Анна Юрьева
Мини-музей как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Березка»
«Мини-музеи как средство развития детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель
Юрьева А. А.
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Публикация «Мини-музей как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление помещения» октябрь 2022
Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфереличностного воспитания детей, создающая условия погружения личности вспециально-организованную предметно-пространственную среду.
Н. А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
Опираясь на ФГОС ДО, целевые ориентиры предполагаютформирование у детей дошкольного возраста следующих предпосылок кучебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другимлюдями самому себе;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным норма поведения и правилам в разных видах деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально -организованную предметно-пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.
Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини-музей?», «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как
увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всем
участникам воспитательного процесса?» ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников: детей, их родителей, воспитателя.
Постоянно развивающаяся познавательная активность дошкольников должна поддерживаться всей атмосферой жизни в группе детского сада. Обязательным элементом образа жизни является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, которые они сами и создают. А мы должны подтолкнуть ребёнка на поиск ответов. Как это сделать? Дать детям обычный ответ в виде традиционного занятия, или же побудить детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы, используя метод погружения в интересующую ребенка тему. Первый вариант самый простой, но эффективен ли он? В своей работе я выбрала второй. Так я перешли от традиционной формы организации «готовой» среды, регламентированной «заорганизованной» деятельности дошкольника к мини – музею.
Цель: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.
Задачи:
1. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОО.
2. Создание единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей.
3. Вовлечение детей в общественные связи и обогащение социальным опытом.
4. Сформировать у дошкольников представления о музее.
5. Развить познавательные способности, познавательную деятельность и формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
6. Разработать и опробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Свою работу я провожу по трем направлениям:
Работа с детьми;
Работа с педагогами;
Работа с родителями.
Задачи по направлениям:
С детьми:
1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
2. Способствовать формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.
3. Научить детей коллекционированию, аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развитию любознательности и познавательной активности.
4. Воспитать качества, нужные для исследовательской работы, способствующие развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
С родителями:
1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;
2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьмипознавательной и продуктивной деятельности.
С педагогами:
1. Создать условия для повышения профессионализма в проектнойдеятельности по созданию и организации мини-музея.
2. Разработать систему планирования познавательной деятельности детей впространстве мини-музея.
3. Стимулировать саморазвитие педагогов, поделиться с ними своим опытом работы.
Направления деятельности мини-музеев :
Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-
музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.
Экспозиционное. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то
или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью
не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
Экскурсионное. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Предполагаемый результат:
- В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности у воспитанников будут расширены представления о природном и социальном мире;
- У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;
Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках
мини-музея будет осуществляться через:
* формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;
* совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного
восприятия (сенсорный опыт);
* использование метода проектов в образовательной работе с детьми;
* организацию интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематическихвечеров и музейных праздников;
* взаимодействие мини - музея с предметной средой группы,
* организацию встреч с интересными людьми;
Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местомпознания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детейи родителей.
В 2014 году–мини-музей «Киндерландия».
В 2015 году– мини-музеи «Книги», «Транспорт»(приложение 2).
Такие мини – музеи как : «Книги», «Транспорт» - в нашей группе долгосрочные. Они были открыты в старшей группе, но возвращаясь к ним в подготовительной, дети общаются в нем, основываясь не только на своих старых – стимульных знаниях, но и на новых дополнительных. Потому что наши мини –музеи живые, экспозиции постоянно пополняются, соответственно наглядность в них не однодневная, а несущая информацию ежедневно.
Сбор экспонатов для музея и организация его экспозиций – дело не простое.
Кроме того, экспонаты и дети должны говорить на одном языке. Задача эта решается разными способами, один из которых привлечение к открытию музеев родителей.
Особое место в работе музея у нас занимают экскурсии. И это вполне закономерно, в каком музее не бывает экскурсий? Экскурсоводами становятся по желаниюсами дети и даже сами родители! Причём у каждого ребёнка есть свой любимый мини– музей, о котором он с удовольствием расскажет другим детям. Экскурсии организуются для детей младших и средней групп, родителей. Конечно, со стороны педагога проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии. Обычно, это ролевая игра, в которой дети знакомятся с правилами поведения в музее, с правилами проведения экскурсий, и примеряют на себя образ экскурсовода.
Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия – экскурсии, выставки, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами, проводятся занятия с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей с активным использованием технических средств и ИКТ : звукозаписи, фотографии, презентации, видео-фильмы. Пример: НОД «В волшебный лесу», с медиа–презентацией, рассматриванием настоящего природного материала, фотографий, картинок.
При ознакомлении детей с экспозициями музеев широко используются игровые
методы и приёмы, такие как: игровые ситуации (пример, «Путешествие по волшебному лесу», «Супер транспорт» и др., игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», сюжетно – ролевые игры («Экскурсии в музеи», «Магазин игрушек», игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод») и т.