Ковригина Юлия Игоревна
Консультация «Микроклимат семьи. Его влияние»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический микроклимат семьи — важная составляющая, поскольку в семье человек проводит большую половину жизни. Главные функции семьи — поддержка, устранение стресса, любовь к ближним, желание прийти на помощь. Эмоции передаются вербально, невербально. Через эмоциональное состояние членов семьи мир воспринимается, как враждебная или доброжелательная сущность. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Публикация «Консультация „Микроклимат семьи, Его влияние“» размещена в разделах
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Есть 2 вида психологического климата — благоприятный, неблагоприятный. Чтобы определить тип семьи по этому фактору, необходимо честно ответить на несколько вопросов:
как часто члены семьи проводят время вместе;
доставляет ли им удовольствие находиться нахождение дома;
учитывается ли мнение детей при решении текущих вопросов;
как родители и другие родственники — бабушки и дедушки — взаимодействуют со всеми остальными.
Если ответы положительные, атмосфера внутри семьи благоприятная. Если люди не знают ответа на вопрос или отвечают негативно, значит отношениям, собственному поведению нужно уделить внимание.
Особенно опасен негативный опыт семейных отношений для растущего поколения. Дети, выросшие в неблагополучной среде, имеют психические отклонения, склонны к насилию, или наоборот — принимают позицию жертвы. Малыши чаще болеют, испытывают состояние тревожности. Это потенциальные клиенты психологов, психотерапевтов. Они строят отношения, напоминающие их собственные в детстве.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Главные черты этого стиля определяются основными
положениями гуманисической психологии.
Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается
в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, как правило, бессознательно. На стиль же воспитания оказывают влияние личностные качества родителей.
Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, корректируя личностные качества родителей, относящейся главным образом к сфере «Я».
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания способствуют значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности.