МААМ-картинки

Проект по экологическому воспитанию детей второго года жизни (на примере уголка природы) (4 фото)

Светлана Ткаченко
Проект по экологическому воспитанию детей второго года жизни (на примере уголка природы)
▼ Скачать + Заказать документы

1. Значение и особенности организации природных зон в помещениях ДОУ

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с природой. Разнообразие животного мира пробуждает любознательность, побуждает детей к деятельности. Встречи с природой помогают им формировать реалистические знания об окружающем мире, воспитывать гуманное отношение к живым существам.

Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей второго года жизни (на примере уголка природы)» размещена в разделах

«Важнейшая задача детского сада – ввести ребенка в мир природы, научить понимать его, воспитывать бережное отношение к ней» (Как знакомить дошкольников, 1978). Эта задача решаема тогда, когда дети обладают элементарными знаниями о природе и владеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Т. е. залог этого не только теоретическое осмысление, но и практические знания и навыки: например, недостаточно детям знать, какие растения есть в лесу, в полях, на лугу, необходимо различать их по характерным признакам.

В процессе ознакомления детей с природой используют разные методы (Мы: Программа экологического образования детей, 2001):

1) наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и фильмов,

2) практические (игровой метод, труд, элементарный опыт,

3) словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседа).

Биоцентрический подход к методике экологического воспитания ребенка выдвигает необходимость привнесения объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности. Этому способствует создание живого уголка на территории ДОУ. Таким образом создаются условия для непрерывной, длительной и систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Разнообразие растений и животных, которые встречают дети непосредственно в природе затрудняет выделение общего, закономерного, что также создает трудности в восприятии особенностей жизни животных и растений. Уголок природы позволяет детям сосредоточить внимание на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания ребят о природе. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка. Дети получают возможность хорошо рассмотреть, например, рыбок в аквариуме, понаблюдать за ними длительное время.

2. Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка

При отборе растений и животных для уголка необходимо учитывать ряд требований. Это поможет избежать случайных обитателей, обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений (Добро пожаловать в экологию, 2003).

1) Растение или животное должно быть типичным для выбранной систематической или экологической группы. Это дает возможность ознакомить детей с общими характерными признаками, группы, образом жизни.

2) Уход за обитателями группы по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам должен быть доступен детям дошкольного возраста. Поэтому выбирают в первую очередь неприхотливые в уходе растения и животные.

3) Растения и животные в живом уголке должны быть яркими, привлекательными, способными удержать еще неустойчивое внимание дошкольника.

4) Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида, чтобы дети смогли увидеть не только общие, но и индивидуальные отличия и признаки, что, в свою очередь, приведет к пониманию разнообразия природного мира.

5) Растения и животные должны быть абсолютно безопасны.

6) Необходимо соблюдать условия нормальной жизнедеятельности объектов живого уголка: температура воздуха, влажность, уровень шума и т. д. Растения необходимо размещать так, чтобы у них был постоянный доступ к солнечному свету.

7) Уголок природы необходимо сделать ярким, удобным, уютным для детей, объекты следует разместить так, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Обитатели живого уголка подразделяются на постоянные и временные. Постоянные обитатели живут в уголке круглый год. Они включают в себя комнатные растения, рыб, кролики и т. п. Временные обитатели характеризуются сезонностью жизнедеятельности, сюда входят первоцветы, яркие декоративные растения, насекомые и т. п.

Комнатные растения – обязательные объекты живого уголка, т. к. они являются ценным дидактическим материалом. Каждое растение имеет свои сроки цветения и вегетации, требуют разного ухода: разной степени поливки, разной почвы и т. п. Именно поэтому они позволяют ребенку понять многообразие растительной жизни. Аквариум в живом уголке также формирует у ребят навыки наблюдения и ухаживания в силу относительной простоты содержания. Такой труд посилен любой группе дошкольников.

Желательным также является содержание в уголке птиц, животных, чаще всего являющимися представителями всеядной и зимующей местной фауны (канарейки, кролики, хомяки) или же неприхотливыми представителями тропической природной зоны, для которых есть возможность создать приемлемые условия жизни и содержание которых также посильно для дошкольников (волнистые попугайчики, черепашки).

3. Конспекты занятий по ознакомлению с обитателями уголка природы

Ниже представлен ряд конспектов на основе разработок программы «Детство».

3.1 Наблюдение за кошкой с детьми младшего возраста. (Мы: Программа экологического, 2001, стр. 81)

Цель занятия: способствовать появлению у детей симпатии к кошке, правильно с ней общаться. Развивать умение наблюдать, принимать цель наблюдения, внимательно рассматривать, говорить об увиденном. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о кошке: признаках внешнего вида, особенностей поведения.

До занятия воспитатель приносит кошку утром, впускает в группу, сопровождаю свои действия рассказом: «Кошка привыкла жить дома у хозяина. Сейчас ей страшно. Нашей группы она не знает. Посмотрите, как кошка узнает наш дом. Что она делает? (Ходит осторожно, нюхает вздрагивает). Не мешайте ей знакомиться с нашим домом. Не пугайте ее.» Воспитатель занимается своими делами, дети самостоятельно наблюдают за кошкой, делятся впечатлениями.

Переход к занятию должен быть непринужденный. Дети садятся вокруг воспитателя, а кошка находится у него на руках. Воспитатель поглаживает кошку, ласково с ней разговаривает. В ходе занятия он организует проявление кошкой различных способностей и задает детям вопросы

Ход занятия.

Часть 1.

Воспитатель. К нам пришла кошка. Ее зовут Муся (приговаривает: «Муся, Мусенька»). Нравиться ей у меня? Как узнали? (Не убегает, сидит, не царапается).

Часть 2.

Воспитатель. Пущу ее на пол. Посмотрим, что будет делать. (Идет, пошла). Какие у нее ноги? Сколько их у Мусеньки? Посчитаем: две и две. Впереди и сзади!

Воспитатель. Зачем ноги Мусеньке? Закройте глаза и послушайте, как ходит Муся. (Тихо, неслышно).

Воспитатель. Почему кошка ходит тихо? (Показывает лапки с подушечками.) Позови, Миша кошку. Слышали, как тихо пошла? На лапках – мягкие подушечки, поэтому ходит тихо.

3.2 Младшая группа «Домик для маленькой рыбки».

Цель: Продолжать учить детей выделять общие признаки рыб (форма туловища, плавники, хвост, покрытое чешуёй тело). Улучшать представление о строении рыбы на примере живой и игрушечной рыбы. Воспитывать у детей желание ухаживать за рыбками и аквариумом.

Материал: Аквариум с рыбкой, игрушечная рыбка, корм для рыбок, игрушка зайчик.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Дети сидят на стульчиках, перед ними стоит аквариум накрытый тканью.

Воспитатель: Ребята сядьте прямо, будьте внимательны.

2. Основная часть.

Воспитатель: Дети, вы хотите узнать что спрятано у нас под тканью? (Ответы детей). Тогда вы должны отгадать загадку: «Дом стоит до краев водой налит, без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы, все умелые пловцы.». Ребята кто же это? (Рыбки). Правильно ребята, вы угадали- это рыбки. (Воспитатель снимает с аквариума ткань).

Игра: «Быть рыбкой хорошо?»

Воспитатель: Дети, а как вы думаете быть рыбкой хорошо, или плохо? (Ответ детей).

Воспитатель: Ребята к нам в гости пришёл зайка. (Входит зайчик с игрушечной рыбкой).

Зайка: Дети я пришёл к вам в гости и принёс мышку.

Воспитатель: Зайка, ты ошибаешься- это не мышка! Дети скажите зайке кого он принёс? (Рыбку). Дети, скажите мне что есть у рыбки? (Туловище, хвост, плавники, жабры). Ребята, а зачем рыбке хвост, как вы думаете? (Помогает плавать и менять направление).

Имитация «Как плавает рыбка».

(Дети руками имитируют движения рыб)

Воспитатель: Ребята скажите мне чем игрушечная рыбка отличается от нашей живой в аквариуме? (Ответ детей).

3. Заключительная часть

Беседа «Как ухаживать за рыбкой в аквариуме»

Воспитатель: Дети посмотрите какая вода у нас в аквариуме? (Прозрачная, чистая). Как вы думаете рыбки любят такую воду? Почему? (Ответ детей). А что у нас ещё кроме воды есть в аквариуме? (Растения). Для чего они нужны рыбкам? (Ответы детей). Дети, рыбок которые живут в аквариуме нужно кормить, что едят рыбки? (Ответ детей).

Воспитатель: Ребята у меня есть корм, давайте покормим им нашу рыбку. (Воспитатель демонстрирует процесс кормления рыбки, предлагает 2-3 детям взять немного корма и насыпать в аквариум

Примеры оборудования живого уголка в детском саду

В уголок младшей группы лучше поместить многолетние растения так как навыки ухаживания за ними у детей еще не сформировались. Часто в живой уголок кладут игрушки и книги о животных.

НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ:

[/i]

Проект по экологическому воспитанию детей второго года жизни (на примере уголка природы)
Фото №1 Значение и особенности организации природных зон в помещениях ДОУ Природа неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка Фото №2 Дети постоянно соприкасаются с природой Фото №3 Разнообразие животного мира пробуждает любознательность побуждает детей к деятельности

Заключение

Правильно организованный уголок в детском саду доставит детям массу приятных впечатлений. Дети учатся лучше понимать окружающий мир во всем его многообразии. Внимание детей в этом раннем возрасте еще очень неустойчиво, а яркие животные с интересным поведением, бесспорно, привлекут внимание и позволят направить его в русло созидательной работы.

Но не следует забывать, что организация живого уголка - ответственное дело. Люди, которые берут это дело в свои руки, должны отнестись к нему со всей ответственностью.

Список использованной литературы

1. Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 1978 – 223 с.

2. Мы: Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд. испр. и доп. – С. -Пб. Детство-Пресс, 2001 г. – 240 с.

3. Добро пожаловать в экологию. Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Сост. О. А. Воронкевич. – Спб. : «Детство-Пресс», 2003. – 336 с.

Публикации по теме:

Методическое пособие «Природа Земли»Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.

Выставка «Волшебная коряга»Выставка «Волшебная коряга» Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Испокон веков люди черпали в ней сюжеты для произведений искусства. Человек –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по экологическому воспитанию детей второго года жизни (на примере уголка природы)
Опубликовано: 16 января 2014 в 15:16
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по экологическому воспитанию детей второго года жизни (на примере уголка природы)» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ткаченко (УИ 154698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД