Анна Шапкова
Проект по обучению грамоте «Буквы, давайте жить дружно» (подготовительный этап)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: профилактика нарушений письменной речи.
Задачи подготовительного этапа:
- развивать зрительно-моторную координацию,
- развивать мелкую моторику.
Буква У – два длинных ушка,
З – простая завитушка.
А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной»
Но если бы действительно было всё так просто с этими буквами. Многие дети логопедических групп плохо запоминают буквы, испытывают трудности при подготовке к обучению чтению, не любят печатать буквы, некоторые и выполнять штриховку, обводить по контуру, даже рисовать.
Публикация «Проект по обучению грамоте „Буквы, давайте жить дружно“ (подготовительный этап)» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вопрос выходит за рамки педагогики в область нейропсихологии. Человек — сложнейшая система, и даже базовые школьные навыки опираются на многое, что должно функционировать на достаточном уровне развития, быть сформировано, автоматизировано, прочно и стабильно существовать на органическом уровне. Достаточная зрелость всех отделов мозга, сенсорная интеграция, координация, точность и плавность крупной и мелкой моторики, интеграция младенческих рефлексов, речевое развитие… Сбой (даже единичный, а он почти никогда не бывает один) на любом участке может рушить и отдельно взятое направление письма, и интегрально готовность к школе.
Нужно учитывать, что готовность к письму развивается не в письме. Пока оно представляет непреодолимую самим ребенком трудность — каждый неудачный опыт работает против ребёнка. Обводить и штриховать — тоже письмо, и если это сложно и неприятно, то отвращает не только от конкретных упражнений, но и от письменной речи в целом. Если достаточно старательно штриховать, не имея необходимых для успеха ресурсов, можно заработать писчий спазм и невроз, даже не подступившись к написанию букв.
Многим детям для уверенного овладения письмом жизненно необходимо:
— вдоволь покачаться на качелях,
— прыгать,
— ходить по бордюру и линиям,
— балансировать на качающейся опоре,
— слушать музыку и петь самим,
— кувыркаться,
— гулять на улице в разную погоду и разные времена года,
— исследовать мир на прогулке,
— наблюдать и следить взглядом за облаками, муравьями, автомобилями на улице
— делать миллион различных вещей руками, когда требуется слаженно каждой рукой выполнять неодинаковое со второй рукой действие,
— играть в подвижные игры с правилами, в том числе те, где требуется смена деятельности (например, бежим/ждём) по команде.
И наша задача донести это до родителей!
И уже во вторую очередь идут не менее необходимые для письма упражнения на зрительно-моторную координацию, развитие мелкой моторики, сенсорную интеграцию.
Хочу рассказать про игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации и на развитие мелкой моторики. Их можно применять и на групповых занятиях, и на индивидуальных.
Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.
Задачи:
• Формирование способов восприятия движущихся предметов;
• Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
• Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
• Развитие осязания и мелкой моторики;
• Формирование умения пользоваться карандашом;
• Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
• Развитие умения соединять точки прямой линией;
• Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.
Работа с лабиринтами
Палочки-моталочки
Материал:
1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.
2 вариант: 2 веревочки один, конец которых привязан к палочке, а другой к предмету.
Ход работы:
• 1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами, машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.
• 2 вариант: дети наматывают веревочку на палочку (работает кисть, предмет поднимается вверх с пола. Дети следят глазами за предметом, он не должен оказаться на полу, кто первый доберётся до предмета.
Пройди по дорожке
Материал:
1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру, шарик.
2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.
3 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.
4 вариант: дорожка на полу, шарик.
Ход работы:
1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам, прослеживает движение глазами.
2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.
3 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.
4 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.
Ловец мыльных пузырей
Ребенок пускает мыльные пузыри, другие дети ловят их стаканчиками.
Игры с прищепками (только у нас прищепки необычные)
Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.
Ход работы:
1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.
2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.
3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т. д.).
Игры с пушистыми проволочками (можно играть, разделяя слова на слоги, или,считая слова в предложении)
Ход работы:
1 вариант. Звенья цепочки
2 вариант. Самая длинная сосулька
3 вариант. Спиральки. («Намотай на палец проволочку столько раз, сколько слов в предложении»)
Игры «из строительного магазина» (также можно играть, отрабатывая деление слов на слоги)
Ход работы:
1 вариант. Цепочки из пластиковых хомутов-стяжек кабельных
2 вариант. Цепочки из стальной проволоки-кабельной стяжки с закручивающейся пломбой.
3 вариант. Закрути столько гаек на болт, сколько слогов в слове.
Обведи точно
Материал:
1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.
2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.
3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.
4 вариант: фольга, трафарет, ручка.
Ход работы:
1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.
2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.
3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка, обводит изображенный предмет манкой.
4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.
Игры с природным материалом и мелкими игрушками.
Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т. д.
Ход работы:
1. Выкладывание различных изображений из камушков и т. д.
2. «Продолжи ряд».
3. Скопируй ритм звёздочек и прохлопай, протопай его.
Надень бусы на леску
И другие полезные игры и упражнения: