Алина Никулина
Методология и технологии цифровых образовательных технологий в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящее сегодня бурное развитие цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу образования. Задача создания новой технологической основы для повышения качества жизни граждан на основе применения цифровых технологий, ставит перед системой образования новые вызовы. Основной целью изменений, связанных с использованием цифровых технологий в деятельность образовательных организаций является обеспечение доступности, эффективности и качества, а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, в том числе обучения по индивидуальному учебному плану.
Публикация «Методология и технологии цифровых образовательных технологий в образовательной организации» размещена в разделах
К эффектам интеграции цифровых технологий в ОУ может относиться:
Повышение успеваемости у обучающихся ;
Повышение навыков чтения и письма у обучающихся;
Повышение уровня цифровой компетентности обучающихся и педагогических работников;
Повышение гибкости управления системой образования.
Повышение прозрачности управления системой образования на разных уровнях;
К ожидаемым результатам интеграции цифровых технологий в системе образования относится :
Снижение доли неуспевающих обучающихся;
Увеличение числа обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности;
Повышение уровня учебной самостоятельности обучающихся;
Резкое снижение нагрузки на составление образовательной отчетности.
К основным принципам использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся образовательных организаций относятся следующие принципы.
Принцип интерактивности предполагает возможность постоянного интерактивного общения всех участников учебного процесса
Принцип доступности, систематичности и последовательности предполагает за счет использования информационно-образовательной среды, предполагающей разностороннее представление обучающемуся образовательного контента, переходов от простого к сложному и от сложного к простому, а от общего к частному и от частного к общему.
Принцип наглядности предполагает возможность эффективно использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы и элементы визуализации.
Принцип гибкости образовательного процесса предполагает предоставление всем участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное время, в частности осваивать образовательные программы по месту жительства.
Принцип индивидуализации предполагает самостоятельное освоение знаний и навыков обучающимся
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в образовательной организации могут быть применены следующие формы обучения:
Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной информационно-образовательной среды, функциональность которой обеспечивается образовательной организацией, а коммуникация с педагогическим работником осуществляется посредством указанной среды.
Частичное использование электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий при реализации образовательной программы предполагает чередование очных и дистанционных занятий. Данная форма характеризуется переводом частично или полностью видов учебной деятельности в информационно-образовательную среду.
Могут быть использованы следующие инструменты виртуальной коммуникации:
Радио- и телефонная связь;
Электронная почта;
Социальные сети и мессенджеры;
Видеолекции, которые могут распространяться как очно, так и проводиться онлайн;
Видеоконференции;
Форумы и дискуссии;
Вебинары (дистанционные семинары и практические занятия);
Чаты;
Графические форумы;
Сетевые интерактивные доски;
В педагогической практике выделяют следующие элементы информационно-образовательной среды :
Учебники и учебные пособия в электронной форме или с мультимедийными сопровождениями;
Сетевые пособия, справочники и дидактические материалы;
Информационные системы, в частности электронные библиотеки с удаленным доступом, базы данных;
Аудио- и видео материалы, в частности презентации;
Лабораторные дистанционные программы;
Тренинговые программы;
Контрольно-тестирующие программы;
Программный (файловый) контент, в частности нативные и браузерные приложения, дистрибутивы к ним и иной контент и сервисы.
В педагогической практике выделяют следующие методы обучения при использовании цифровых технологий :
Методы организации,осуществления, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Основная задача педагогического работника заключается в дистанционной организации индивидуальной и коллективной работы обучающихся, в определении и оперативном решении проблем в обучении через удаленное взаимодействие, в удаленной проверке домашних работ и работ, выполненных обучающимися во время дистанционного урока.
Педагогические работники:
Создают необходимые для образовательного процесса электронные образовательные ресурсы и другой информационный контент образовательного характера
Вносят корректировку в календарно-тематическое планирование, рабочие программы, в которых обозначается технология обучения, технические средства обучения и способы взаимодействия;
Осуществляют корректировку объема учебной нагрузки обучающихся;
Выстраивают индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала;
Определяют допустимый объем домашних заданий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Выясняют у родителей (законных представителей) детей наличие средств для обучения ребенка с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и проводят установочную беседу с родителями (законными представителями) на предмет создания условий для применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Организуют мониторинг фактически присутствующих обучающихся, которые обучаются с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
Обеспечивают смену видов деятельности, чередование режимов отдыха и учебной нагрузки в работе обучающихся онлайн и оффлайн;
Организуют продолжительные перерывы между уроками для отдыха глаз (от 15 до 20 мин);
Разрабатывают рекомендации для родителей (законных представителей) по закреплению учебного материала;
Готовят дидактические и иные материалы, которые возможно использовать удаленно обучающимся самостоятельно;
Осуществляют контроль успеваемости обучающихся.
Электронные образовательные ресурсы обеспечивают освобождение педагогического работника от ряда вспомогательных операций при организации учебной деятельности, в частности при организации процедуры контроля результатов работы каждого обучающегося, что затруднительно при традиционных технологиях обучения, и высвобождают время педагогического работника для индивидуальной работы с обучающимися.