Тимофеева Оксана Алексеевна
Модифицированная программа по развитию логики
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС программа дополнительных образовательных услуг разработана с учётом требований к образовательной программы и направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы дополнительных образовательных услуг «Логика» направлена на освоение детьми задач образовательных областей:
Публикация «Модифицированная программа по развитию логики» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• коммуникативно-личностное развитие;
• познавательно-речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. У детей расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток. В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность.
Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Занимаясь с детьми, нами было замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами.
В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которое необходимо развивать.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению высших психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило создать кружок «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики «Логика»
Цель программы : Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.
Задачи
1. Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения :
здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
Учебный план.
Временной период Количество занятий
(длительность занятия 30 мин.)
В неделю 2
В месяц 8
В год 72
Информационная часть программы
Вид программы – развивающая
Период обучения – 1 год.
Состав обучающихся воспитанников – постоянный
Формы организации работы с родителями:
• консультации о подборе развивающих игр для детей 5-6 лет;
• индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
• совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
• подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
• организация «Домашней игротеки»;
• разъяснительная и образовательная работа.
Календарно-тематическое планирование по разделу «Математическое развитие»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
«Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики «Логика»
Месяц Неделя Тема Программное содержание Совместная деятельность
октябрь 1неделя «Найди клад» Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. Решение сказочных задач; Превращение квадрата «Домик».
Лабиринты» Найди клад
«Угадай-ка» Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.) Д/и «На что похоже»; «Магазин посуды»; Игры со счетными палочками.
2неделя «Домик» игра со счетными палочками. Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. Выкладывание из палочек знакомых геометрических фигур. Превращение квадрата «Домик».
Ознакомление с понятиями «геометрическая фигура», «геометрическое место точек». Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления, умения работать с карандашом и бумагой. Воспитывать интерес к занятию. Д/ и: «Дорожные знаки». Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша : «Домино». Д/ и: «Измени количество квадратов в фигуре», «Кубики для всех».
3неделя «Необычные фигуры» Развитие способности к анализу, абстрагированию; умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм - «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения. Д/ и: «Дерево», Выкладывание из мозаики геометрических узоров.
«Кошечка» игра-конструирование. Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. Игра с палочками Х. Кюизенера. «Построй домик для кошечки» Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша
4неделя «Поезда» Упражнять детей в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них. Разучиваем стихотворения С. Маршака: Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога. Игра с палочками Х. Кюизенера-построить поезд из цветных палочек Кюизенера
Решение логических задач.
Выкладывание элементов узора одежды хантов. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Познакомить детей с узорами хантыйской одежды Дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор», «Назови одежду», «Изготовь нарты»
ноябрь 1неделя «Дорожки» Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. Физкультминутка «Раз – согнулся, разогнулся».
Превращение квадрата «Летучая мышь
«Домино» Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам Д/ игра: «Домино» "Исправь ошибку","Назови соседей"
2неделя «Собачка» игра-конструирование. Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. Закреплять умения составлять фигуры из частей Игра «Архитекторы» Игра «Танграм» Красная книга Югры- Что значит собака для хантов? Вариант конструирования по логическим блокам Дьенеша
Ознакомление с понятиями «замкнутая кривая».
Выкладывание из счетных палочек элементов узора одежды народов манси. Закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; развитие памяти, мышления, сообразительности, умения ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать интерес к занятию. Познакомить детей с элементами узора одежды народов манси. Легенда: «Откуда северное сияние пошло», со стихами поэтов о Югре
3неделя «Поймай тройку». Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр. Игра «Посчитаем с гномами» «В гостях у Петрушки» Игра «Какой по счету?»
Ознакомление с разными видами штриховки. Развитие руки дошкольника, умения выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5-10 умений; умения использовать предметы при счете, сравнении и выполнять действия без предметов. Воспитывать интерес к математике. Д/ игра: «Найди и заштрихуй все цифры», “Волшебные лучики” «Найди котят и щенят обвести их по контуру и заштриховать прямыми вертикальными линиями, адругих горизонтальными линиями.
4неделя «Веселый поезд» Учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок. Упражнять ребенка в умении расставлять вагончики так, чтобы
— каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза? Игра с блоками Дьенеша. «Путешествие на поезде» Размести пассажиров по вагонам. Логическая задача «Детская железная дорога»
Выкладывание из палочек Кьюизнера элементов узора одежды народов манси. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов манси. Выкладывание из палочек Кьюизнера одежды народов Севера.
декабрь 1неделя Работа в тетрадях.
«Засели домик». Развитие классификационных умений. Продолжать учить детей рисовать узоры одежды народов ханты и манси. Д/ игры: «Чей домик?»; Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?»
«У кого в гостях Вини-пух и Пятачок?» Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. Учить сравнивать и обобщать фигуры. «Назови ласково»;
«Узнай по описанию»;
2неделя «Цветы» игра со счетными палочками. Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. Игра "Танграм"«Что изменилось?»; «Кто скорее соберёт?»; Составление геометрических фигур: Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
«Загадки без слов». Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Воспитывать инициативность и самостоятельность детей. Выставка рисунков «Моя семья», «Край родной» Загадки, поговорки о нашем крае.
3неделя «Дом и мебель для матрешки» игра - конструирование. Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать воображение, зрительный глазомер. «Украшение хантыйским орнаментом одежды»
«Угадай фигуру» Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах. Д/ игра: «Забавные гимнасты» Игра «Подскажи словечко»
Или "У бабушки на грядке выросли загадки"
4неделя Рисуем цветными палочками. Развивать художественные способности детей (уметь воплощать свой замысел в рисунке, уметь выбирать средства необходимые для этого). Учить детей отбирать палочки нужного цвета и значения по словесному указанию взрослого, распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать ориентацию детей в пространстве(«слева», «справа», «вверху», «внизу», воображение, зрительный глазомер. Игра «Палочки можно складывать», «Волшебные превращения», «Зашумления»
Решение логических задач. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».
«Продолжи цепочку»
январь 1неделя Работа в тетрадях. Продолжить знакомство с элементами узора одежды народов ханты и манси. Д/ игра: «Путешествие по Югре» и выкладывание из палочек Кюизенера элементов узора народов ханты-манси
«Построй дом». Развитие логического мышления и внимания. Определение формы реальных предметов, сравнение их с геометрическими фигурами. Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»
2неделя «Белочка и ежик идут на день рождения» игровое упражнение. Учить детей выбирать палочки указанного размера, составлять из палочек изображения предметов простой формы. Развивать зрительный глазомер детей. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Д/ игра: «Путешествие по Югре», «К кому идем на день рождение».
«Раздели блоки-2» Развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». Развивать доказательное мышление. Д/ игра: логические операции «не», «и», «или» (по карточкам)
3неделя «Пирамидка и лесенка» игра- конструирование. Развивать у детей представление о цвете, представление о длине («длиннее-короче» и. т. д.) Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Д/ игра: “Раз ступенька, два ступенька” Что изменилось?
Группирование по наличию/отсутствию одного свойства. Убедиться, что блоки делятся только на две группы. Найти отличия.
4неделя Знакомство с понятиями» луч», «направление луча». Развитие практической смекалки, памяти, логического мышления; осознание практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, установление связи и отношений между ними. Воспитывать интерес к занятию. Мнемотаблицоа с направлениями луча. Использование наглядного моделирования д/ игра: «Волшебные лучи»
Решение логических задач Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Д/ игра: Что изменилось?
февраль 1неделя «Зоопарк» Учить подбирать палочки в соответствии цвета и длины. Игра «Путешествие в зоопарк»
«Где чей гараж?». Развитие умений классифицировать. Графическая схема определения у кого? что?
2неделя «Кошка и котенок» игра со счетными палочками. Составлять различные фигуры из палочек и преобразовывать их. Развитие творчества. Учить выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапеция). Д/ игра: Раздели фигуры
«Помоги муравьишкам». Развитие устойчивой связи связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Игра «Волшебные дорожки» «Мы – строители»
3неделя Ознакомление с понятием «полуплоскость». Развитие памяти, мышления, сообразительности, умение ориентироваться. Воспитывать интерес к занятию. Д/ игра: «А ну-ка, сосчитай!»
«Найти пару». Развитие восприятия, внимания, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Использование наглядной модели (схемы) «Найти пару». «Домино»
4неделя «Раздели блоки-1» Развитие умений разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». Д/ игра: Найди нужный блок
Решение логических задач. Продолжать учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Д/ игра: Найди нужный блок
март 1неделя «Помоги фигурам выбраться из леса». Развитие логического мышления, умение рассуждать. Использование мнемотаблицы с графическим планом: «Как выбраться из леса». Настольная игра «Непрерывная линия»
«Найди свою дорожку». Учить группировать блоки по наличию/отсутствию двух свойств. Д/ игра: «ДА ИЛИ НЕТ».
2неделя «Стрекоза» игра со счетными палочками. Учить детей сосчитывать, сравнивать, воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр; обобщение трех групп предметов, действий по числу. Работа с карточками Д/ игра: «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ».
Ознакомление с понятием «угол». Развитие умений ориентироваться в пространстве, вести счет, последовательно располагать элементы в ряд элементы разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой, самый длинный…».Воспитывать интерес к математике. Д/ игра: «ЧТО ЛИШНЕЕ?»
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ».
3неделя «Автотрасса (построй дорожку)». Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). Загадки на движение «Отгадай, где я».
Ознакомление с понятием «прямой угол». Развитие умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер, толщину; обучение навыку последовательного расположения в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию)элементов на глаз. Воспитывать интерес к математике. Д/ игра: «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?» «ПРИДУМАЙ САМ».
4неделя «Где, чей гараж?» Построй дом. Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию. Рассматривание иллюстраций «Транспорт на улицах нашего города».
Решение логических задач. Учить детей решать логические задачи Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Д/ игра: «ИГРА В ЗАГАДКИ».
апрель 1неделя «Разноцветные вагончики». Учить детей находить соответствие цвета с длиной и числом. Д/ игра: «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!».
«Дружат – не дружат» (сходство-отличие). Учить, что одни и те ж предметы могут иметь сходство и различие одновременно. Д/ игра: Дидактическая игра «Третий лишний»
2неделя «Бабочка» игра со счетными палочками. Составление различных фигур из палочек (ОЛЕНЯ) и преобразование их. Развитие творчества. Д/ игра: «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА». «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Ознакомление с понятием «острый угол». Сравнение чисел. Развитие памяти, воображения, умений выявлять, абстрагировать и называть в предметах цвет, форму, размер, толщину; сравнивать числа, воспитывать интерес к занятию. Дидактическая игра «Сравни и заполни»
3неделя «Две дорожки». Развитие умений выделять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Д/ игра: «ПРИДУМАЙ САМ». «НЕ ОШИБИСЬ!»
Ознакомление с понятием «тупой угол». Развитие аналитической деятельности, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками. Воспитывать интерес к занятию. Дидактическая игра «Рассеянный художник»
4неделя Закрепление понятий «острый угол», «прямой угол», «тупой угол» .Сравнение чисел 6 и7. Решение логических задач. Развитие творческого воображения, умение анализировать, сравнивать, обобщать; закрепление навыков счета до 10. Воспитывать интерес к математике. Дидактическая игра «Где какие фигуры лежат» с блоками Воскобовича
Решение логических задач. Работа в тетрадях. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы. Рисование узора одежды народов ханты и манси. Дидактическая игра «Заполни пустые клетки» с блоками Воскобовича
май 1неделя «Где спрятался Джерри». Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее. Дидактическая игра «Муравьи»
Ознакомление с понятие «треугольник». Виды треугольников. Сравнение чисел 8и 9. Развитие соображения, памяти, конструктивных способностей, умение преобразовывать одни математические объекты в другие. Воспитывать интерес к занятию. Дидактическая игра «Сравни и заполни»
2неделя «Аквариум» игра со счетными палочками. Составление различных фигур из палочек и преобразование их. Развитие творчества. Д/ игра: Построй из геометрических фмгур «Аквариум»
Ознакомление с понятие «квадрат», «прямоугольник». Сравнение чисел 9 и 10. Преобразование одной фигуры в другую. Развитие сообразительности, воображения, логического мышления, памяти; закрепление навыков счета до 10. Воспитывать интерес к математике. Д/ игра: «Конструктор» «Где чей дом?»
3неделя Действие «сложение». Учить находить сумму с помощью палочек разного цвета. (Найти палочки равные сумме фиолетовых и розовых. Запись в цифрах 6+2=8). Д/ игра: «Сколько? Какой?»
Ознакомление с понятиями «пятиугольник», «многоугольник». Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их, следовать определенным правилам при решении практических задач; самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. Воспитывать интерес к математике. Д/ игра: «Почини одеяло» «Космонавты»
4неделя «Раздели блоки -3». Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления. Д/ игра: с блоками Воскобовича
Решение логических задач. Учить детей решать логические задачи. Развивать логическое и абстрактное мышление. Учить рассуждать и делать выводы Д/ игра: «Заполни квадрат»
Ожидаемый результат :
1. Дети овладели основными логическими операциями : анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация, смысловое соответствие, ограничение.
2. Умеют оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3. У детей развилась потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, появился интерес к познавательной деятельности.
4. Дети научились преодолевать трудности, появилась уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5. Родители поняли актуальность данной проблемы и привлечены к активному сотрудничеству.