Получи документы

Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста

татьяна епифанова
Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста

Ребенок дошкольного возраста большую часть времени проводит в детском саду и в основном он пребывает в групповом помещении, а это говорит о том, что развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается эстетический вид и направленность на развитие детей. Дети с раннего возраста должны созидать прекрасное, развивая в себе эстетические чувства. Яркое и красочное зонирование нацеливает детей на творческую активность. В группе мебель и оборудование устанавливаются таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий. Так же оно должно быть мобильным, безопасным и доступным для каждого ребенка. Созданная в группе обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.

Публикация «Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста» размещена в разделах

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить : среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Все групповое пространство распределяется на центры таким образом, чтобы каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ

Задачи: Формирование навыков самообслуживания; привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

Оборудование и материалы: индивидуальные шкафчики с яркими картинками, скамейки, информационные стенды с консультациями для родителей, информация о режимных моментах детского сада, образовательной деятельности, меню, информация о текущем времени года с последующим описанием, консультации специалистов ДУ, обновляющаяся выставки творческих работ детей.

ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (см. центр дидактических игр)

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др., “Чудесный мешочек” с различными предметами в соответствии с образовательной деятельностью.

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться и обращаться с книгой.

Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, по возрасту и по сезону; альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т. д.

ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ОЗЕЛЕНЕНИЯ

Задачи: формирование экологической культуры дошкольников.

Оборудование и материалы: 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др., оборудования для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы по формированию экологических представлений. Календарь природы.

ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Задачи: проявить у детей интерес к опытам и экспериментам, развить память, мышление, смекалку.

Оборудование и материалы: чашечки, колбочки пластиковые разной величины, мерный стаканчик, глина, песок, земля, магнит, лупа, формочки для песка, разного вида крупа, пищевой краситель, зеркало.

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни. Укрепление мышц, плоскостопия, простудных заболеваний.

Оборудование и материалы: Доска гладкая и ребристая, коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи, кегли;; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий, мешочки с песком, флажки, ; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать внимание, любознательность, воображение, творческие способности, эстетические качества.

Оборудование и материалы: мольберт, наборы восковых мелков, картон, цветная бумага, гуашь; акварель, кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги, трафареты животных, разных фигур., клей, фартуки и нарукавники, раскраски, пальчиковые краски, наборы для нетрадиционной техники рисования.

ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Формирование навыков слушания, развитие творчества детей, развития речи детей.

Оборудование и материалы: Театр настольный, кукольный театр, теневой театр, пальчиковый театр, небольшая ширма, готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы, аксессуары.

ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания, формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материалы: Набор шумовых коробочек; звучащие и светящиеся игрушки, маракасы, бубен, барабан, резиновые пищалки, погремушки, коктейльные трубочки, музыкальные дидактические игры

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (см. центр дидактических игр)

Задачи: научиться определять количество и счет, цвет, форму, величину, ориентироваться во времени и пространстве.

Оборудование и материалы: В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т. д.) : треугольник, круг, квадрат, основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним., пирамидки.

ЦЕНТР КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т. д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др. ; куклы крупные (35-40 см, средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т. п.); одежда для ряжения.

ЦЕНТР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Задачи: развитие внимания, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы (материалы по сенсорике) : крупная мозаика, обьемные вкладыши из 5 элементов, сборные и грушки, пирамидки из 5 элементов, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры. Комплект геометрических фигур, счетный материал на липучках. Нетрадиционный материал для счета (шишки, камушки, желуди). Матрешки 5 элементов, доски-вкладыши, набор цветных палочек по 4 каждого цвета. Разрезные кубики с предметными картинками из 4 частей.

(материал по развитию речи) : набор картинок с дикими и домашними животными, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи и фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. Серии из 4х картинок с временами года и частями суток.

УГОЛОК ПО ПДД

Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных)., дорожные знаки, памятки с правилами по ПДД.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возрастаОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит.

Использование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возрастаИспользование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возраста «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить детей сегодня так, как учили этому вчера». Джон Дьюи Предметно-развивающая среда.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для младшего возраста Игровое пространство: Игровые модули Наборы для профессиональных игр: маленький доктор, маленький парикмахер, автозаправочная и ремонтная.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для среднего дошкольного возраста Игровое пространство: Игровые модули Игровые методические комплексы Развивающие игры В. В. Воскобовича Развивающие игры Б. П. Никитина Игровая.

Модель предметно-развивающей среды по ФГОС для старшего дошкольного возраста Игровое пространство: Для мальчиков: станция техобслуживания, бензоколонка, крупный и средний строительный материал, конструкторы, машины.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. МакетыОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 06:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД