средний, зеленый - низкий). Из сказки зачитывались реплики героев, дети должны были определить, кто это говорит.
Инструкция: «Внимательно послушай. Определи, кто так сказал: Михаило Иваныч, Настасья Петровна или Мишутка». Подними нужный кружок.
Обучающий эксперимент: в случае, если у ребенка возникают трудности, экспериментатор предлагает ему образец выполнения задания.
Б) Исследование воспроизведения высоты голоса.
Цель: выявить особенности воспроизведения высоты голоса.
Оборудование: светофор, кружки, соответствующие по цвету светофору.
Ход: ребенку предлагалось на материале гласных звуков воспроизвести разную высоту голоса, в соответствии с тем как выложены кружки и куда показывает стрелка.
Инструкция: «Посмотри как выложены кружки. Произнеси звук А нужным голосом».
Обучающий эксперимент: в случае затруднении в выполнении задания, экспериментатор дает образец выполнения на материале звука И.
2. Исследование воспроизведения силы голоса.
В предварительной беседе детям объясняется, что человек может изменять свой голос в зависимости от ситуации. Например: если мама спит – ты разговариваешь тихо, если играешь на улице – говоришь громко, если хочешь сказать кому-то, что-то по секрету – говоришь шепотом, а когда разговариваешь с другом – говоришь обычным голосом.
Цель: исследовать особенности силы голоса.
Оборудование: картинка с цифрами.
Ход: ребенку предлагается посчитать до пяти, с постепенным усилением голоса, с опорой на картинку. Чем больше цифра – тем громче ее нужно назвать, но не кричать.
Инструкция: «Посмотри на картинку. 1 – произнеси шепотом, 2 – тихо, 3 – чуть громче и т. д. Чем больше цифры, тем громче назови ее».
Обучающий эксперимент: в случае если ребенок не понимает условия задания экспериментатор дает ему образец на материале алфавита:
а Б В
Серия № 3. Исследование особенностей тембра.
В предварительной беседе ребенку говорится о возможном изменении тембра голоса сам термин не назывался, но объясняется, что у каждого человека свой голос, по которому его можно отличить от другого человека.
Цель: выявить особенности восприятия тембра голоса.
Ход: на магнитную пленку записывались реплики героев из известных детям мультфильмов. Ребенку предлагалось послушать запись и определить героя, который говорит таким голосом.
Инструкция: «Послушай внимательно. Кто из героев мультфильма говорит таким голосом».
Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем».
Галчонок Хвастайка: «Кто там? Кто там?»
Волк: «Ну, заяц, погоди!»
Черепаха: «Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу».
Львенок: «Я на солнышке сижу,
Я на солнышко гляжу».
Обучающий эксперимент: в случае, если ребенок затрудняется назвать героя, ему предлагается несколько вариантов ответа, и спрашивается на чей голос похож больше.
Серия № 4. Исследование особенностей ритма речи.
Цель: выявить особенности ритма речи ребенка.
А) Ход: ребенку предлагается вспомнить слова на заданный ритм.
Инструкция: «Послушай внимательно сколько раз я хлопну в ладоши, подбери к хлопку слово».
1 хлопок – дом, кот, ток, сад, нос, рот.
2 хлопка – рука, мама, папа, нога, лицо.
3 хлопка – машина, голова, малина, паровоз.
Обучающий эксперимент: если ребенок не понимает условие задания, экспериментатор дает ему образец:
1 хлопок – мел, лес.
2 хлопка – кора, нора.
3 хлопка – погода, корова.
Б) Ход: ребенку предлагается вспомнить и рассказать считалку, при этом он должен учитывать ритм, заданный метрономом. Для облегчения выполнения задания ребенок может сопровождать считалку движениями рукой от себя к логопеду.
Оборудование: метроном.
Инструкция: Вспомни считалку. Послушай ритм. Расскажи считалку.
Обучающие эксперимент: в случае, если ребенок затрудняется в выполнении задания ему предлагается образец: экспериментатор рассказывает считалку «Аты-баты», при этом берет руку ребенка в свою руку и под метроном выполняет движения от себя к ребенку.