Папки-передвижки

Методики на выявление лидерских качеств, выхода из стрессовых ситуаций у воспитанников с девиантным поведением

Бакшеева Татьяна Сергеевна
Методики на выявление лидерских качеств, выхода из стрессовых ситуаций у воспитанников с девиантным поведением

Подростки, проявляющие антисоциальную направленность в развитии, стойкость девиантных, деликвентных форм поведения, направляются в образовательное учреждение (закрытого типа) для коррекции, развития и ресоциализации личности.

Таким учреждением является государственное специальное учебно-воспитательное учреждение «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» имени народного учителя СССР Э. Г. Фельде (ГСУВУ КСОШ имени Э. Г. Фельде, муниципальное учреждение для детей и подростков с 11 до 18 лет, где им оказывается комплексная социальная, медицинская, правовая, психологическая и педагогическая помощь. Подростки поступают в учреждение, по постановлению суда, на различные сроки пребывания (от полугода до трех лет).

Публикация «Методики на выявление лидерских качеств, выхода из стрессовых ситуаций у воспитанников с девиантным поведением» размещена в разделах

Большинство воспитанников склонны к лидерству. На лидерские качества влияет умения выходить из стрессовых ситуаций конструктивным путем (умение выбрать и применить в стрессе продуктивную копинг стратегию влияет на лидерсво воспитанников). В данной статье приведем пример диагностического инструментария, который используется в групповых коррекционно-развивающих, просветительско-профилактических программах. Исследование лидерских качеств, выходу из стесса проходит по следующим методикам :

- тест «Психологический тип в общении»;

- опросник определения лидерских качеств;

- методика выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС);

- копинг-стратегии Э. Хайма.

Опросник определения лидерских качеств

Инструкция. Прочитайте, пожалуйста, вопросы и выберите ответ, который точнее всего Вас характеризует. Не задумывайтесь надолго, зафиксируйте тот ответ, который первым приходит в голову. Здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов, главное — выбрать тот, который соответствует Вашим поступкам в повседневной жизни.

Вопросы Варианты ответов Ваш выбор

1. Что для вас важнее в игре? А Победа

Б Развлечение

2. В разговоре Вы предпочитаете А Проявлять инициативу, предлагать варианты

Б Слушать/критиковать то, что предлагают другие

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в спор о частностях, не оправдываться? А Да

Б Нет

4. Нравится ли Вам, когда Вас хвалят прилюдно? А Да

Б Нет

5. Отстаиваете ли Вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? А Да

Б Нет

6. В компании, в общем деле Вы всегда выступаете заводилой, придумываете нечто такое, что интересно другим? А Да

Б Нет

7. Умеете ли Вы скрывать свое настроение от окружающих? А Да

Б Нет

8. Всегда ли Вы немедленно и безропотно делаете то, что Вам говорят старшие? А Нет

Б Да

9. Удается ли Вам в разговоре/дискуссии переубедить и привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен? А Да

Б Нет

10. Нравится ли Вам учить других (поучать, воспитывать, давать советы? А Да

Б Нет

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов.

Высокий уровень лидерства – «А»= 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства – «А»= 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства – «А» = 1-3 балла.

Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

«Коммуникативные и организаторские склонности»

В. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС)

Инструкция: «Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы «да» или «нет». Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей, постарайтесь представить себе типичные ситуации. Не следует затрачивать много времени на обдумывание».

1. Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-нибудь другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для Вас компании?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находится среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе – классе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов: Результаты обрабатываются через сравнение ответов учащихся с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям).

Ключ «Коммуникативные склонности» Ключ «Организаторские склонности»

1-да 3-нет 5-да 7-нет 9-да 2-да 4-нет 6-да 8-нет 10-да

11-нет 13-да 15-нет 17-да 19-нет 12-нет 14-да 16-нет 18-да 20-нет

21-да 23-нет 25-да 27-нет 29-да 22-да 24-нет 26-да 28-нет 30-да

31-нет 33-да 35-нет 37-да 39-нет 32-нет 34-да 36-нет 38-да 40-нет

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей школьников по формуле: К=0,05хС, где К – величина оценочного коэффициента, С – количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 – о низком уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей.

Коммуникативные склонности Организаторские склонности

Кк Баллы Уровень Ко Баллы Уровень

0,10 – 0, 45 1 Низкий 0,20 – 0, 55 1 Низкий

0,46 – 0, 55 2 Ниже среднего 0,56 – 0, 65 2 Ниже среднего

0,56 – 0, 65 3 Средний 0,66 – 0,70 3 Средний

0,66 – 0, 75 4 Высокий 0,71 – 0,80 4 Высокий

0,76 – 1,00 5 Очень высокий 0,81 – 1,00 5 Очень высокий

Тест «Психологический тип в общении»

Инструкция: Если вы хотите определить свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем- нибудь.

Интерпретация:

1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.

13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.

25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.

Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма

Описание

Методика предназначена для выявления индивидуального стиля совладения со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов личности.

Анализ результатов

Используется преимущественно качественно-содержательный анализ ответов. В ключе каждое утверждение связано с определенной копинг-стратегией. Если опрашиваемый выбирает конкретное утверждение как наиболее привычное для себя, предполагается, что соответствующая копинг-стратегия будет для него типичной. Стратегии совладания со стрессом могут быть : продуктивными, относительно продуктивными и непродуктивными. Копинг-стратегии делятся на три подгруппы:

— когнитивные,

— эмоциональные,

поведенческие.

В ключе копинг-стратегии приведены в соответствии с утверждениями. В скобках даны обозначения: П — продуктивная копинг-стратегия (помогает быстро и успешно совладать со стрессом, О — относительно продуктивная копинг-стратегия (помогающая в некоторых ситуациях, например не очень значимых или при небольшом стрессе); Н — непродуктивная стратегия (не устраняет стрессовое состояние, напротив, способствует его усилению).

Ключ

A. Когнитивные копинг-стратегии

1. Игнорирование — «Говорю себе: в данный момент есть что-то важнее, чем трудности» (О).

2. Смирение — «Говорю себе: это судьба, нужно с этим смириться» (Н).

3. Диссимиляция — «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо» (О).

4. Сохранение самообладания — «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния» (О).

5. Проблемный анализ — «Я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» (П).

6. Относительность — «Я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк» (О).

7. Религиозность — «Если что-то случилось, то так угодно Богу» (О).

8. Растерянность — «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей» (Н).

9. Придача смысла — «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам» (О).

10. Установка собственной ценности — «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными» (О).

Б. Эмоциональные копинг-стратегии

1. Протест — «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую» (О).

2. Эмоциональная разрядка — «Я впадаю в отчаяние, я рыдаю и плачу» (Н).

3. Подавление эмоций — «Я подавляю эмоции в себе» (Н).

4. Оптимизм — «Я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации» (П).

5. Пассивная кооперация — «Я доверяю преодоление своих трудностей другим людям, которые готовы помочь мне» (О).

6. Покорность — «Я впадаю в состояние безнадежности» (Н).

7. Самообвинение — «Я считаю себя виноватым и получаю по заслугам» (Н).

8. Агрессивность — «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным» (Н).

B. Поведенческие копинг-стратегии

1. Отвлечение — «Я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях» (О).

2. Альтруизм — «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю о своих горестях» (О).

3. Активное избегание — «Стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих неприятностях» (Н).

4. Компенсация — «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средств, вкусной еды и т. п.)» (О).

5. Конструктивная активность — «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление давней мечты (еду путешествовать, поступаю на курсы иностранного языка и т. п.) (О).

6. Отступление — «Я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой» (Н).

7. Сотрудничество — «Я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей» (П).

8. Обращение — «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом» (О).

Список литературы:

1. Андреев В. И. Конфликтология. – М. : Народное образование, 1995. – 128 с.

2. Жариков Е., Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.

3. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – НМЦ, Пенза, – 1994. – 344 с.

4. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М. : Просвещение, 1978. – 159 с.

5. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. : ТЦ Сфера, 2000. – 448 с.

6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : ВЛАДОС, 1995 с. – 529 с.

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Как распознать детей с аффективным поведением Для значительной части «трудных» детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Справка по итогам мониторинга сентябрь-май 2016–2017 у. г. о формировании интегративных качеств воспитанников .

Танцевальная композиция для выхода выпускников Добрый вечер,уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию танцевальную композицию для выхода выпускников под "Полонез" П. И. Чайковского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методики на выявление лидерских качеств, выхода из стрессовых ситуаций у воспитанников с девиантным поведением
Опубликовано: 27 января 2020 в 08:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД