Башарова Анжелика
Модель предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
На современном этапе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, для максимальной реализации образовательной программы дошкольного образования возникла необходимость преобразовать предметно – развивающую среду в новую, современную, своеобразную, созданную в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (именуемым далее - ФГОС ДО).
Публикация «Модель предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада» размещена в разделах
Актуальность данного преобразования заключается в том, что дошкольный возраст – это фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. А грамотно созданная предметно – пространственная среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, его склонностей, интересов, уровня активности.
Принимая во внимание современные тенденции и идя в ногу с преобразованиями в дошкольном образовании мы приняли решение: постепенно, поэтапно изменить предметную среду в соответствии с современными требованиями и с учетом методических рекомендаций ФГОС ДО.
При формировании предметно-пространственной среды учитывали следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Особое внимание уделяем информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
В формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе является книжный центр. В этом центре ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее, внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание знакомой сказки и многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Кроме того, в центре книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Центр книги располагаем вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребёнка от сосредоточенного общения с книгой.
Образовательную среду направляем на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т. д, материалами, оборудованием для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Познавательный центр способствует развитию у детей познавательных качеств, интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.
В нем оформлены стенды: дни недели, времена года, части суток, веселый счет, самостоятельная работа с фланелеграфом, изображение букв.
Для создания условий и расширения кругозора детей о своей и малой родине в центре патриотического воспитания помещен герб и флаг России, в которой мы живем, а также герб и флаг нашей республики. Данный центр способствует формированию у детей патриотических чувств, нравственных качеств: любовь к Родине, своему Отечеству, потребность осознать себя неотъемлемой частью малой родины, в которой мы живем.
В нашей группе существует «центр экспериментальной деятельности». Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Он располагается рядом с природным центром, Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. С помощью микроскопов, лупы, простейших опытов и экспериментов, дети «открывают» свойства воды и воздуха, магнетизма и т. д.
Что бы ребенок понимал вою неотрывность то природы, важно окружить его ею, поэтому в нашей группе был создан вот такой центр природы.
Данный центр стимулируeт и поддерживает познавательный интерес детей к природным объектам; воспитывает бережное отношение к природе.
Музыкально-театральный центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров, музыкальные инструменты. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Музыкально – театральный уголок дает возможность дошкольникам раскрепощаться и быть более уверенным в себе, стимулирует развитие творческой активности детей, как основного качества зрелой личности.
Игровой центр способствует развитию игрового опыта каждого
ребенка; воспитывает коммуникативные навыки, желания объединиться для
совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развивает творческое
воображение, фантазию; помогает закрепить в игре примеры социального, речевого поведения ; учит детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывает дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Физкультурный центр лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Прогулка – это каждый раз открытие, это свободное детское время, общение с миром, друг с другом. В замкнутом пространстве группы ребенок все – таки немного скован, стены действуют на него своей стабильностью, диктуют порядок. Когда же ребенок попадает на улицу, он становится похож больше сам на себя. В игре на улице можно увидеть, какой ребенок на самом деле.
Свободная деятельность детей в условиях созданной нами предметно – развивающей среды, обеспечивает выбор каждому ребенку деятельность по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Я считаю, что мне удалось создать условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.