Получи документы

Дополнительная программа по развитию речи «Грамотейка»

Татьяна Разина
Дополнительная программа по развитию речи «Грамотейка»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Рассмотрено:

28. 05. 2018г. Утверждаю:

на педагогическом Совете заведующий МКДОУ детский

протокол №44 от 28. 05. 2018г. сад «Солнышко» Матыскина Н. И___

приказ №65/1-О от 28.05.2018 г.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

(старший дошкольный возраст 5-7 лет)

«Грамотейка»

Срок реализации программы : 2 года

Публикация «Дополнительная программа по развитию речи „Грамотейка“» размещена в разделах

Автор программы : Разина Татьяна Николаевна.

с. Кожевниково 2018 г.

Оглавление

1. Пояснительная записка

3

2. Принципы программы

4

3. Актуальность

5

4.

Новизна, педагогическая целесообразность 7

5

Содержание программы 8

6. Формы и методы работы

9

6. Ожидаемый результат

11

8.

Тематический план программы

14

9. Литература

33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родителям важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.

Настоящая программа ориентирована на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а также с детьми, имеющими задержку речевого развития. Она разработана на основе обязательного минимума содержания речевого развития в ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Содержание данной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Программа по речевому развитию строится на обще дидактических и специфических принципах:

1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала «от легкого к трудному», «от простого к сложному» обучения;

2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

1. Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.

2. Обогащение активного словарного запаса ребенка.

3. Развитие творческой речи : сочинение рассказов, сказок, стихов.

4. Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.

5. Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений. Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

С самого рождения с ребенком нужно постоянно общаться. Самым маленьким рассказывайте о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему. Заниматься пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи. Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика. Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка.

Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие. Для успешной речевого развития детей крайне важно оформить развивающую среду в группе ДОУ.

Работа по речевому развитию проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей.

Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование;; участие в написании сценариев; тематические выставки и папки-передвижки; участие в праздниках, развлечениях, театральных представлениях. Беседы с родителями, их участие помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Актуальность программы :

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты :

овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове). Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

В основной цели реализации области «Речевое развитие» сформулирована главная мысль: обратимся к ФГОС пункт 1.9 – «Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. То есть, русский язык в РФ все должны изучать с детства».

Задачи речевого развития :

1. Овладение речью, как средством общения;

2. Обогащение активного словаря;

3. Развитие звуковой культуры речи;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие речевого творчества;

6. Знакомство с художественной литературой.

Разработке данной программы предшествовал социальный заказ от родителей дошкольников нашего ДОУ на оказание дополнительных образовательных услуг по развитию речи детей 4-7 лет. В этом и заключается актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы.

Новизна, педагогическая целесообразность:

Организация работы по развитию речи в детском саду, в соответствии с ФГОС может быть включена во все режимные моменты.

Данная программа охватывает, кроме речевого развития и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.

Программа по развитию речи «Граматейка» предназначена для работы с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования.

Данная программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем году обучения содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

В программе «Грамотейка» включено использование наглядного моделирования, что вызывает интерес, использование символов ускоряет процесс запоминания. Применяя таблицы, дети учатся видеть главное, систематизировать знания, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Методы и формы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей и не дублируют занятия по обучению грамоте.

Цель программы - способствовать развитию речи детей дошкольного возраста.

Задачи программы.

1. Образовательные:

1. Формирование фонематического восприятия;

2. Накопление и обогащение словарного запаса;

3. Формирование грамматических средств языка;

4. Обучение грамоте;

5. Формирование грамматических средств языка и навыков словообразования;

6. Совершенствование лексико-грамматического строя речи;

7. Закрепление навыков анализа и синтеза предложений разной конструкции;

8. Расширение представлений о словообразовании и словоизменении

9. Совершенствование связной речи;

10. Расширение словарного запаса и совершенствование связной речи.

Развивающие :

1. Развитие навыков связной речи;

2. Развитие памяти, внимания, мышления и восприятия;

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов различной звуковой конструкции;

4. Развитие психических процессов и формирование мыслительных операций;

5. Развитие способности слияния звуков в слоги, слова, предложения

6. Развитие интереса и способности к слоговому и слитному чтению.

Воспитательные:

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи;

2. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Содержание программы.

Содержание данной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Данная программа по развитию речи предназначена для работы с детьми 5-7 лет в условиях дополнительного образования. Программа рассчитана на два года обучения.

На I году обучения (в возрасте 5-6 лет) дети приобретают навыки звукового анализа и синтеза слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. Совершенствуются лексико-грамматический строй речи и основные психические процессы (внимание, память, мышление).

На II году обучения (в возрасте 6-7 лет) дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают навыком слияния звуков в слоги, слова, предложения. Развивается интерес и способность к слоговому и слитному чтению.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения. Предлагаемая модифицированная образовательная программа является адоптированной, основывается на идеях ниже перечисленных авторов, а также включает некоторые их теоретические материалы и практические задания. Занятия по развитию речи начинаются в сентябре и заканчиваются в мае. Формирование групп для занятий по данной программе происходит по одновозрастному принципу. Количественный состав группы 8 -10 человек. Это позволит педагогу осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, последовательность, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника – игры.

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Одно занятие предполагает 1 учебный час. Всего 36 часов в течение каждого учебного года. Таким образом, программа должна быть реализована за два года – 72 учебных часа. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятия:

25 мин — старшая группа, общее количество учебных занятий в год — 36;

30 мин — подготовительная группа, общее количество учебных занятий в год — 36.

Режим работы:

День недели Время в режиме дня

Среда 16.00 - 16.30

Максимальный объем образовательной нагрузки: 30мин.

Формы и методы работы с детьми.

Формы:

Индивидуальная;

Парная;

Подгрупповая.

Методы:

Словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

Наглядные;

Практические;

Игровые

Оснащё нность занятий:

Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным темам;

Подборка компакт дисков для прослушивания произведений детской литературы;

Хрестоматии для детей по возрастам;

Репродукции картин известных художников;

ТСО (компьютер, проектор и др.);

Сюжетные карточки;

Методические разработки;

Литература.

Приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

чередование хоровых и индивидуальных ответов. Чередование разнообразных хоровых и индивидуальных ответов позволяет вовлечь в работу всех детей, обеспечивает каждому ребенку хорошую речевую нагрузку.

использование разнообразных игровых ситуаций. Так, например, составлению рассказа об игрушке часто предшествует игра-инсценировка. Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые позже он сможет использовать в своем ответе;

обоснование необходимости выполнения задания. Этот прием, как уже отмечалось, приобретает особую значимость при многократном повторении однотипного речевого материала. Педагог должен использовать мотивы, имеющие значимость для ребенка (кому-то помочь, кого-то, более слабого, защитить и т. п.).

Приемы, направленные на поддержание внимания:

сочетание упражнений с игровыми приемами значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них устойчивый интерес к материалу занятия. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными. Например, педагог объясняет и показывает артикуляцию звука и упражняет детей в его произнесении. Далее дети произносят звук, подражая шелесту листьев, шипению сердитого гуся, воздуху, выходящему из лопнувшей автомобильной шины, и т. д. ;

мотивированная оценка ответов детей. Этот прием повышает стремление детей не просто ответить правильно, а найти интересное слово, сравнение для характеристики предмета, ситуации. ("Как хорошо, как образно ты сравнила падающие снежинки с кружевными пушинками!" – радуется педагог.) Детям приятна оценка, "исходящая" от присутствующего на занятии персонажа;

подготовка детей к восприятию ответа сверстника. Например, педагог предлагает: "Сегодня утром мы с Сережей учились выразительно читать стихотворение. Мне кажется, что теперь он читает гораздо лучше, чем на прошлом занятии. Послушаем его?", "У Алисы звонкий голос, и песенка комара должна прозвучать очень хорошо. Проверим?";

использование физкультурных пауз. Статичная поза утомительна для четырехлетних детей, поэтому педагог должен предоставлять им возможность поменять ее в течение занятия, например, предложить встать из-за столов и перейти к мольберту, подойти к столу, отыскать что-то в комнате (по условиям дидактической игры, принять участие в драматизации и т. п.

Формы работы с родителями:

ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью;

проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»;

проведение практикумов «Как хорошо уметь читать», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;

консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;

проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;

разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Как читать книги», «Как составить рассказ по картинке» и т. п. ;

анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.

Ожидаемые результаты:

Знакомство с произведениями детской художественной литературы.

Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании или самостоятельном прочтении;

Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали);

Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли, давать оценку действиям;

Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное.

Развитие связной речи.

Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;

Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту;

В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова;

Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;

Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т. д.);

Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т. д. ;

Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.

Развитие словаря

Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал;

Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т. д.);

Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.);

Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.).

Уровни усвоения программы.

Низкий – ребёнок имеет бедный кругозор и мало знает произведений детской прозы и поэзии, не может прочитать стихотворение наизусть без подсказки. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас недостаточен.

Средний – Кругозор соответствует изученному программному содержанию. Может назвать нескольких знакомых поэтов и авторов, прочитать несколько стихотворений наизусть и пересказать некоторые произведения. В рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Много знает произведений детской литературы отечественных и зарубежных авторов, знаком с поэзией и фольклором. В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Пусть меня научат» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 168 ОАО "РЖД" «Пусть меня научат» дополнительная общеразвивающая.

Дополнительная образовательная программа «Краеведческая азбука» План работы по ознакомлению детей с родным краем «Краеведческая азбука» 1. Пояснительная записка Малая Родина. У каждого человека она.

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами» Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Сетка занятий и режим работы. 3. Организационно-методическое обеспечение программы 4. Содержание.

Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки»Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки» Дополнительная образовательная программа «ВОЛШЕБНАЯ БИСЕРИНКА» Автор программы: Большакова Ольга Николаевна Выполнение программы рассчитано.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Друзья» Содержание программы В возрасте 4-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная акварелька». 2 часть СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый год обучения) Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал Работа.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная акварелька». 3 часть СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (третий год обучения) Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал Работа.

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» Пояснительная записка. Направленность программы: естественнонаучная. Актуальность: В основу программы кружка положены идеи развития личностного.

Дополнительная общеразвивающая программа «Умка» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умка» Пояснительная записка. Одним из приоритетных направлений дополнительного образования является.

Программа предшкольной подготовки по обучению грамоте «Грамотейка» Филиал №3 «Звёздочка» районного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Знаменский детский сад «Ромашка» Принято.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа по развитию речи «Грамотейка»
Опубликовано: 12 октября 2018 в 15:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД