МААМ-картинки

ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников. Метод ММЧ

Валентина Булдакова
ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников. Метод ММЧ

Моделирование Маленькими Человечками как средство развития творческого мышления младших дошкольников

Булдакова В. Г. воспитатель 1 кв. категории

МКДОУ № 2 д/с «Колокольчик»

2017г.

Подписи к слайдам

1

. Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию материал, который, на первый взгляд, может показаться сложным. Но если разобраться, это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога.

2

Публикация «ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников, Метод ММЧ» размещена в разделах

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени –

дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одарённых, гениальных детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.

3

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

4

Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ).

Остановимся кратко на основных:

1. Мозговой штурм

2. Метод аналогий :

3. Морфологический анализ

4. Метод фокальных объектов

5. Игры - «Хорошо – плохо

6. Метод «Системный анализ»

7. Метод ММЧ

(моделирование маленькими человечками)

5

. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по- разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

6

Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, МЧ из пластика и картона, наконец,

7

«живые» человечки, в роли которых выступают дети.

8

Все существующее вокруг нас - и камни, и дерево, и лужа, и игрушки, и мы с вами состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в электронный микроскоп. Этих частиц столько много, что соединяясь между собой, они и превращаются, например в камень. Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Одни частицы, давайте назовем их маленькими человечками, - очень дружны, они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить

Этих человечков называют- крепкие, твердые, и именно они. живут в камнях, дереве, горах. И чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь!

9

В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т. д.) Другие человечки тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями

Такие человечки живут в жидких веществах, поэтому мы с вами можем легко опустить ложку в стакан с чаем и размешать сахар!

10

. Ну, а третьи человечки - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь таких человечков очень легко пройти! Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие».

11

На примере дидактических игр, упражнений, экспериментов мы увидим как данный метод преподносится детям.

Итак,. Задание - эксперимент " Где какие маленькие человечки живут? "

А. Детям предлагается по очереди попробовать проткнуть деревянной палочкой предметы. В результате опыта дети выясняют, что это сделать невозможно! Значит во всех этих веществах живут дружные человечки! Эти вещества - твердые!

Б. Детям предлагается по очереди проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике, молоко в стаканчике. В результате опыта дети выясняют, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. Значит здесь живут не очень дружные человечки! Но все- таки они рядом, иначе бы мы не увидели не воду, не молоко! Во всех этих веществах живут жидкие человечки и такие вещества называются - жидкими.

В, а как же нам найти третьих человечков? Где нам взять, например, дым или воздух? (ответы детей, возможно, они скажут, что воздух вокруг нас) Возьмите шарик. Он пустой? А сейчас надуйте его) -, это мы с вами поймали воздух! Воздух находится вокруг нас! Попробуйте проткнуть его рукой - проходит? Да и очень легко! Потому что в воздухе живут те самые недружные человечки!

12

На этом слайде дети делают сравнительный анализ свойств разных предметов : песок, снег, вода, фасоль для выяснения какие человечки где живут

13

Подвижная игра " Игры маленьких человечков"

Дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит: камень - дети берутся за руки, сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

14

Дидактическое упражнение " Узнай вещество"

Воспитатель показывает детям модели различных маленьких человечков - задача детей - узнать о каком веществе идет речь.

15,16,17,18,

19

Можно придумать своих человечков.

. Дидактическое упражнение " " Покажи бутылку лимонада"

Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть возьмутся за за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ., кто - то будет показывать пузырьки.

20

Подобная организация опытов способствует не только получению новых знаний, но и развитию любознательности, сообразительности, логического мышления. Возможность высказать свои суждения, отстоять личную точку зрения, произвести поиск истины, даже допуская ошибку. Все это формирует активную личность, способную к самостоятельному добыванию знаний, конструированию способов умственной деятельности.

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ (ММЧ) являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас.

21

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

mch_1pbbs.pptx | 23164,14 Кб
 
Публикации по теме:

Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашкиРазвития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки В 2016 году я прошла курсы Игоря Сухина «Шахматный всеобуч» (методика обучения детей дошкольного возраста в игру шахматы). Меня эта тема.

Коллаж как средство развития творческого воображения, мышления, познавательных способностейКоллаж как средство развития творческого воображения, мышления, познавательных способностей Коллаж – это оригинальное изображение, созданное из нескольких или множества фотографий и картинок. Это приём в искусстве, который соединяет.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников» Консультация для воспитателей Нетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников. Автор: Домнина Анна Евгеньевна.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Морфологический анализ как метод развития сильного мышления Морфологический анализ как метод развития сильного мышления. Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Цель работы: Познакомить с опытом работы по использованию детского экспериментирования как средства развития познавательной активности младших.

План самообразования «Дидактическая игра как средство развития младших дошкольников» Сроки Сожержание работы Практические выводы Сентябрь-май 1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя.

Фотоотчет о работе с родителями «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук младших дошкольников»Фотоотчет о работе с родителями «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук младших дошкольников» В нашей группе прошло мероприятие "«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук младших дошкольников». Актуальность мероприятия:.

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольниковТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших.

Экспериментирование как средство творческого развития дошкольника Экспериментирование как средство творческого развития дошкольника. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников. Метод ММЧ
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 13:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД