Папки-передвижки

Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба» (3 фото)

Оксана Бурыкина
Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба»

Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба»

В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, создаваемых в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем детском саду функционирует фольклорный мини-музей «Русская изба».

Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.

Задачи мини-музея:

• знакомить дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;

• знакомить с фольклором;

• расширять словарный запас дошкольников;

• воспитывать у детей интерес к культуре русского народа;

Публикация «Планирование работы с дошкольниками в мини-музее „Русская изба“» размещена в разделах

• осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.

В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:

предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар);

макет русской печи, детская колыбель;

декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);

предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись);

русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.);

куклы в русских костюмах;

народные музыкальные инструменты;

народные игрушки.

Для организации работы с детьми в мини-музее «Русская изба» педагоги детского сада используют разнообразные формы и методы.

Непосредственно образовательная деятельность

Экспонаты мини-музея «Русская изба» могут быть использованы в ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром, по речевому развитию, при организации художественного творчества дошкольников.

При ознакомлении с окружающим миром педагог знакомит детей с историей предметов, которые мы и сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, головные уборы и т. п., с особенностями жизни людей предыдущих поколений, с различными ремеслами. Так, в мини-музее можно познакомить дошкольников с лучиной, со свечой, с разными видами ламп; с народными игрушками; сравнить старинную печь с со-временной электроплитой и СВЧ-печью, поговорить о том, как готовили разные блюда в старину.

Организуя художественное творчество детей, педагог показывает различные картины, на которых изображены люди в национальных костюмах, предметы быта, одежду, которые иногда даже можно надеть, поиграть с ними. Здесь же дети знакомятся с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др., с народной игрушкой, выполняют собственные рисунки в том или ином стиле, расписывают деревянные, глиняные заготовки (например, матрешек, тарелки, рисуют национальные узоры и их элементы, делают детали для национальных костюмов.

В ходе непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию дети слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее, знакомятся с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Педагог предлагает детям угадывать предметы по описанию или самим составлять описания разных предметов. Дошкольники могут вспомнить сказки, в которых упоминается русская печь (коромысло, веретено, ухват и т. п.) или другой предмет. Расширению словаря способствует и знакомство с деталями национальной одежды.

Народные праздники

В последние годы в нашем детском саду отмечают народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и другие). Это особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии культур, интереса и уважения к культурам, традициям разных народов, толерантности. К каждому празднику в мини-музее организовывается тематическая выставка, включающая в том числе и работы детей.

Народные игры и игрушки

Народные игры игрушки вызывают большой интерес у дошкольников. Дошкольники играют с народными куклами, выполненными из различного материала, рассматривают, сравнивают кукол, дуют в свистульки, а также сами пробуют сделать игрушки из глины, ткани, деревянных заготовок.

Посиделки

Посиделки в «Русской избе» привлекают детей и взрослых возможностью погрузиться в прошлое наших предков. Это и неспешные беседы, рассказы, и народные песни, и рукоделие. На посиделки в горницу мы приглашаем мам и бабушек, которые делятся с детьми своими секретами вышивки, вязания, шитья, плетения.

Слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений

Мини-музей «Русская изба» — это своеобразная сцена с декорациями, на которой дети могут разыгрывать различные сценки из сказок, былин, потешки. Здесь облаченный в национальный костюм воспитатель превращается в настоящего сказочника. Сами дети могут рассказывать потешки, короткие сказки малышу в колыбели.

Работа кружков

Мини-музей «Русская изба» используется для дополнительного образования дошкольников.

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет функционируют кружок «Веселая горница», на занятиях которого дети знакомятся с фольклором, и кружок «Поиграй-ка», на занятиях которого дети знакомятся с русскими народными играми.

Выставки

Периодически в мини-музее или рядом с ним нами организовываются выставки. На выставках представляются коллекции различных предметов (горшков, самоваров, рушников, предметов народного декоративно-прикладного искусства, работы, выполненные самими детьми и их родителями, бабушками и дедушками, педагогами (картины, кружева, вышивка, корзины, работы, выполненные способом резьбы и выжигания по дереву, и многое другое).

Фольклорный мини-музей — прекрасное место для организации временных семейных выставок: кружев, вышивок, старинной посуды, семейных реликвий (старинные часы, шкатулки, фотографии, одежда, посуда, игрушки).

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей в «Русской избе» может быть разнообразной, варианты ее реализации зависят от особенностей экспонатов.

Варианты самостоятельной детской деятельности:

ряжение в костюмы (это способствует развитию сюжетно-ролевых игр);

игры с народными игрушками,

игры со свистульками и музыкальными инструментами,

рассматривание альбомов, репродукций, книг;

рисование, лепка, драматизация сказок и др.

Главное — чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться хотя бы с частью экспонатов: покачать люльку с малышом, посидеть на лавке, заглянуть в печь.

План работы в мини-музее «Русская изба»

с детьми старшего дошкольного возраста

Сентябрь

1. «Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники).

Рисование «Изба».

Конструирование «Русская изба». Сказки, викторины по теме.

2. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились.

Пословицы о печке.

Игра «В каких сказках встречалась печь».

3. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков

для освещения: лучина, свеча, лампа.

Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня.

Игра «Что лишнее?».

Октябрь

1. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы.

Рисование на тему «Узоры для полотенца».

2. «Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено).

Песня «Пряха».

3. «Люлька – кроватка для малыша».

Игры с куклой, разучивание колыбельных.

Ноябрь

1. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба.

Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы».

2. «Русский костюм» - национальный русский костюм, символика орнамента вышивки.

Рисование на тему «Узоры для русской рубашки».

Дидактические игры.

Декабрь

1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники.

Украшение платка, косынки, кокошника.

2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица».

Игра «В мастерской художника», рисование.

3. «Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке».

Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь».

Рассказы по картинам.

Январь

1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма.

Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок.

2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница.

Рисование гжельской посуды.

Февраль

1. «Масленица» - атрибуты для праздника.

Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки».

2. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи.

Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».

Март

1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох).

Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами.

2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи).

Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей.

3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.

Варка каши из тыквы.

Апрель

1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи.

Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца?».

2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня.

Игра на музыкальных инструментах.

Фото «Русская изба»
Планирование работы с дошкольниками в мини-музее - фото
Публикации по теме:

Мини-музей. Проект «По морям — по волнам»Мини-музей. Проект «По морям — по волнам» Составитель проекта: воспитатель — Черепова Людмила Ивановна Мини – музей. Наши воспитанники живут в большом городе, где собрано много.

Мини-музеи в моей группеМини-музеи в моей группе Давно хотела заняться открытием мини-музеев в группе,но всё не хватало времени и места в группе. И вот теперь решила этим заняться. Наметила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба»
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 16:45
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД