Лучший педагог года

Методы работы с младшими дошкольниками по формированию чувства ритма средствами декоративно-прикладного искусства. Часть 1

Татьяна Николаевна Шерстнева
Методы работы с младшими дошкольниками по формированию чувства ритма средствами декоративно-прикладного искусства. Часть 1

часть 2

Ритм является одним из первых изобразительно-выразительных средств, которыми овладевают дети раннего и младшего дошкольного возраста. Поэтому мы спланировали на весь учебный год определённую последовательность заданий, направленных на передачу ритмом мазков, штрихов, пятен наиболее понятных детям и разнообразных явлений: «Дождик, кап-кап», «Снег, снег кружится», «Зажигаем огоньки», «Звери ходят по лесу», «Зайка серый, прыг да прыг», «Огни в окнах домов», «Лошадка скачет цок-цок» и др. Такие занятия явились основой для занятий по декоративному рисованию. Их мы включали на протяжении всего учебного года для установления связей окружающей действительности и изобразительной деятельностью.

Публикация «Методы работы с младшими дошкольниками по формированию чувства ритма средствами декоративно-прикладного искусства, Часть 1» размещена в разделах

В повседневной жизни мы обращали внимание детей на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Это могут быть и красивые вязаные шапочки, варежки, узор на платье, салфетке, скатерти и т. п. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, мы ненавязчиво объясняли детям смысл, суть такого явления.

С детьми с низким уровнем развития изобразительных навыков и умений проводили индивидуальную работу в утренний и вечерний отрезки времени. Детям очень помогали речевые проговаривания во время рисования. Например, изображая дождь, Даша Г. одновременно проговаривает «Кап-кап-кап» и ставит мазок на листе бумаги. Мы обращали внимание детей на ритм дождевых капель и предлагали передать это природное явление в рисунке. Предварительно проводили с детьми игру «Солнышко и дождик».

В таких занятиях очень эффективна такая форма работы как сотворчество. Оно помогает детям действовать коллективно. Создавая коллективные работы, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задание на одном общем листе. Например, на рисунке-панораме замечают следы зверей. «Вот пробежал волк, а за ёлкой спрятался зайка», - говорят дети, продолжая развивать свой замысел. (Занятие «Ходят звери по лесу»).

Системообразующим началом работы с детьми является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у детей действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного её освоения. Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа строили на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с искусством – чувства, которые необходимо вызвать у детей.

Мы знакомили детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства на примере Дымковской, Филимоновской, Каргопольской росписей.

Мы организовали выставку изделий Дымковских мастеров в группе. Для того, чтобы игрушки произвели сильное впечатление, их должно быть много. Расставили на столах фигурки барышень, коней, козликов, индюков, составили сюжетные композиции. Яркие живописные игрушки вызвали радостное изумление и восхищение детей. Мы рассказали детям, как называются эти чудесные игрушки, где их изготавливают, из чего. Дети долго их рассматривали, задавали вопросы.

Для обогащения представлений детей мы организовали просмотр диафильмов, открыток на соответствующие темы. Одновременно сопровождали это произведениями русского народного фольклора – загадками, потешками, прибаутками, песенками.

После накопления соответствующих знаний провели с детьми беседу обобщающего характера.

Далее работа строилась сразу в двух направлениях (второе и третье). Детей знакомили с предметами декоративно-прикладного искусства и формировали технические и изобразительные навыки и умения. Козлики, свистульки, барыни, кони и т. п. вносились нами не все сразу. Для детей важно пережить радость от общения с каждой из них. По мере знакомства игрушки объединяли в смысловые группы и обыгрывали в свободной деятельности («Зоопарк», «Праздник» и пр.).

Оба направления теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует всё большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становились всё более полными, точными, разнообразными.

Дымковская игрушка в силу доступности содержания и узора, украшающего её, использовалась нами на первых занятиях. Она радовала своей необычностью, красочностью. Чтобы возникла смысловая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будут украшать дети, мы выделяли первые элементы на «Барыне», «Водоноске» и т. п., рассмотрев юбочку, украшенную мазками, полосками и т. п., фартучек, украшенный яркой каймой из кружков и точек и др.

Дымковская игрушка рассматривалась так же как любое другое произведение искусства. Сначала целостное эмоциональное восприятие, связанное с узнаванием содержания. Внесение игрушки связывали с элементами сюрпризности, игры, сопровождали потешкой, песенкой, загадкой, обзорными комментариями. Затем обращали внимание на выяснение причин, обусловливающих красоту изделия (узор). После этого рассматривали элементы узора, их цвет и расположение. Завершали рассматривание целостным восприятием, любованием. Вместе с детьми размещали изделие на видном месте. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируем на элементе, который предстоит усвоить на колорите или композиции.

Используя такие методы и приёмы, мы стремились вызвать у детей радость, желание самостоятельно ещё раз рассмотреть тот или иной предмет, картинку.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому мы разработали цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора. Цикл таких занятий базируется на содержании общей воспитательной работы. Этот цикл занятий мы выстроили системно. В его основе – постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей.

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности : мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим, усложнение программного содержания идёт по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливании образа, применении изобразительных способов его воплощения.

В системе работы используем сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Желая поддержать интерес детей к декоративному рисованию, мы придавали занятиям игровую форму, которая помогает вызвать эмоциональный отклик у детей, заинтересовать их. Так, ребёнку предоставляется возможность «обыгрывать» конкретный образ, ситуацию. Например, дети украшают фартучек для Дымковской барышни, наряжают кукол в красивые праздничные платья, делают подарок бабушке Арине и пр.

Далее на занятиях декоративным рисованием учили детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, круги.

Мы рассматривали предметы обихода с несложными украшениями — носовые плат-ки с каймой и в клетку, ковровые дорожки, салфетки. В дальнейшем дети рисовали платок в клетку. Цель — уточнить и закрепить правильное положение руки при про-ведении широких горизонтальных и вертикальных линий. Все дети это поняли и усвоили. Далее мы показали прием прикладывания кисти плашмя - для получения следа в виде мазка.

Мазок как элемент узора красив, широко применим в разнообразных вариантах и необычайно легок по выполнению: приложил кисть и поднял. Этот прием не требует никаких усилий и напряжения, и его легко усваивают трехлетние дети. А вот расположение мазка на плоскости в определенном порядке и направлении — уже более сложная задача для детей. Поэтому мы учили, в каких направлениях делать мазок легче, в каких — труднее, и устанавливали последовательность, начиная с самого простого и постепенно усложняя:

• левые горизонтальные мазки,

• левые наклонные верхние мазки,

• верхние вертикальные мазки,

• левые наклонные нижние мазки,

• нижние вертикальные мазки,

• правые наклонные верхние мазки,

• правые наклонные нижние мазки,

• правые горизонтальные мазки

Последние мазки трудны даже взрослым, но, после трех-четырех занятий дети их осваивают. Нам казалось более целесообразным преодолеть в начале некоторые трудности при нанесении этих мазков и добиться развития мелких мышц кисти руки.

Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью широко применяется нами в обучении декоративному рисунку. Здесь особенно важны показ и усвоение технических приёмов работы с кистью. Часто кисть в руках мастеров находится в вертикальном положении, что нелегко даётся детям. Требования к показу педагогом способа действия те же, что и в других видах изобразительной деятельности.

Прикладывание кисти было показано сначала в левом горизонтальном направлении, как наиболее легком. Рисование этого элемента мы связали с простым текстом и с образом — следами на песчаной дорожке, которые сходны по форме с мазками при примакивании. Придумали такой текст: «По дорожке идут ножки, ножки делают следы» и провели показ. В момент прикладывания кисти к бумаге для усиления воздействия ритма говорилось : «топ, топ, топ». Занятие прошло живо, эмоционально. Все дети с рисунком справились и остались очень довольны.

Следующим шагом было обучение детей вертикальному прикладыванию кисти в двух направлениях — верхнем и нижнем, без поворота бумаги. Рисовать решено было ковровую дорожку, форма которой была для этого удобна. Накануне мы рассмотрели похожую дорожку, затем рисовали ее, слегка изменив рисунок (широкую белую полосу заменили рядом мазков белого цвета). Все цвета дорожки были в рисунке сохранены. С работой снова справились все дети, и лишь двое, нанося нижние мазки, не повернули руку, и пришлось им помочь. В момент прикладывания кисти к бумаге говорилось слово «листик».

Публикации по теме:

Развлечение для малышей «Зайчик в гости к нам пришёл».Развлечение для малышей «Зайчик в гости к нам пришёл». "ЗАЙЧИК В ГОСТИ К НАМ ПРИШЁЛ"Дети проходят, садятся на стульчики. В середите зала елка, за елкой на стульчике сидит заяц – мягкая игрушка,.

Речевая пятиминутка по лексической теме «Дикие животные» 1. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» «Улыбочка» «Заборчик» «Окошечко» 2. Развитие речевого дыхания и силы голоса Игра «Узнай, кто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы работы с младшими дошкольниками по формированию чувства ритма средствами декоративно-прикладного искусства. Часть 1
Опубликовано: 27 марта 2015 в 14:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД