Лучший педагог года

Мини-музей как средство развития детей дошкольного возраста (2 фото)

Анна Юрьева
Мини-музей как средство развития детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Березка»

«Мини-музеи как средство развития детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Воспитатель

Юрьева А. А.

Мини-музей как средство развития детей дошкольного возраста

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Публикация «Мини-музей как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфереличностного воспитания детей, создающая условия погружения личности вспециально-организованную предметно-пространственную среду.

Н. А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».

Опираясь на ФГОС ДО, целевые ориентиры предполагаютформирование у детей дошкольного возраста следующих предпосылок кучебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другимлюдями самому себе;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным норма поведения и правилам в разных видах деятельности;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально -организованную предметно-пространственную среду. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музея, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. «Как создать мини-музей, «Где взять экспонаты для экспозиции?», «Как

увлечь детей и родителей этой деятельностью, что бы она была интересна всем

участникам воспитательного процесса?» ответы на эти вопросы предполагают большую работу со стороны всех участников: детей, их родителей, воспитателя.

Постоянно развивающаяся познавательная активность дошкольников должна поддерживаться всей атмосферой жизни в группе детского сада. Обязательным элементом образа жизни является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, которые они сами и создают. А мы должны подтолкнуть ребёнка на поиск ответов. Как это сделать? Дать детям обычный ответ в виде традиционного занятия, или же побудить детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы, используя метод погружения в интересующую ребенка тему. Первый вариант самый простой, но эффективен ли он? В своей работе я выбрала второй. Так я перешли от традиционной формы организации «готовой» среды, регламентированной «заорганизованной» деятельности дошкольника к мини – музею.

Цель: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.

Задачи:

1. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОО.

2. Создание единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей.

3. Вовлечение детей в общественные связи и обогащение социальным опытом.

4. Сформировать у дошкольников представления о музее.

5. Развить познавательные способности, познавательную деятельность и формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

6. Разработать и опробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

Свою работу я провожу по трем направлениям:

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Задачи по направлениям:

С детьми:

1. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;

2. Способствовать формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.

3. Научить детей коллекционированию, аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развитию любознательности и познавательной активности.

4. Воспитать качества, нужные для исследовательской работы, способствующие развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.

С родителями:

1. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;

2. Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьмипознавательной и продуктивной деятельности.

С педагогами:

1. Создать условия для повышения профессионализма в проектнойдеятельности по созданию и организации мини-музея.

2. Разработать систему планирования познавательной деятельности детей впространстве мини-музея.

3. Стимулировать саморазвитие педагогов, поделиться с ними своим опытом работы.

Направления деятельности мини-музеев :

Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-

музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.

Экспозиционное. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то

или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью

не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Экскурсионное. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

Предполагаемый результат:

- В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности у воспитанников будут расширены представления о природном и социальном мире;

- У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;

Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках

мини-музея будет осуществляться через:

* формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;

* совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного

Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Березка Мини музеи как средство

восприятия (сенсорный опыт);

* использование метода проектов в образовательной работе с детьми;

* организацию интерактивных выставок, экскурсий, занятий, тематическихвечеров и музейных праздников;

* взаимодействие мини - музея с предметной средой группы,

* организацию встреч с интересными людьми;

Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местомпознания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детейи родителей.

В 2014 году–мини-музей «Киндерландия».

В 2015 году– мини-музеи «Книги», «Транспорт»(приложение 2).

Такие мини – музеи как : «Книги», «Транспорт» - в нашей группе долгосрочные. Они были открыты в старшей группе, но возвращаясь к ним в подготовительной, дети общаются в нем, основываясь не только на своих старых – стимульных знаниях, но и на новых дополнительных. Потому что наши мини –музеи живые, экспозиции постоянно пополняются, соответственно наглядность в них не однодневная, а несущая информацию ежедневно.

Сбор экспонатов для музея и организация его экспозиций – дело не простое.

Кроме того, экспонаты и дети должны говорить на одном языке. Задача эта решается разными способами, один из которых привлечение к открытию музеев родителей.

Особое место в работе музея у нас занимают экскурсии. И это вполне закономерно, в каком музее не бывает экскурсий? Экскурсоводами становятся по желаниюсами дети и даже сами родители! Причём у каждого ребёнка есть свой любимый мини– музей, о котором он с удовольствием расскажет другим детям. Экскурсии организуются для детей младших и средней групп, родителей. Конечно, со стороны педагога проводится предварительная работа по подготовке детей к проведению экскурсии. Обычно, это ролевая игра, в которой дети знакомятся с правилами поведения в музее, с правилами проведения экскурсий, и примеряют на себя образ экскурсовода.

Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия – экскурсии, выставки, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами, проводятся занятия с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей с активным использованием технических средств и ИКТ : звукозаписи, фотографии, презентации, видео-фильмы. Пример: НОД «В волшебный лесу», с медиа–презентацией, рассматриванием настоящего природного материала, фотографий, картинок.

При ознакомлении детей с экспозициями музеев широко используются игровые

методы и приёмы, такие как: игровые ситуации (пример, «Путешествие по волшебному лесу», «Супер транспорт» и др., игры на развитие памяти и внимания («Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?», сюжетно – ролевые игры («Экскурсии в музеи», «Магазин игрушек», игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод») и т.

Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти»Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» Мини-музей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Искры памяти» 2020 год Указом Президента Российской Федерации обозначен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как средство развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2022 в 19:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД