Получи документы

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста

Эльмира Мудрая
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:

1. Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира.

2. Изучение особенностей организации в ДОУ процесса ознакомления с историей создания вещей у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

3. Выявление позиции родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников.

Первое направление. Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира.

Для этого были разработаны следующие критерии и показатели:

1. Наличие представлений о предмете интереса : ориентация в прошлом предметов рукотворного мира, понимание как видоизменился тот или иной предмет.

2. Направленность интереса на историю создания и преобразования предметов рукотворного мира : рассматривает ли предмет, задает ли вопросы о предмете, о том, как этот предмет выглядел в прошлом, для чего предназначен.

3. Эмоциональность — положительная или нейтральная модальность интереса : эмоционально-положительное отношение к прошлому предметного мира или равнодушие, отсутствие эмоциональных проявлений

Определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории предметного мира осуществлялось с помощью следующих методик :

Методика № 1. Дидактическая игра «Предмет из прошлого»

Цель: выявить проявление направленности на познание предметного мира, инициативы и активности. Выявить умение детей задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца, эмоциональное отношение к заданию, к предмету.

Материал: старинный фотоаппарат, перьевая ручка, пишущая машинка.

Экспериментатор ведет наблюдение за действиями детей, их эмоциональным состоянием: проявляют ли они активность в познании предмета (рассматривают, обследуют, пытаются действовать с ним, выраженностью эмоций. После 3-4 минут взрослый предлагает ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете или предлагалось самому рассказать о предмете, загадать загадку (описать предмет, не называя его).

Уровни выполнения задания:

1 балл - низкий уровень - ребенок не проявляет выраженных положительных эмоций при рассматривании предмета, предмет не вызывает у него интереса совсем или интерес кратковременный, эпизодический, не стремится рассмотреть предмет и рассказать о нем, или самостоятельно составить о нем загадку, вопросов не задает.

2 балла - средний уровень - ребенок достаточно эмоционален, заинтересован предметом, рассматривает его, задает вопросы, но они носят репродуктивный характер: как называется сам предмет, либо его отдельные части. При предложении рассказать о предмете или составить загадку о нем, начинает формулировать, но при первой сложности отступает.

3 балла - высокий уровень - у ребенка ярко выражены положительные эмоции при рассматривании предмета, ребенок заинтересован предметом длительное время, внимательно рассматривает его, задает вопросы как репродуктивного, так и познавательного характера (для чего этот предмет, как им пользоваться, откуда он появился в группе, почему, на какой предмет он похож, какой он был раньше, как он изменялся и пр.). Пытается придумать загадку о предмете, радуется, если у него это получается. Пытается заглянуть внутрь предмета, действовать с ним.

Методика 2. Логическая задача «Что будет, если…»

Цель: выявить наличие направленности на реализацию знаний о предметном мире при решении поисковых задач, интерес к истории предметов.

Каждому ребенку индивидуально задавались следующие вопросы:

1. Что произойдет, если на земле вдруг исчезнут все автомобили?

Вопросы для беседы: На чем раньше люди передвигались? Какие виды транспорта ты знаешь? Для чего человеку нужно столько видов транспорта?

2. Что произошло бы, если бы исчезли все часы?

Вопросы для беседы: Как раньше люди узнавали время? Какие ты знаешь часы? Для чего нужно столько видов часов?

Уровни выполнения задания:

1 балл - низкий уровень - ребенок не заинтересован вопросом, ответов нет или они односложные: не знаю, потому. Отвечает, в основном, на второй вопрос.

2 балла - средний уровень - ребенок выслушивает вопрос, пытается фантазировать, отвечает на второй и третий вопросы логической задачи. Попыток ответить на первый вопрос нет.

3 балла - высокий уровень - ребенок фантазирует, дает развернутые ответы на второй и третий вопросы, пытается ответить на первый вопрос, вспоминает, где он уже встречался с подобным предметом, где видел его (фильмы, иллюстрации в книгах, дома у близких).

По результатам выполнения этих двух методик, можно дать общую характеристику сформированности познавательного интереса к истории создания вещей у детей старших дошкольников.

Низкий уровень - (1-2 балла) - характеризуется отсутствием направленности на предметы прошлого, эмоционально-положительного отношения к ним, процессу их совершенствования и преобразования; непродолжительным манипулятивным характером действий с предметами прошлого; познавательной инертностью в ситуации объяснения выбора объекта интереса.

Средний уровень - (3-4 балла) - характеризуется неустойчивостью и ситуативностью проявления направленности детей на предметы прошлого; желанием узнать о них, задать вопросы познавательного характера, осознать предмет интереса (что еще хотелось бы узнать) только при побуждении со стороны взрослого; недостаточной целенаправленностью действий по обследованию предмета и его преобразования.

Высокий уровень - (5-6 баллов) - характеризуется наличием направленности детей на предметы прошлого; желанием узнать о них, действовать с ними; устанавливать логическую связь на основе последовательности происхождения и совершенствования предметов человеком; проявлением инициативы в познании прошлого предметного мира; умением самостоятельно обследовать предмет, задавать познавательные вопросы, объяснять, что именно заинтересовало, что еще хотят узнать об этом предмете, предполагать, как это можно сделать (из каких источников получить информацию); стремлением преодолевать трудности в процессе познания предмета.

Второе направление. Изучение особенностей организации в ДОУ процесса ознакомления с историей предметного мира включало :

1. Осведомленность педагогов о проблеме развития у старших дошкольников познавательного интереса.

2. Осознание значимости проблемы ознакомления детей с историей предметного мира, а также места проектной деятельности в педагогическом процессе ДОУ.

3. Анализ предметно-развивающей среды ДОУ.

4. Анализ программы обучения и воспитания, по которой работает ДОУ на

наличие содержания знаний о прошлом предметного мира, задач развития у детей познавательного интереса к нему.

Третье направление. Выявление позиции родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников.

Была разработана анкета для родителей. Родителям предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты:

1. Чем интересуется ваш ребенок?

2. Можете ли вы назвать интересы Вашего ребенка постоянными или они изменчивы, неустойчивы?

3. В чём проявляются интересы Вашего ребенка к предметам рукотворного мира? Интересует ли ребенка, каким был этот предмет в прошлом? Откуда появился этот предмет в доме?

4. Что делается в семье для развития интересов ребенка?

5. Почему необходимо развивать познавательный интерес к предметному миру у детей с детства?

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в экспериментальной деятельности В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста У меня старшая и подготовительная группа. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Занимательный материал на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Занимательный материал на формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Колбешина Анна Владимировна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 марта 2017 в 22:37
+154Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Мудрая (УИ 354275) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 100.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД