Лучший педагог года

Методика обучения ходьбе

Юлия Дмитриева
Методика обучения ходьбе

Формирование основных движений — одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Ее изучение неотделимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.

Рассматривая целостный двигательный акт как сенсомоторное единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты. Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:

Публикация «Методика обучения ходьбе» размещена в разделах

1) сознательно управлять своими движениями;

2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;

3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни. Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях в условиях двигательной активности самого ребенка, а также в процессе организованного обучения.

Обучение ходьбе в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с "Программой воспитания в детском саду". Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ХОДЬБЕ :

Ходьба является упражнением доступным каждому ребенку и поэтому играет большую роль в физическом воспитании детей. Рассмотрим основные требования к ходьбе в разных возрастных группах.

Содержание программного материала для детей младшей группы

1. Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами).

2. Ходьба в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами,

врассыпную.

3. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).

Содержание программного материала для детей средней группы

3. Ходьба коротким и широким шагом, приставным шагом в сторону (вправо/влево).

4. Ходьба в колонне по одному, парами, с изменением направления движения, "змейкой", врассыпную, с нахождением своего места в колонне.

5. Ходьба с перешагиванием через предметы (35-40 см).

6. Ходьба по кругу, взявшись за руки.

7. Ходьба с остановкой по сигналу, между предметами.

8. Пешеходная прогулка.

Содержание программного материала для детей старшей группы

6. Ходьба выпадами, скрестным шагом

7. Ходьба с выполнением задания по сигналу.

8. Ходьба с перешагиванием через предметы.

9. Ходьба по кругу по кругу, взявшись за руки.

Содержание учебного материала для детей подготовительной группы

2. Ходьба на носках с различными положениями рук.

4. Ходьба с различными движениями рук

7. Ходьба приставным шагом вперёд и назад.

8. Ходьба перекатом с пятки на носок.

9. Ходьба в полуприседе.

10. Ходьба в колонне по одному, по два, по три, в шеренге.

12. Ходьба в сочетании с другими видами движения.

2. Техника выполнения ходьбы и бега.

Ходьба -- циклическое основное движение, естественный способ передвижения ребенка.

Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений. При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами. Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл. Таким образом, в ходьбе отмечается наличие характерных черт циклических движений: закономерная последовательность и связь фаз движений в цикле и такая же закономерная последовательность и связь циклов.

Ходьба является сложным движением. В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Правильная ходьба строится от бедра активным перекатом с пятки на носок, что обеспечивает наилучшее продвижение вперед. Правильная ходьба предполагает соблюдение определенной осанки: корпус располагается прямо, плечи расслаблены и расправлены, немного отведены назад и вниз. Живот подобран. Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. Голова располагается прямо и ровно, не напрягая шеи. Дети контролируют обстановку при движении взглядом перед собой на 1,5--2 м.

В процессе правильной ходьбы наблюдается устойчивое проявление перекрестной координации и согласованности в работе рук и ног. Руки и кисти рук расслаблены, двигаются спокойно, без напряжения, с достаточной амплитудой вперед--назад.

При ходьбе бедро выносится вперед--вверх, но поднимается не высоко. Голень толчковой ноги после отталкивания немного складывается и вместе с бедром выносится вперед--вверх. После Достижения бедром определенного положения, перед его снижением срабатывает тормоз и после небольшой паузы, одновременно с постепенным опусканием бедра вниз, раскрывается голень, Подготавливаясь к загребающему движению под себя.

Средний темп ходьбы ребенка-дошкольника составляет 148-- 172 шага в минуту, что значительно больше, чем у взрослых (120 шагов в минуту, а длина шага у них короче и колеблется в пределах 42--68 см, у взрослых -- 70--90 см. С возрастом темп ходьбы детей замедляется, а длина шага увеличивается.

3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение. Оно, согласно исследованию А. А. Саркисяна, осуществляется в игровой форме. Ребенка обучают способам правильной ходьбы методом целостного упражнения.

Значительное внимание в этом возрасте уделяется упражнениям в усложненных видах ходьбы (перешагивание через палочки, ходьба по узкой дорожке, доске и т. д.). Важно, чтобы ребенок видел безукоризненный образец ходьбы, осанки взрослого, которому он с удовольствием подражает.

Педагог должен обращать внимание на правильную осанку, координацию рук и ног, регуляцию дыхания (3 шага -- глубокий вдох; 4 шага -- длительный выдох); правильную, уверенную, спокойную манеру ходьбы, умение изменять ее: ходить, не

сгибая колен, в полуприседе, с высоким подъемом колена, широким шагом, на пятках и т. д.

Совершенствованию ходьбы, а также профилактике плоскостопия способствуют специальные упражнения: ходьба на носках выполняется на уменьшенной площади опоры и требует напряжения мышц голени и стопы, тем самым укрепляя свод стопы. Короткий шаг, меньший взмах руки способствуют выпрямлению позвоночника.

Детям предлагается ходьба с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, -- на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна, содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Очень полезна ходьба гимнастическая с носка, с хорошим взмахом рук, укрепляющая мышцы плечевого пояса, брюшного пресса, ног, стопы.

Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.

Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы : увеличивается длина шага с 39--40 см у детей 4 лет до 51--53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170--180 до

Первая младшая группа (2-3 года). В первой младшей группе нужно учить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Для этих целей используют различные приемы: указания педагога, его показ, имитацию, игровую форму, зрительные ориентиры. Например, воспитатель идет перед группой детей спиной вперед с флажком: «Дети, идите за мной! Смотрите на зеленый флажок. Какой он красивый, как развевается!». Малыши идут за взрослым, размахивая флажками, держа голову прямо. Чтобы научить детей выше поднимать ноги, следует использовать упражнения в ходьбе с перешагиванием через шнур, кубики. При выполнении ходьбы на носках эффективен такой прием: «Вот какие мы большие!». Развитию пространственной ориентировки служат зрительные ориентиры и ходьба в заданном направлении -- к кукле, мишке.

Вторая младшая группа (3-4 года). Вводится ходьба на носках с высоким подниманием коленей, с изменением направления, с выполнением различных заданий (остановиться, присесть, повернуться лицом к окну, стене, воспитателю). Ходьбу на носках с высоким подниманием коленей необходимо чередовать с обычной ходьбой. Продолжительность каждого упражнения в начале года не должна превышать 5 секунд, а к концу года -- 10 секунд.

Средняя группа (4-5 лет). В средней группе ставится задача закрепить умение ребенка ходить, координируя движения рук и ног. Для этого в вводной части занятий следует использовать ходьбу с ускорением и замедлением, а также чередовать ходьбу с бегом. Во время ходьбы надо периодически напоминать детям, чтобы они не опускали голову, спину держали прямо. Закреплению навыка сохранять правильную осанку, укреплению мышц и связок стопы способствует ходьба на носках со сменой положения рук. В этой группе вводится ходьба на пятках и наружных сторонах стоп. Эти упражнения должны быть непродолжительными (5-10 секунд, они проводятся в чередовании с другими видами ходьбы. При обучении ходьбе мелким и широким шагом используются зрительные ориентиры (начерченные мелом линии, плоские обручи и др.).

Старшая группа 5-6 лет). Детей необходимо приучать выполнять все виды ходьбы четко, ритмично, с правильной осанкой и координацией. Так, при ходьбе на носках ребенок должен двигаться выпрямившись, чуть сгибая ноги в коленях; при ходьбе на пятках, на внешней стороне стопы двигаться ритмично, в общем темпе, стараясь выпрямиться. При обучении мягкому, эластичному шагу используются акцентированный перекат с пятки на носок и активные движения рук.

Подготовительная группа (6-7 лет). Дети совершенствуют технику ходьбы с разным положением рук. На одном занятии можно использовать упражнения в четырех-пяти видах ходьбы (повторяются пять-шесть раз примерно по 5 секунд). В летнее время детей следует упражнять в ходьбе по естественному грунту, песку, дорожке из камней, с подъемом и спуском, с перешагиванием (используются разные способы ходьбы).

Методика обучения бегу детей дошкольного возраста

Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают ли они детское учреждение или играют на площадках во дворах. Бег входит в содержание многих видов движений: от умения правильно выполнять бег зависит, например, успешность прыжков в высоту и длину с разбега, выполнение спортивных упражнений, включающих элементы игр в бадминтон, волейбол, баскетбол.

В беге необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения.

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко поднимая колени, имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

При обучении бегу детей старшего возраста педагог меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может слу­жить примером.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу, детям старших групп следует предлагать дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь про­должить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими дви­жениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги — не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.

Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в медленном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков, бег с меняющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.

Обычный бег. Правильной техникой такого бега считается: умение бегать свободно, легко, с естественными движениями рук. Руки полусогнуты в локтях, пальцы свободно согнуты (но не сжаты в кулаки). При беге руки движутся вперед-вверх примерно до уровня груди несколько внутрь, затем отводятся локтями назад — в стороны. При беге небольшими шагами слегка согнутая в колене нога ставится на переднюю часть стопы. При более широких беговых шагах нога ставится с пятки с последующим эластичным опусканием на всю стопу. При отталкивании нужно разогнуть ногу в колене. Носки стоп в стороны не разводятся. Туловище слегка наклонено вперед, голова с ним на одной линии, грудь и плечи развернуты, плечи не поворачивать вслед за рукой, чтобы не вызвать чрезмерного поворота туловища.

Обычный бег можно проводить в различных построениях: в колонну по одному, парами, по кругу, «змейкой» и т. д. Примерная продолжительность непрерывного бега возрастает постепенно с 10—15 с в младших группах до 35—40 с в старших (повторяется 2—4 раза с перерывами). Для детей 6—7 лет в конце учебного года длительность бега может быть в пределах одной минуты, так как в течение года дети овладевают элементами правильной техники бега, растет их функциональная подготовка.

Бег с высоким подниманием колен. Бежать поднимая сог­нутую в колене ногу под прямым углом, ставить ее на пол мяг­ким, эластичным и в то же время достаточно энергичным дви­жением на переднюю часть стопы. Шаг короткий, с незначи­тельным продвижением вперед. Корпус прямой и слегка откинут назад, голова высоко поднята. Руки можно поставить на пояс. Чередовать с обычным бегом или ходьбой.

Бег широким шагом. Делать широкие шаги, увеличивая тол­чок и время полета (как бы перепрыгивая через воображаемое препятствие). Ногу ставить с пятки перекатом на всю стопу. Толчковую ногу стараться полностью выпрямлять, энергично отталкиваясь. Движения рук свободные и размашистые.

Бег скрестным шагом. Выполнять захлестом почти прямых ног: правой — влево, левой — вправо. Нога ставится на стопу.

Бег прыжками. Выполняется энергично, широким размаши­стым движением. Толчок делать вперед-вверх.

Челночный бег. Широкий стремительный шаг чередуется с резким торможением в конце при движении по прямой и часты­ми шагами на поворотах. Перед сменой направления темп бо­лее частый, шаги короче, колени больше согнуты, чтобы сохранить равновесие. Движения рук естественные, помогающие дви­жению по прямой и на поворотах.

Бег в сочетании с подлезанием под палки, пролезанием в обруч, перепрыгиванием, прыжком вверх. Здесь надо уметь замедлять и ускорять темп бега перед преодолением препятствия.

У детей от 4 до 7 лет значительно изменяется скорость бега. Согласно полученным данным время бега на дистанцию 10 и 30 м неуклонно сокращается

Публикации по теме:

Фотоотчёт об обучении детей старшей группы ходьбе на лыжахФотоотчёт об обучении детей старшей группы ходьбе на лыжах Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает,.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки»Методика обучения основам нотной грамоты «Музыкальные тропинки» Методика «Музыкальные тропинки». Разработала и реализовала : музыкальный руководитель первой квалификационной категории Ведгун Елена Сергеевна.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.

Методика Рене Жиля в работе с детьми в школе Каждый педагог - психолог выбирает себе необходимый инструментарий в работе. Для определения внутрисемейных отношений хорошо подходит тест.

Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 летМетодика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2–3 лет Методика занятий с дидактическим настольным материалом для детей 2-3 лет. Для малышей дидактический настольный материал является не только.

Клавесы: методика работы с детьмиКлавесы: методика работы с детьми Клавесы (простейший кубинский народный ударный инструмент африканского происхождения) – две палочки из гладкого твёрдого дерева, при помощи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика обучения ходьбе
Опубликовано: 23 января 2023 в 11:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД