Уваркова Евгения
Мини-музей часов в формировании представлений о времени у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная педагогика в детском саду является одним из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Так с какого же возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Публикация «Мини-музей часов в формировании представлений о времени у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Часы, часики. Мини-музеи
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Задачами мини-музея являются обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Я бы хотела познакомить с мини-музеем, который был создан для развития познавательной активности воспитанников с особыми возможностями здоровья в группе для детей с нарушением зрения. Это мини-музей часов: «Будильники, часы и часики».
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Деятельность мини- музея часов делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт наиболее благоприятные условия для усвоения детьми чёткого представления о времени.
Его цель: создание системы работы по формированию временных представлений у детей подготовительной группы через деятельность мини-музея.
Задачи мини-музея часов:
1. Формировать представления о музее. Познакомить детей с временными представлениями посредством мини- музея часов.
2. Включение родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по данной теме.
3. Расширять знания детей об умениях ориентироваться во времени с древних времён и по сей день.
4. Ознакомление с различными видами часов.
5. Дать представление о единицах измерения времени.
6. Формирование привычки рационального использования времени.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
1. Учёт возрастных особенностей детей.
2. Наглядность, последовательность.
3. Знакомство с часами (циферблатом) и понятием определения времени с опорой на интересы ребёнка.
4. Взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.
5. Сотрудничество, взаимоуважение
Был разработан план работы по созданию мини-музея «Будильники, часы и часики».
1. Подготовительный этап: Родительское собрание.
Определение темы и названия музея.
Выбор места для размещения.
2. Практический этап: Сбор экспонатов. Оформление выставки
Индивидуальная работа с детьми. Проведение экскурсий.
3. Подведение итогов: Праздник часов. Оценка результата.
Экспонатами в нашем мини-музее являются часы. Есть экспонаты, изготовленные детьми и родителями. Большой интерес у детей вызвали песочные часы. В нашем музее большое количество современных часов. Среди них настенные, настольные, наручные, карманные часы, будильники, развивающие часы для детей, часы-книги.
Деятельность мини-музея часов делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей развивает интерес к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, знакомит детей с историей возникновения часов, разными видами часов.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- экскурсии
- образовательная деятельность с элементами игры
- творческие задания
- исследовательская деятельность
- игры-развлечения
- игры путешествия
- интеллектуально-творческие игры
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.