Получи документы

Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте

Екатерина Иванова
Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Методика поэтапного формирования исполнительства

в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте

Знакомство с детскими музыкальными инструментами.

Знакомить с детскими музыкальными инструментами начинаю уже в группе раннего возраста. Дети танцуют под игру куколки на бубне, затем сами подыгрывают ей на погремушках, звенят колокольчиками, чтобы разбудить мишку, позвать из домика Снегурочку, Петрушка знакомит детей с деревянными ложками.

Музыкально-дидактические игры

Публикация «Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Для знакомства со способами звукоизвлечения, развития ритмического, динамического, тембрового слуха играю с детьми в музыкально-дидактические игры.

Для умения реагировать на начало и окончание музыки играем в музыкально – дидактическую игру «Прятки», звучит музыка – дети звенят колокольчиками, по окончании музыки по показу воспитателя прячут их за спину. Для развития динамического слуха играем в игру «Громкие и тихие звоночки», в «Пляске с погремушками» дети знакомятся с двухчастной формой музыки, выполняя лёгкий бег, и танцевальные движения с погремушками. Постепенно действия детей становятся самостоятельными, они чувствуют и отмечают хлопками и игрой на ударных инструментах сильные доли в музыке.

Для развития ритмического слуха играем в игру

«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.

Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.

- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)

Топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Во второй младшей группе продолжаю знакомить детей с ударными музыкальными инструментами. При обучении игре на музыкальных инструментах большое значение уделяю музыкально – дидактическим играм.

В игре «К нам гости пришли» развивается ритмическое и тембровое восприятие.

Игровой материал. Игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится и в свободное от занятий время.

В музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида дети знакомятся с приёмами игры на бубне : встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки, на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши.

В игре «Птица и птенчики» дети знакомятся со звучанием металлофона.

В средней группе в музыкально-дидактические игры включаю несложные музыкальные фразы из знакомых песен и попевок «Андрей – воробей», «Дождик», «Мы идём с флажками». Дети прохлопывают их ритмический рисунок, в дальнейшем передают его музыкальным молоточком, на бубне или металлофоне (на одной пластинке, знакомясь с приёмами звукоизвлечения.

На последующих занятиях дети могут исполнить попевку сразу на нескольких инструментах. Также предлагаю детям подыграть мне или воспитателю на каком-либо инструменте.

Для развития у детей интереса к игре на музыкальных инструментах применяю игру «Музыкальный кубик»

Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты:

• Бубен

• Барабан

• Ложки

• Дудочка

• Колокольчик

• Маракас

(эти же инструменты изображены на гранях кубика).

Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами:

Все играет и поет,

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, у которого в руках кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и исполняет ритм знакомой песенки, дети отгадывают. Игра продолжается.

В старшем возрасте помогаю детям осваивать приемы звукоизвлечения на металлофоне: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже.

В подготовительной группе диапазон попевок расширяется, усложняется их ритмический рисунок. Для развития звуковысотного слуха предлагаю детям моделировать движение мелодии на музыкальных лесенках и фланелеграфе с нотным станом. Исполняем попевки - р. н. п. «Петушок», «Во саду ли в огороде»

В подготовительной группе из детских музыкальных инструментов знакомлю с аккордеоном, показываю как правильно сидеть и держать инструмент. Показываю игру только правой рукой.

Также в своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:

«Кубик - оркестр»

Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

«РОНДО» Музыка В. А. Моцарта

Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.

Ход игры: Дети берут любые инструменты, которые есть в наличии в группе (бубны, капельки, коробочки, маракасы) и встают по кругу.

На 1 часть музыки - дети ритмично играют на инструментах.

На 2 часть музыки – дети гуляют и меняются инструментами.

Игра повторяется несколько раз.

Результатом обучения игре на музыкальных инструментах является игра в ансамбле или оркестре на праздниках и развлечениях.

АНСАМБЛЬ

совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками

[b]ОРКЕСТР [/i][/b]

коллектив музыкантов-инструменталистов, объединённых для совместного исполнения музыкальных произведений

ВИДЫ ОРКЕСТРОВ В ДЕТСКОМ САДУ.

Существует несколько разновидностей детского оркестра:

Шумовой - в его состав входят ударные инструменты, не имеющие звукоряда: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т. п. Такой оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов с простым и чётким ритмом (2/4, 4/4).

Ударный – в этом оркестре присутствуют ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Этот вид оркестра используется в конце года в средней группе и старших возрастных группах.

Смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т. п.).

Методы и приёмы при работе над произведением.

1. Вспоминаем названия инструментов и способы звукоизвлечения (если давно не играли).

2. Слушаем произведение, считаем части, применяя музыкально – дидактические игры

«Определи форму музыкального произведения», «Громко-тихо» на различение динамических оттенков.

3. Обсуждаем характер частей и выбираем инструменты для каждой части (оркеструем).

4. Работа по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм разных групп инструментов.

Разучивание партии каждого инструмента мы всегда начинаем с прохлопывания ритма. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Также на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения, и во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух.

Мы используем простейшие «тик-так», «дин-дон».

5. Разучиваем партии с инструментами.

При разучивании партий с инструментами предлагаю детям помочь друг другу. Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками. Получается, что все оркестровые партии разучиваются сразу со всеми детьми.

В партии металлофонов вместо слов называем ноты.

Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Показываю партию всем детям, но в дальнейшем играем на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой. Нотную грамоту, как таковую, мы не изучаем, но играем, называя ноты. При разучивании партии я помогаю детям подсказками «соседняя нотка, через нотку, через две нотки».

7. Исполняем произведение целиком.

Для выразительного эмоционального выступления использую такие моменты:

• Игра в костюмах

• Перекличка инструментов

• Эффектное окончание

• Предпочтения детей

Интеграция содержания образовательных областей

Особое внимание в Программе «От рождения до школы» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Решению этих задач во многом способствует игра в оркестре, т. к. при использовании формы «оркестр» происходит интеграция содержания образовательных областей:

1. Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)

2. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей. («Физическое развитие»)

3. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, темб-

ральный слух («Познание)

4. Хорошо подобранный репертуар расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.

5. Игра в оркестре развивает у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.

6. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышле- ние, музыкально-эстетическое восприятие.

7. Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей.

Основная цель музыкально-эстетического воспитания детей – развитие гармоничной личности посредством музыкальной деятельности.

Игра в оркестре даёт возможность решить эти задачи с отличными результатами, т. к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все.

Литература

• Примерная общеобразовательая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

• «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах» Н. Г. Кононова

• «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова

• С. Бублей «Детский оркестр»

• «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова

• Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»

Публикации по теме:

Конспекты коллективного труда в старшем дошкольном возрасте КОНСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Курочкина Татьяна Владимировна КОНСПЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ.

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте. Шестилетние дети понимают не только.

Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте Доклад «Музыкально – дидактические игры: их значение и особенности для развития способностей в старшем дошкольном возрасте» Содержание.

Музыкально-литературная гостиная «Зимушка хрустальная» в старшем дошкольном возрасте 1. Ведущий: Каждое время года имеет своё очарование и красоту, свою неповторимость. Но русская красавица-зима - искрящаяся, сверкающая –.

Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте Аннотация В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма у детей в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается феномен патриотизма.

Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного.

Подвижные игры на прогулке в старшем дошкольном возрасте.Подвижные игры на прогулке в старшем дошкольном возрасте. В игре детей есть часто смысл глубокий. И. Ф. Шиллер. Подвижная игра — одно из средств всестороннего воспитания и развития старших дошкольников.

Викторина «В мире насекомых» в старшем дошкольном возрасте Викторина «В мире насекомых» в старшем дошкольном возрасте Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Воспитание патриотизма в Старшем дошкольном возрасте (из опыта работы). У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются и расширяются представления об окружающем их мире, о деятельности людей, о предметах.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 26 марта 2017 в 14:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Иванова (УИ 552795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД