Верховцева Марина
Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мини-проект «Знакомство детей с образом буквы»
Актуальность:
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что среди дошкольников с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент детей, имеющих нарушение письменной речи (90- 95 %, что указывает на невозможность успешного обучения ребёнка в школе. А как известно, легче предупредить нарушения, чем их устранять. В старшей группе для детей с ОНР обучение грамоте начинается со знакомства со звуком и образом буквы. И от того, как регулярно, последовательно и в какой доступной и интересной форме дети будут знакомиться с буквами, зависит успех в чтении и письме.
Публикация «Мини-проект „Знакомство детей с образом буквы“» размещена в разделах
Цель: создание условий для усвоения и закрепления детьми зрительно-пространственного образа буквы.
Задачи:
- познакомить детей со звуками;
- формировать графический образ буквы;
- соотносить звук и его символ;
формировать зрительно-пространственный гнозис;
развивать фонематический слух;
развивать зрительное восприятие и внимание;
учить дифференциации смешиваемых по оптическим сходствам букв ;
воспитывать навыки сотрудничества в коллективе.
Предполагаемый результат:
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением.
Дифференциация смешиваемых букв.
Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Сроки реализации проекта:
Первый период обучения (сентябрь - декабрь).
Участники:
Дети старшей логопедической группы детского сада, родители воспитанников, воспитатели и специалисты, учитель-логопед.
Основные направления работы
1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию.
2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
3. Развитие тактильных ощущений профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
4. Развитие фонематического слуха.
5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
Взаимодействие с членами образовательного процесса :
1. Консультирование родителей на тему:Как помочь ребенку запомнить буквы
2. Мастер-классы для родителей по индивидуальным приемам запоминания образа букв.
3. Совместное изготовление картинок- образов букв родителями и их детьми
4. Индивидуальное консультирование воспитателей по использованию данных методов и приемов запоминания образа букв в индивидуальной работе с детьми, в игровой и свободной деятельности
5. Взаимодействие с педагогом-психологом и учителем-дефектологом с целью развития зрительного восприятия и внимания
6. Ознакомление и закрепление графического образа букв в НОД, индивидуальной работе, режимных моментах, на прогулке.
Используемые методы и приемы:
1. Вырывание букв из бумаги.
2. Выкладывание букв из фасоли (гороха) на карточках, намазанных пластилином.
3. Выкладывание букв из пуговиц, камней, монет.
4. Выкладывание букв из шнура и ниток.
5. Письмо мокрым пальцем по доске.
6. Преобразование одной буквы в другую, (Из «А «в «Н» из «Н» в «П») и путём добавления разнообразных элементов.
7. Лепка букв из пластилина.
8. Печатание букв на песке, манке, крупе, снегу.
9. Складывание букв из частей.
10. Обводка букв по пунктирным линиям.
11. Ощупывание пластмассовых букв – игра «Чудесный мешочек».
Выполнение перечисленных упражнений способствует развитию мышц мелкой моторики
руки, что очень важно при подготовке руки к письму.
С целью предупреждения нарушений зрительных образов букв используются следующие упражнения:
1. Узнай сходные по начертанию буквы (только из числа известных ребёнку печатных букв).
2. Напечатай, выложи их из различного материала.
3. Узнай буквы, написанные пунктиром.
4. Узнай недописанные буквы. Обведи их.
5. Узнай буквы, наложенные друг на друга.
6. Узнай заштрихованные буквы.
7. Узнай стилизованные буквы
8. Допечатай вторую половину.
9. Допиши половинки букв и прочитай слова
10. Найди правильную букву (обведи ее)
11. Пишем пальцем на спине, на руке, в воздухе
12. Узнавание букв, написанных разным шрифтом
Многие из этих методов и приемов будут применяться на протяжении всего обучения грамоте в детском саду, будут усложняться по мере взросления детей и возрастания их потребностей,совершенствоваться при обучении чтению и письму.
Примерные задания:
1. Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать надо научиться.
Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она.
«Азбука в картинках-ассоциациях»
2. Звук А Найди и раскрась букву А
-А! – со мною вместе пойте,
-А! - пошире рот откройте!
-А! – спом мы высоко,
-А! - протянем низко.
-А. - как будто далеко,
-А. - мы слышим – близко.
-А, - шепнм,
-А! – крикнем звонко.
-А, - тихонько,
-А! – так громко!
Все теперь мы будем знать:
Вот как может А звучать!
Звук П Найди и раскрась букву П
- П! – мы губы сложим вместе,
-П – мы выдохнем порезче!
-П! П! П! – пыхтим мы глухо:
Нету голоса у звука!
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
3. Обведение буквы по трафарету или по контуру.
4. Выкладывание, конструирование, лепка буквы, написание на песке.
5. Прием пантомимы- дети с помощью рук и ног изображают букву
6. На что похожа буква?
7. Печатание, дописывание или написание буквы печатным шрифтом самостоятельно в тетрадь.
Консультация для родителей
«Как помочь ребенку запомнить буквы»
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их? На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку. Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.
Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее, после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот, т-рактор и т. п.).
Игры, способствующие запоминанию букв :
1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала : шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы, похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть (обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным.
8. Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.
В результате целенаправленной работы у детей :
развивается и повышается интерес к буквам, чтению и письму;
улучшаются внимание, восприятие;
совершенствуются пространственно-временные ориентировки;
развивается мелкая моторика и конструктивный праксис;
осуществляется подготовка к обучению грамоте.
Список литературы:
1. Калинина И. Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.
2. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. М., 2000.
3. Крупенчук О. И. Учим буквы. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2004.
4. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология»/ Под ред. Л. С. Волковой. – М: Просвещение, 1989.
5. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб. : Дельта, 1998