Оксана Бурыкина
Планирование работы с дошкольниками в мини-музее «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, создаваемых в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем детском саду функционирует фольклорный мини-музей «Русская изба».
Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.
Задачи мини-музея:
• знакомить дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;
• знакомить с фольклором;
• расширять словарный запас дошкольников;
• воспитывать у детей интерес к культуре русского народа;
Публикация «Планирование работы с дошкольниками в мини-музее „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Планирование. Планы работ
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
• осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.
В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:
предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар);
макет русской печи, детская колыбель;
декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);
предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись);
русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.);
куклы в русских костюмах;
народные музыкальные инструменты;
народные игрушки.
Для организации работы с детьми в мини-музее «Русская изба» педагоги детского сада используют разнообразные формы и методы.
Непосредственно образовательная деятельность
Экспонаты мини-музея «Русская изба» могут быть использованы в ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми по музыкальному воспитанию, по ознакомлению с окружающим миром, по речевому развитию, при организации художественного творчества дошкольников.
При ознакомлении с окружающим миром педагог знакомит детей с историей предметов, которые мы и сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, головные уборы и т. п., с особенностями жизни людей предыдущих поколений, с различными ремеслами. Так, в мини-музее можно познакомить дошкольников с лучиной, со свечой, с разными видами ламп; с народными игрушками; сравнить старинную печь с со-временной электроплитой и СВЧ-печью, поговорить о том, как готовили разные блюда в старину.
Организуя художественное творчество детей, педагог показывает различные картины, на которых изображены люди в национальных костюмах, предметы быта, одежду, которые иногда даже можно надеть, поиграть с ними. Здесь же дети знакомятся с искусством народных промыслов (гжели, хохломы и др., с народной игрушкой, выполняют собственные рисунки в том или ином стиле, расписывают деревянные, глиняные заготовки (например, матрешек, тарелки, рисуют национальные узоры и их элементы, делают детали для национальных костюмов.
В ходе непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию дети слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее, знакомятся с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Педагог предлагает детям угадывать предметы по описанию или самим составлять описания разных предметов. Дошкольники могут вспомнить сказки, в которых упоминается русская печь (коромысло, веретено, ухват и т. п.) или другой предмет. Расширению словаря способствует и знакомство с деталями национальной одежды.
Народные праздники
В последние годы в нашем детском саду отмечают народные праздники (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и другие). Это особо важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии культур, интереса и уважения к культурам, традициям разных народов, толерантности. К каждому празднику в мини-музее организовывается тематическая выставка, включающая в том числе и работы детей.
Народные игры и игрушки
Народные игры игрушки вызывают большой интерес у дошкольников. Дошкольники играют с народными куклами, выполненными из различного материала, рассматривают, сравнивают кукол, дуют в свистульки, а также сами пробуют сделать игрушки из глины, ткани, деревянных заготовок.
Посиделки
Посиделки в «Русской избе» привлекают детей и взрослых возможностью погрузиться в прошлое наших предков. Это и неспешные беседы, рассказы, и народные песни, и рукоделие. На посиделки в горницу мы приглашаем мам и бабушек, которые делятся с детьми своими секретами вышивки, вязания, шитья, плетения.
Слушание, разыгрывание сказок и других фольклорных произведений
Мини-музей «Русская изба» — это своеобразная сцена с декорациями, на которой дети могут разыгрывать различные сценки из сказок, былин, потешки. Здесь облаченный в национальный костюм воспитатель превращается в настоящего сказочника. Сами дети могут рассказывать потешки, короткие сказки малышу в колыбели.
Работа кружков
Мини-музей «Русская изба» используется для дополнительного образования дошкольников.
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет функционируют кружок «Веселая горница», на занятиях которого дети знакомятся с фольклором, и кружок «Поиграй-ка», на занятиях которого дети знакомятся с русскими народными играми.
Выставки
Периодически в мини-музее или рядом с ним нами организовываются выставки. На выставках представляются коллекции различных предметов (горшков, самоваров, рушников, предметов народного декоративно-прикладного искусства, работы, выполненные самими детьми и их родителями, бабушками и дедушками, педагогами (картины, кружева, вышивка, корзины, работы, выполненные способом резьбы и выжигания по дереву, и многое другое).
Фольклорный мини-музей — прекрасное место для организации временных семейных выставок: кружев, вышивок, старинной посуды, семейных реликвий (старинные часы, шкатулки, фотографии, одежда, посуда, игрушки).
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная деятельность детей в «Русской избе» может быть разнообразной, варианты ее реализации зависят от особенностей экспонатов.
Варианты самостоятельной детской деятельности:
ряжение в костюмы (это способствует развитию сюжетно-ролевых игр);
игры с народными игрушками,
игры со свистульками и музыкальными инструментами,
рассматривание альбомов, репродукций, книг;
рисование, лепка, драматизация сказок и др.
Главное — чтобы дети имели возможность самостоятельно познакомиться хотя бы с частью экспонатов: покачать люльку с малышом, посидеть на лавке, заглянуть в печь.
План работы в мини-музее «Русская изба»
с детьми старшего дошкольного возраста
Сентябрь
1. «Русская изба» - составные части русской избы (крыша, рама, сруб, наличники).
Рисование «Изба».
Конструирование «Русская изба». Сказки, викторины по теме.
2. «Изба: внутри – печь» - значение печи: обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, спали и лечились.
Пословицы о печке.
Игра «В каких сказках встречалась печь».
3. «Электроприборы вчера и сегодня» - приспособления наших предков
для освещения: лучина, свеча, лампа.
Иллюстрации осветительных приборов вчера и сегодня.
Игра «Что лишнее?».
Октябрь
1. «Расшитые полотенца» - труд вышивальщицы.
Рисование на тему «Узоры для полотенца».
2. «Царский угол хозяйки» - прядение (самопрялка, веретено).
Песня «Пряха».
3. «Люлька – кроватка для малыша».
Игры с куклой, разучивание колыбельных.
Ноябрь
1. «Хлеб – всему голова» - представления о снопе пшеницы, овса, беседа о труде хлебороба.
Рассматривание и беседа по картине «Хлеборобы».
2. «Русский костюм» - национальный русский костюм, символика орнамента вышивки.
Рисование на тему «Узоры для русской рубашки».
Дидактические игры.
Декабрь
1. «Головные уборы» - косынки, платки, кокошники.
Украшение платка, косынки, кокошника.
2. «Профессия – художник» - репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», И. А. Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме», В. И. Сурикова «Русская красавица».
Игра «В мастерской художника», рисование.
3. «Русская красавица, русский богатырь» - продолжить знакомство с картинами В. М. Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван – Царевич на сером волке».
Игры: «Русская красавица», «Русский богатырь».
Рассказы по картинам.
Январь
1. «Коляда» - атрибутами для колядовщиков: маски, мешок, элементы костюма.
Изготовление масок для игр, разучивание стихов о зимней природе, колядок.
2. «Сине-голубая Гжель» - история гжельского промысла. Гжельская посуда: чайник, самовар, ваза, фруктовница.
Рисование гжельской посуды.
Февраль
1. «Масленица» - атрибуты для праздника.
Русские песни, пляски, игры: снежная крепость, строительство ледяной горки, подвижная игра «Горелки».
2. «Золотая Хохлома» - история хохломской росписи.
Рисование орнамента: «травка», «завиток», «капельки».
Март
1. «Куклы» - куклы разных времён, появление кукол, материалы для их изготовления (дерево, солома, глина, мох).
Изготовление кукол из тряпок, соломы, ниток; игры с куклами.
2. «Русская кухня» - русская национальная кухня (кулебяка, пироги, рогалики, куличи).
Лепка из теста пирогов с капустой, баранок и калачей.
3. «Полезные каши» - рассказ о пользе каш.
Варка каши из тыквы.
Апрель
1. «Пасха» - праздник Пасхи. Пасхальные яйца, куличи.
Беседа о христианских праздниках и обычаях, украшение пасхальных яиц; игра «Кто из яйца?».
2. «Народные музыкальные инструменты» - предметы старины и быта: рубель, валек, ложка, трещотка, колотушка и их назначение сегодня.
Игра на музыкальных инструментах.