Виктория Кукина
Мини-музей «История развития информационных технологий и вычислительной техники»
▼ Скачать + Заказать документы
«История развития информационных технологий и вычислительной техники»
Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть в нашем мини-музее «Живет в нём вся Вселенная, а вещь обыкновенная».
А давайте вспомним как нужно вести себя в музее.
Правило №1- НЕ шуметь в музее! Скажите, ребята, можно уходить с экскурсии, играть, бегать в музее?
Правило №2 НЕ бегать. «Да, в музее интересно, но для бега тут не место: пострадают экспонаты, посетители, ребята.» - Ребята можно ли их трогать экспонаты руками.
Правило №3 НЕ трогай экспонаты руками!
«Надо твердо детям знать: в руки экспонат не брать, все глазами изучать!»
Публикация «Мини-музей „История развития информационных технологий и вычислительной техники“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
- О каких ещё правилах поведения в музее вы знаете? Молодцы, ребята, вы хорошо знаете правила поведения в музее.
Итак, наш музей был создан педагогами МБУДО «Центр информационных технологий», которые собрали для Вас различные предметы, демонстрирующие то, как развивалась вычислительная техника и информационные технологии.
Этапы информационных технологий.
1 этап: перо, счеты и др.
На каком уроке или занятии вы учитесь считать?
Чем можно пользоваться, чтобы считать, если это трудно сделать в уме?
Мы прекрасно понимаем, что счет – это жизненно важная необходимость.
Как люди научились считать, если умение этому «искусству» на каждом этапе развития человечества становилось просто необходимостью? В процессе охоты при окружении зверя старшему охотнику требовалось правильно расставить людей, чтобы взять животное в кольцо. Для этого он на пальцах показывал, в каком месте и скольким людям требуется занять нужные позиции. В торговле для обозначения цены также применялась математика пальцев рук (и ног, если стоимость была высокая).
К примеру, при обмене сделанного копья на шкурки животных, продавец клал руку на землю и показывал, что напротив каждого пальца требуется положить шкурку. К слову, загибание пальцев обозначало сложение, а их разгибание – вычитание. Это были первые математические примеры, объясняющие, как древние люди научились считать в далеком прошлом.
Вычислительные операции применялись во время обмена продуктами питания и орудиями труда с другими племенами, для составления календарей миграции животных, на которых охотились древние люди, и для определения времени посадки растений.
Итак, естественными «счетными устройствами» были пальцы рук и ног, которых древним людям вполне хватало для нехитрых расчетов. Результаты счета фиксировались с помощью узелков на веревках или зарубок на ветках деревьев и костях животных.
(Детям выдаются верёвочки. Они завязывают 3-4 узелка)
Со временем стали появляться более сложные приборы для вычислений. Первым из них считается абак, придуманный в Вавилоне в III тыс. до н. э. Абак представлял собой дощечку с углублениями, по которым передвигали косточки или ракушки, имевшие определенное числовое значение. Такие счеты служили главным образом для выполнения действий сложения и вычитания.
(Демонстрируется экспонат экспозиц В V в. до н. э. египтяне усовершенствовали конструкцию, начав использовать вместо линий и углублений проволоку с нанизанными камешками.
Абак завоевал популярность во всем мире, а в ходе продолжительной эволюции сформировались три основных вида абака — китайские, японские и русские счеты. Все они сохранили свое назначение и с успехом применяются до сих пор.
(Демонстрируются счеты).
Счёты — простое механическое устройство для выполнения арифметических расчётов, согласно одной версии происходят от китайского счётного приспособления суаньпань, согласно другой имеют собственно русское происхождение.
Представляют собой раму, имеющую некоторое количество спиц; на них нанизаны костяшки, которых обычно по 10 штук.
(Детям предлагается пересчитать количество костяшек на спице).
А для чего нужны счеты, мы узнаем, посмотрев небольшой мультик.
(Дети проходит к экрану, садятся напротив. Демонстрируется видео фрагмент мультика оригами Бумажки 1000 и 1 икринка).
-Для чего используют счеты?
(Беседа по просмотренному).
Счёты являются одним из ранних вычислительных устройств и вплоть до конца XX века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле, пока их не заменили другие устройства. (Дети подходят к месту экспонирования счётных устройств).
Быстро умножить например 6538 на 7429 можно с помощью «палочек Непера» (демонстрируются, которые получили название по имени автора. Непер вошел в историю как изобретатель таблицы логарифмов.
Для сложных расчетов изобрели логарифмические линейки
(демонстрируются). Инженеры долгое время ими пользовались.
Механическое устройство для счета назвали арифмометром.
(Демонстрируется устройство арифмометра «Феликс»)
А что заменило эти устройства, вы узнаете, сложив разрезную картинку.
(Дети подходят к столам, на которых разложены разрезные картинки по количеству экскурсантов. Складывают разрезную картинку. Получается изображение калькулятора).
Что у вас получилось?
(Дети подходят к месту экспонирования калькуляторов.
Демонстрируется разнообразие калькуляторов).
Посмотрите на кнопки калькулятора.
-Что вы замечаете?
-Сравните с кнопками набора цифр вашего телефона.
(Дети высказывают предположения).
Цифровые значения на калькуляторах возрастают снизу вверх, а не сверху вниз, как на телефоне – калькуляторы происходят от механических машин счета, где цифры традиционно располагаются снизу вверх. Телефоны, в свою очередь, очень долго были снабжены особым вращающимся диском, а потому, в том время, как стали выпускаться кнопочные аппараты, расположение цифр было решено сделать, похожим на то, каким оно было на диске – сверху вниз, с нулем в конце.
(Дети выполняют по инструкции экскурсовода простое арифметическое действие).
Кроме обыкновенных, есть инженерные калькуляторы. Существуют штурманские, медицинские, налоговые и другие разновидности.
Калькулятор входит в каждую операционную систему. Мы встречаем его и в телефонах, и в компьютерах.
Второй этап (с конца XIX века) — «механическая» технология, инструментарий которой составляют: пишущая машинка, телефон, фонограф, почта, оснащенная более совершенными средствами доставки. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
Телефоны
-Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации.
Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер, позже использовали звуки барабанов.
Использовали колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это.
Звон колоколов – это сигнал, предупреждение людей, например о пожаре
Вскоре люди придумали новый способ передачи информации «Голубиная почта»
Голубя к любому адресу не пошлёшь. Зато к своему родному летку, эта птица возвращается с упорством, преодолевая весьма далёкие расстояния - до 300 км. А отдельные, хорошо обученные, почтовые голуби способны найти свою родину на расстоянии более тысячи километров! .
Но время шло. И вот был изобретен первый телефонный аппарат Он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали «ТЕЛЕФОН». Слово «телефон» означает: первая часть «теле» - далеко, вторая часть – «фон» - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко.
ПЕРВЫЕ ТЕЛЕФОННЫЕ АППАРАТЫ
Со временем изобретатели, придумывали новые телефонные аппараты
Позднее виды телефонов менялись и люди изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск. Это было не очень удобно: уставал палец, диск вращался медленно.
Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении, с собой его взять нельзя.
Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации. И вот изобрели мобильный телефон.
Мобильный – означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился. Давайте рассмотрим телефонные аппараты. В некоторые современные аппараты встроены автоответчики, если нас нет дома человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас.
Третий этап (40-60-е годы XX века) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляют: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные магнитофоны. Изменяется цель технологии. С формы представления информации акцент постепенно перемещается на формирование ее содержания.
Четвертый этап (с начала 70-х годов) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии существенно смещается на формирование содержательной стороны информации.
Пятый этап (с середины 80-х годов) — «компьютерная» технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с большим количеством стандартных программных продуктов различного назначения. На этом этапе создаются системы поддержки принятия решений специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления. Они реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникационную связь. В связи с переходом на микропроцессорную базу значительно изменяются технические средства бытового, культурного и прочих назначений. В различных областях начинается широкое использование телекоммуникационной связи, локальных компьютерных сетей.
А теперь у вам 1 минутка, чтобы вы самостоятельно осмотрели экспозицию и задали один вопрос. Попробую на него ответить.
(Дети выполняют инструкцию. Беседа).
-Что сегодня на экскурсии вы увидели? Что было для вам самым интересным? (Беседа).
Спасибо за интерес к нашему мини- музею. Ждём вам снова. До новых встреч!