Екатерина Иванова
Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Методика поэтапного формирования исполнительства
в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте
Знакомство с детскими музыкальными инструментами.
Знакомить с детскими музыкальными инструментами начинаю уже в группе раннего возраста. Дети танцуют под игру куколки на бубне, затем сами подыгрывают ей на погремушках, звенят колокольчиками, чтобы разбудить мишку, позвать из домика Снегурочку, Петрушка знакомит детей с деревянными ложками.
Музыкально-дидактические игры
Публикация «Методика поэтапного формирования исполнительства в детском смешанном оркестре в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Для знакомства со способами звукоизвлечения, развития ритмического, динамического, тембрового слуха играю с детьми в музыкально-дидактические игры.
Для умения реагировать на начало и окончание музыки играем в музыкально – дидактическую игру «Прятки», звучит музыка – дети звенят колокольчиками, по окончании музыки по показу воспитателя прячут их за спину. Для развития динамического слуха играем в игру «Громкие и тихие звоночки», в «Пляске с погремушками» дети знакомятся с двухчастной формой музыки, выполняя лёгкий бег, и танцевальные движения с погремушками. Постепенно действия детей становятся самостоятельными, они чувствуют и отмечают хлопками и игрой на ударных инструментах сильные доли в музыке.
Для развития ритмического слуха играем в игру
«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
Программное содержание: Учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
- Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Во второй младшей группе продолжаю знакомить детей с ударными музыкальными инструментами. При обучении игре на музыкальных инструментах большое значение уделяю музыкально – дидактическим играм.
В игре «К нам гости пришли» развивается ритмическое и тембровое восприятие.
Игровой материал. Игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.
Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, птичка летит под звон колокольчика.
Игра проводится и в свободное от занятий время.
В музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида дети знакомятся с приёмами игры на бубне : встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки, на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши.
В игре «Птица и птенчики» дети знакомятся со звучанием металлофона.
В средней группе в музыкально-дидактические игры включаю несложные музыкальные фразы из знакомых песен и попевок «Андрей – воробей», «Дождик», «Мы идём с флажками». Дети прохлопывают их ритмический рисунок, в дальнейшем передают его музыкальным молоточком, на бубне или металлофоне (на одной пластинке, знакомясь с приёмами звукоизвлечения.
На последующих занятиях дети могут исполнить попевку сразу на нескольких инструментах. Также предлагаю детям подыграть мне или воспитателю на каком-либо инструменте.
Для развития у детей интереса к игре на музыкальных инструментах применяю игру «Музыкальный кубик»
Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты:
• Бубен
• Барабан
• Ложки
• Дудочка
• Колокольчик
• Маракас
(эти же инструменты изображены на гранях кубика).
Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами:
Все играет и поет,
Кубик скажет, кто начнет!
Ребенок, у которого в руках кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и исполняет ритм знакомой песенки, дети отгадывают. Игра продолжается.
В старшем возрасте помогаю детям осваивать приемы звукоизвлечения на металлофоне: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже.
В подготовительной группе диапазон попевок расширяется, усложняется их ритмический рисунок. Для развития звуковысотного слуха предлагаю детям моделировать движение мелодии на музыкальных лесенках и фланелеграфе с нотным станом. Исполняем попевки - р. н. п. «Петушок», «Во саду ли в огороде»
В подготовительной группе из детских музыкальных инструментов знакомлю с аккордеоном, показываю как правильно сидеть и держать инструмент. Показываю игру только правой рукой.
Также в своей работе использую следующие музыкально-дидактические игры:
«Кубик - оркестр»
Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
«РОНДО» Музыка В. А. Моцарта
Цель: Развивать музыкальные и коммуникативные способности, внимание, ориентировку в пространстве, умение ощущать метроритм.
Ход игры: Дети берут любые инструменты, которые есть в наличии в группе (бубны, капельки, коробочки, маракасы) и встают по кругу.
На 1 часть музыки - дети ритмично играют на инструментах.
На 2 часть музыки – дети гуляют и меняются инструментами.
Игра повторяется несколько раз.
Результатом обучения игре на музыкальных инструментах является игра в ансамбле или оркестре на праздниках и развлечениях.
АНСАМБЛЬ
совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками
[b]ОРКЕСТР [/i][/b]
коллектив музыкантов-инструменталистов, объединённых для совместного исполнения музыкальных произведений
ВИДЫ ОРКЕСТРОВ В ДЕТСКОМ САДУ.
Существует несколько разновидностей детского оркестра:
Шумовой - в его состав входят ударные инструменты, не имеющие звукоряда: бубны, колокольчики, треугольники, кастаньеты, маракасы, трещотки и т. п. Такой оркестр можно организовать уже в младшей группе. С младшими детьми можно просто чередовать партии разных инструментов с простым и чётким ритмом (2/4, 4/4).
Ударный – в этом оркестре присутствуют ударные звуковысотные инструменты: металлофон, ксилофон. В зависимости от возраста детей и их успехов усложняется партитура и ритмический рисунок. Этот вид оркестра используется в конце года в средней группе и старших возрастных группах.
Смешанный – здесь к ударным инструментам добавляются духовые (симоны, триолы) или клавишные инструменты (органолы, аккордеоны и т. п.).
Методы и приёмы при работе над произведением.
1. Вспоминаем названия инструментов и способы звукоизвлечения (если давно не играли).
2. Слушаем произведение, считаем части, применяя музыкально – дидактические игры
«Определи форму музыкального произведения», «Громко-тихо» на различение динамических оттенков.
3. Обсуждаем характер частей и выбираем инструменты для каждой части (оркеструем).
4. Работа по частям: одновременно проговариваем словами и прохлопываем ритм разных групп инструментов.
Разучивание партии каждого инструмента мы всегда начинаем с прохлопывания ритма. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Также на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения, и во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух.
Мы используем простейшие «тик-так», «дин-дон».
5. Разучиваем партии с инструментами.
При разучивании партий с инструментами предлагаю детям помочь друг другу. Одна подгруппа играет, все остальные дублируют партию хлопками. Получается, что все оркестровые партии разучиваются сразу со всеми детьми.
В партии металлофонов вместо слов называем ноты.
Самая сложная партия, как правило, у металлофонов. Показываю партию всем детям, но в дальнейшем играем на дополнительных занятиях индивидуально или подгруппой. Нотную грамоту, как таковую, мы не изучаем, но играем, называя ноты. При разучивании партии я помогаю детям подсказками «соседняя нотка, через нотку, через две нотки».
7. Исполняем произведение целиком.
Для выразительного эмоционального выступления использую такие моменты:
• Игра в костюмах
• Перекличка инструментов
• Эффектное окончание
• Предпочтения детей
Интеграция содержания образовательных областей
Особое внимание в Программе «От рождения до школы» уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Решению этих задач во многом способствует игра в оркестре, т. к. при использовании формы «оркестр» происходит интеграция содержания образовательных областей:
1. Коллективное музицирование очень нравится детям и прекрасно развивает коммуникативные навыки. (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
2. Освоение навыков игры на музыкальных инструментах формирует первичные навыки и умения исполнительской деятельности, развивает мелкую моторику и координацию движений у детей. («Физическое развитие»)
3. Занятия в оркестре развивают у детей сенсорные способности: чувство ритма, темб-
ральный слух («Познание)
4. Хорошо подобранный репертуар расширяет его музыкальный кругозор и формирует эстетический вкус. Оркестр - это не только музицирование, но и знакомство с композиторами.
5. Игра в оркестре развивает у каждого ребенка художественно-творческие способности, ведь он не только учится исполнительству, но и принимает участие в оркестровке произведений.
6. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышле- ние, музыкально-эстетическое восприятие.
7. Наконец, занятие в оркестре дисциплинирует детей.
Основная цель музыкально-эстетического воспитания детей – развитие гармоничной личности посредством музыкальной деятельности.
Игра в оркестре даёт возможность решить эти задачи с отличными результатами, т. к. музицирование – это один из самых любимых детьми видов творческой деятельности. Кто-то любит петь, кто-то танцевать, играть в оркестре любят все.
Литература
• Примерная общеобразовательая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
• «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах» Н. Г. Кононова
• «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова
• С. Бублей «Детский оркестр»
• «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова
• Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»