Вера Олейник
Многофункциональное дидактическое пособие «Всё красивое от природы, доброе-от человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель дошкольного отделения МОУ СОШ №2 г. Хвалынска Олейник Вера Ивановна.
Название работы: дидактическое многофункциональное панно «Всё красивое от природы, доброе от человека».
Цель: помочь детям увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности.
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Всё красивое от природы, доброе-от человека“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2017
Задачи: Формировать знания детей о жизни диких животных и птиц в разное время года, умения чувствовать красоту и неповторимость природы г. Хвалынска, дать представления о вреде бытового мусора для окружающей природы.
Развивать все компоненты устной речи.
Воспитывать любознательность и интерес к миру животных и птиц, желание защищать и оберегать их.
Рекомендуемый возраст детей: 4-6 лет.
Игровые задания и правила игры: дидактическое многофункциональное панно позволяет решать задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи».
Панно изготовляется из тонкого пенопласта, размером 90*100см., на котором, с помощью бросового материала, красок и аппликации изображены деревья, кустарники, дома, дорога, контейнеры для мусора, а так же птицы, насекомые и дикие животные, обитающие в средней полосе и на территории Хвалынского района, а также занесённые в красную книгу Саратовской области.
Панно прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным фоном для показа миниспектаклей с использованием разных видов настольных театров.
Работа с пособием по экологической теме помогает дошкольникам расширить знания о животных, птицах, растениях, насекомых обитающих в нашем крае. Знать их особенности, среду обитания, питание, врагов и т. д. Анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки, учиться фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы.
Дополнительно к панно я изготовила атрибуты (разнообразные картинки с изображением животных, птиц, растений, насекомых и др.). Как и на фланелеграфе эти картинки можно разместить практически в любом месте панно, но крепеж осуществляется за счет нашитых на него и картинки «липучек». Нужные мне объекты я нашла в художественных книгах, учебниках и пособиях, уже «отживших свой век». Многое пришлось нарисовать, связать, сконструировать самой или с помощью родителей. Для работы с панно мне также понадобились карточки, материал к которым я собрала таким же путем. На карточках изображены семена, листья и ягоды растений, следы птиц и животных, растительные отходы и бытовой мусор – все, что необходимо для дидактических игр.
На одном из деревьев размещается дупло, где прячется белка. На нём весной висит скворечник, а зимой кормушка. Под пеньком - берлога, где спит зимой медведь, а летом муравейник. Под кустом - сугроб, под которым прячется ёж.
На переднем плане справа расположены контейнеры для мусора. Один жёлтый, раскрашенный под дерево -для компоста, другой синий- для бытового мусора.
Некоторые птицы изображены в полете.
Насекомые на траве, под землёй, в воздухе.
Панно можно повесить, поставить или положить. При этом панно должно хорошо освещаться и должен быть свободный подход к нему.
Сюжетное панно можно использовать для занятий с детьми от 3-х до 7-ми лет.
Предполагаются различные виды игр (дидактические, сенсорные, словесные, математические, цели которых постепенно усложняются) экологического содержания, которые дают понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
Сюжетное панно привлекает детей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Д/ игра «Зелёная аптека»
Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, которые используют при простудных заболеваниях, их значении для здоровья человека; учить правилам сбора, заготовки, применения. Упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Правила игры: угадывать лекарственные растения, используемые при различных заболеваниях,по их характерным признакам, описывать правила их сбора и заготовки.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зелёным крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.
Д/ игра «Интервью с лекарственными растениями»
Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности старших дошкольников в процессе познания ими природы.
Правила игры: придумать интервью с лекарственными растениями.
Материал: игрушка микрофон.
Организация и методика проведения: воспитатель предлагает дошкольникам представить, что лекарственные растения ожили и могут говорить. Далее предлагается придумать, какие вопросы ребята задали бы лекарственным растениям, что хотели бы у них узнать.
За самые длинные и интересные интервью ребёнок получает фишку.
Игра «Береги природу»
Цель: содействовать пониманию того, что в природе всё взаимосвязано.
На панно картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу - что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Игра «Эрудиты»
Цель: расширять словарь по теме: «Зимующие птицы», «Перелётные птицы» закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога, соответствующего ситуации; закрепить обобщающее понятие.
Ход:
- Почему птиц называют зимующими (перелётными?
-Назовите зимующих (перелётных) птиц нашего края.
-Чем питаются зимующие (перелётные)птицы?
- Почему зимующим птицам трудно зимой?
- Как помочь птицам зимой?
- Как называется большая группа птиц? (стая).
Дети отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают фишки.
Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Игра «Кто, чем питается?»
Цель: упражнять в усвоении творительного падежа единственного и множественного числа существительных.
Ход: педагог называет на панно животное, дети называют и рассказывают, чем оно питается.
Игра «Для кого корм?»
Цель: дать знания детям, что не всем птицам нужен одинаковый корм.
Игра «Кто, как передвигается?».
Цель: упражнять в образовании слов- действий.
Ход: педагог (дети) называют какое- либо животное и передает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и показывает как передвигается это животное.
Игра «Прятки».
Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «за», «под», «около», «между».
Ход: педагог рассказывает, что звери умеют играть и резвиться. Дети подбирают глаголы, характеризующие действие животного.
( Пример: зайчик спрятался за кустик, лиса выглядывает из-за сугроба.)
Игра «Узнай по описанию».
Цель: развивать логическую память и воображение.
Ход: Педагог (дети) подбирают ряд имен прилагательных, характеризующих животное или птицу. Дети называют то или иное животное (птицу).
Игра «Длинный или короткий».
Цель: учить составлять сложные предложения с союзом «а», используя прилагательные- антонимы.
Ход: Педагог проговаривает простое предложение, а дети составляют сложное предложение, используя союз «а».
Пример: «У лисы длинный хвост, а у зайца (короткий)».
Игра «Скажи наоборот».
Цель: формировать умение образовывать слова- антонимы.
Ход: Педагог называет слово, а дети противоположное.
Пример: «Медведь – большой, а заяц… (маленький»).
Игра «У кого кто?».
Цель: формировать умение составлять предложения с предлогом «у»; закрепить название детенышей».
Ход: I вариант.
Педагог называет животное, а дети детенышей.
Пример:
-«У лисы кто?»
- «У лисы - лисёнок».
II вариант.
Педагог называет детенышей, а дети животное.
Пример:
-«Волчонок у кого?
- «Волчонок у волка».
Игра «Кого не стало».
Цель: упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.
Ход: Педагог называет животное или птицу в единственном числе, а дети называет то же животное или птицу во множественном числе.
Пример: «Ворона. Нет одной. Кого (вороны). Нет много, кого? (ворон)».
Игра «Прогулка в лес».
Цель: усвоение категории винительного падежа.
Ход: педагог задает вопрос:
- «Кого я вижу?» (на панно).
Дети отвечают:
- «Я вижу волка»,
-«Я вижу медведя»,
-«Я вижу лису».
Игра «Сосчитай животных (птиц)».
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и падеже; закрепление количественного счета.
Ход: педагог (ребёнок) называет птицу или животное. Дети считают, и в конце подсчёта подводит итог.
Пример: «Одна сорока, две сороки, три сороки …и т. д.».
Игра «Назови ласково».
Цель: упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Ход: педагог называет птицу или животное. Дети произносят это слово в уменьшительно- ласкательном значении.
Пример: «Лиса, а ласково? (лисонька)».
Игра «Кто вверху, кто внизу?».
Цель: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху»,«внизу».
Ход: педагог спрашивает:
- «Кто находится вверху? (на ветках)».
- «Вверху, на ветках сидят птицы».
- «Кто находится внизу?
- «Внизу стоит волк, бежит заяц».
Игра «Под землёй, над землёй»
Цель: формировать представления детей о жизни над землёй и под землёй.
Игра «Кто как передвигается?»
Из изображений, прикрепленных к «панно», найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
Игра «Кто живет в нашем крае».
Педагог предлагает прикрепить к «панно» только тех животных или птиц, которые встречаются в Хвалынском районе.
Игра «Отыщи хищников (травоядных, грызунов, насекомых)».
Ребенку предлагается выбрать и назвать животных одной группы из тех, что есть на «панно».
Игра «Кто где живет?»
Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к «панно». Например: лиса – в норе, белка – в дупле и т. д.
Игра «Кто (что) здесь лишнее?»
Среди растений, животных, птиц выбрать на «панно» тех, которых нет в нашем крае.
Игра «Найди животных (растения) из «Красной книги г. Хвалынска»?»
Дети находят картинки и ставят их на панно, объясняют – почему так сделали.
Игра «Найди того, о ком расскажу».
Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети угадывают.
Игра «Собери в корзинку лекарственные травы».
Закрепление свойств растений.
Игра «Кто зимует с нами?»
Показать птиц, которые зимуют в наших краях.
Игра «Так бывает или нет?»
Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.
Игра «Что было бы если бы?»
На «панно» размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева – листьев, корней; у ежа иголок и т. д.
Игра «Пищевые цепочки»
На «панно» прикреплены различные животные и растения, насекомые. Ребенку предлагается составить пищевые цепочки. Например: сова – мышь – зерно.
Игра «Найди хозяина»
Найти на «панно» тех, кому принадлежат изображения на карточках. Например: следы, ягоды, семена.
Игра «Скажи по - другому»
Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на «панно». (Птица – птичка, птаха, пичужка.)
Игра «О чем (о ком) можно так сказать?»
Педагог говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, к чему они могут относиться. Например: о чем можно сказать растет, ползает, шелестит, распускается.
Игра «Что это может делать?»
Воспитатель называет объект, а дети действие.
Игра «Расскажи о себе»
Ребенок выбирает любою картинку на «панно», рассказывает об объекте, а остальные дети отгадывают.
Игра «Отгадай загадку»
Дети отгадывают загадки и одновременно находят картинку на «панно».
Игра «Что и где»
Педагог показывает карточку, а ребенок говорит что это, и где оно расположено на «панно».
Ознакомление детей с русским фольклором
Рассказывая детям сказку (особенно младшему и среднему дошкольному возрасту, необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Поэтому именно здесь наше «панно» является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как Машенька идет среди самых настоящих сосен и берез, да и лесные звери здесь выглядят как-то более убедительно.