Лучший педагог года

Дополнительная образовательная программа «Краеведческая азбука»

Наталья Шелудкова
Дополнительная образовательная программа «Краеведческая азбука»

План работы по ознакомлению детей с родным краем «Краеведческая азбука»

1. Пояснительная записка

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.

Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Публикация «Дополнительная образовательная программа „Краеведческая азбука“» размещена в разделах

Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности залог нашего суверенитета в глазах других народов.

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в нашем дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания: существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание национально-региональному компоненту.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. С этой целью была разработана авторская программа «Краеведческая азбука» с введением отдельных и интегрированных занятий с учетом национально-регионального компонента.

Направленность программы : приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями коренных народов Севера.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с северным краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в режимных моментах, вне непосредственно образовательной деятельности.

1.1. Цели и задачи реализации программы

Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.

Задачи:

• Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы ХМАО-Югры;

• Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты, манси, их образе жизни; о традициях и фольклоре северных народностей;

• Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

1.2. Принципы работы по программе.

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

1. Принцип энциклопедичности.

2. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

6. Принцип наглядности.

Особая роль в программе отводится интеграции краеведческого содержания в различные виды детской деятельности и через различные способы её организации.

1.3. Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети могут

Блоки старшая группа подготовительная к школе группа

мир природы I

Царство

растений

Наблюдать за растениями, участвовать в посильном труде по уходу за ними; не рвать и не ломать растения; знать 3-4 дерева, некоторые грибы и ягоды родного края, несколько комнатных растений; правильно взаимодействовать с окружающим миром. Знать несколько видов травянистых растений, иметь представление о способах их вегетативного размножения;

Отличать дикие и культурные растения, растения Севера и Юга. Бережно относиться к природе родного края. Узнавать и называть растения тундры и лесотундры.

II

Царство животных

Знать и называть домашних и диких животных, иметь представление о жизни диких животных в природных условиях; уметь наблюдать за животными, птицами, рыбками, насекомыми; участвовать в посильном труде по уходу за рыбками; бережно относиться к живым существам, не вредить им. Иметь представление об олене. Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных. Иметь представление о жизни диких животных в разных природных условиях (лето-зима, Север-Юг). Делать выводы, как человек может беречь природу. Узнавать и называть птиц и животных родного края.

III

Неживая

природа

Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть признаки, доступные для обследования и восприятия. Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имеют возможности видеть. Иметь представление об особенностях северного климата. Иметь представление о переходе воды из твёрдого состояния в жидкое и наоборот. Знать сезонные явления у северной природы и уметь устанавливать их связь с состоянием погоды. Осмысливать целостности: лес, улица, озеро, болото, север.

Мир человека IV

Человек Рассказывать о своей семье, семейном быте, традициях; уметь рассказывать о своем родном поселке; о человеке труда, его личностных и деловых качествах, трудовых действиях; рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию. Имеет элементарные представления об образе жизни и быте коренных народов Севера; о различных видах транспорта, об элементарных правилах дорожного движения. Знать названия стран, главный город нашей страны Москву, символы государств, уметь рассказать о своём родном поселке, городе, округе, о человеке труда, трудовых действиях. Иметь представление о профессиях нефтяник, газовик. Называть коренных жителей ХМАО- Югры и иметь представления об их жизни и быте (одежда, жилище, труд). Знать несколько видов транспорта, элементарные правила ДД.

2. Содержательный раздел

В программе заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

• Познавательное развитие. Проводятся наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.

• Социально- коммуникативное развитие, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев.

• Художественно- эстетическое развитие, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер – классы; используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, музыкальные игры.

• Речевое развитие, где используются произведения познавательной направленности (сказки, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.

• Физическое развитие, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

2.1 Отличительные особенности.

Содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста. Он позволяет уже на самом раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о регионе, климатических условиях, коренном населении и окружающем нас мире природы.

2.2. Педагогические условия и особенности применения программы

К педагогическим условиям применения программы отнесено следующее :

Программа реализуется в течение двух лет (в старшей и подготовительной группе);

• реализуется вне непосредственно образовательной деятельности (в режимных моментах);

• предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения;

• в педагогическом процессе широко используется ИКТ;

• предполагается создание в группах богатой предметно-развивающей среды - уголка краеведения;

• использование мини музея «Север».

3. Организационный раздел

3.1. Основные направления программы

Блоки старшая группа подготовительная к школе группа

Мир природы I

Царство растений Дать первоначальные представления о природе, особенностях растительного мира Севера. Познакомить с некоторыми растениями. Учить сравнивать ель и сосну, выделять главные различия, делать простейшие умозаключения; учить отличать хвойные деревья от лиственных. Расширять и уточнять представления о растительном мире Севера (деревья, кустарники, травянистые растения, растения леса, лесные ягоды, грибы, мох).

II

Царство животных Познакомить с некоторыми животными, живущими на Севере; с их приспособленностью к климатическим условиям, зависящим от особенностей северной природы. Учить устанавливать зависимости и закономерности в природе Познакомить с «Красной книгой». Расширять знания о животном мире Севера, уточнять особенности их приспособления к суровым климатическим условиям. Формировать представление о зимующих и перелётных птицах. Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц: воробья, синицу, снегиря и др.

III

Неживая природа Дать представление об особенностях и многообразии природных явлений Севера; о сезонных изменениях природы. Учить различать и называть состояние погоды. Учить создавать и осмысливать целостности: болото, лес, улица. Познакомить с природным богатством – нефть, откуда она берётся, как ее добывают.

Расширять представления об особенностях климата, природных условий Севера. Наблюдать с детьми явления природы. Расширять представления о целостности (лес, болото, озеро и др.,

Мир человека IV

Человек Продолжать воспитывать любовь к родному краю; знакомить с некоторыми названиями улиц, рассказать о самых красивых местах родного поселка, других его достопримечательностях. Познакомить детей с народностью – ханты, с их жилищем; с жизнью и бытом северных детей, национальными куклами «Акань», «Нухуко». Продолжать формировать интерес к «малой Родине», к родному поселку, району, округу, к его достопримечательностям.

Расширять представления о людях разных профессий. Познакомить с людьми таких профессий как нефтяник, газовик. Продолжать знакомить с жизнью и бытом коренного населения.

3.2 Календарный план работы в старшей группе

Тема Программное содержание Оснащение пед. процесса

Сентябрь 1. Беседа «Как я провел лето»

2. Экскурсия «Кто на нашем участке живет?»

3. «Что нам осень подарила?»

4. Экскурсия в осенний лес

Выяснить, какими новыми впечатлениями обогатились дети за лето. Способствовать интеллектуальному развитию, расширению кругозора.

Формировать положительное

отношение к окружающему миру.

Обратить внимание на растительность, насекомых, которых можно встретить на участке.

Познакомить детей с приметами осени. Создать копилку «Подарки осени».

Закрепить представления детей об осеннем лесе. Учить сравнивать ель и сосну, выделять главные различия, делать простейшие умозаключения 1. Выставка «Подарки лета», альбомы, фотографии.

3. Яркая коробочка; разноцветные листья, семена, картинки с видом осени.

Октябрь 1. Целевая прогулка по близлежашим улицам.

2. экскурсия «Мой поселок»

3. Просмотр фото-

альбома «Мой любимый Верхнеказымский»

4. Слушание песен о родном крае. Напомнить детям, что в поселке много улиц, каждая улица имеет свое название; предложить им вспомнить, как называются улицы, на которых живут дети (домашний адрес).

Познакомить детей с родным поселком, вызвать у них чувство восхищения его красотой, воспитывать любовь к родному поселку.

Вспомнить с детьми, где и когда они фотографировались.

Вызвать эмоциональный отклик.

Поднять эмоциональный настрой детей.

3. Альбом «Мой любимый Верхнеказымский».

Альбом с фотографиями

детей на улицах поселка.

4. Компакт-диск с записями песен о Белоярском, ХМАО- Югре.

Ноябрь 1. Посещение мини-музея «Север».

2. Беседа «Северный народ – ханты и манси».

3. Чтение «Сказка про песенку-мечту»

4. Рисование «Узоры Севера»

Рассмотреть экспонаты мини-музея. Дать детям представление о северной природе и жизни людей на Севере.

Познакомить детей с народностью ханты и манси, с их жилищем. Обогатить словарь: ханты, манси, чум.

Познакомить с северными орнаментами.

Познакомить с сказками северных народов. Вызвать эмоциональный отклик детей.

Учить изображать на полоске бумаги простейшие элементы северного орнамента. 1. Экспонаты мини - музея

2. Иллюстрации по теме.

Экспонаты мини-музея.

4. Альбом «Северные узоры», д/и «Подбери пару», полоска белой

бумаги, карандаши на каждого ребенка.

Декабрь 1. Беседа «Все работы хороши»

2. Экскурсия в библиотеку п. Верхнеказымский

3. Рассмотреть «Тучан»

4. Рисование «Мой тучан» Познакомить детей с некоторыми профессиями, существующими в нашем городе и поселке.

Знакомство с жизнью и бытом северных народов, с их одеждой; национальными куклами «Акань», «Нухуко».

Познакомить детей с национальной сумочкой хантыйских женщин «Тучан».

Вызвать у детей желание украсить свой «тучан». Познакомить с приемом украшения – тычки. 1. Альбом «Все работы хороши»

2. книги о родном крае.

3. картина «Девушка с тучаном».

4. Шаблон в виде сумочки,

краски, кисточки.

Январь 1. «Царство живот-

ных Севера» (коллаж)

2. Беседа по состав-

ленным коллажам.

3. Чтение сказки «Умка»

4. Аппликация «Умка ловит рыбу Познакомить детей с животными, живущими на Севере. Обогатить речь новыми словами.

Систематизировать полученные знания о названиях северных животных.

Познакомить с тем, как живут и чем питаются белые медведи.

Развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать. 1. Картинки с изображением животных, живущих на Севере; клей альбом «Познаю мир».

2. Коллаж «Царство животных Севера»

3. Книга «Умка»

4. Цветная бумага, ножницы, клей,

силуэт медведя.

Февраль 1 Составление коллажа «Болото»

2. Занятие «Мы родом из тундры»

3. Итоговое занятие «Зима»

4. Чтение сказки «Айога» Дать представление о природе Севера, особенностях раcтительного мира.

Уточнить и закрепить накопленные детьми представления о живой и неживой природе.

Познакомить детей со сказкой народов Севера.

3. Коллаж «Природа Севера», иллюстрации с изображением зимних явлений природы, животных Севера и Юга, дид. материал.

4. Книга «Сказки народов Севера» В. В. Винокурова

Март 1. Рассматривание альбома «Путешествие на Север».

2. Чтение «Отчего у белого медведя нос черный»

3. Слушание «Северные напевы»

4. п/и «У оленя дом большой» Беседа по содержанию.

Закрепить знания о том, где и как живут белые медведи. Рассмотреть иллюстрации, провести беседу о прочитанном.

Познакомить детей с северными мелодиями.

Выучить игру северных народов. 1. Альбом «Путешествие на Север»

2. Книга «Отчего у белого медведя нос черный» Юкагирская народная сказка.

3. Аудиозаписи.

Апрель 1. Экскурсия в лабо-

раторию.

2. Рассматривание альбома «Все работы хороши»

3. Чтение «У каждого дела запах особый»

4. Д/и «Профессии» Познакомить с профессией лаборант. Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Закрепление знаний о некоторых профессиях, существующих в нашем городе.

Знакомство с профессиональными действиями и с предметами – помощниками в труде. Закреплять и расширять представления детей о профессиональной деятельности людей.

2. Тематический альбом «Все работы хороши»

Книга «У каждого дела запах особый» Д. Родари.

Май 1. Занятие «Моя улица»

2. Составление коллажа «Улица»

3. Беседа «День победы»

4. Экскурсия к Памятному месту.

Расширить и закрепить представление детей о понятии улица, начать формировать понятие город; повторить правила поведения на улице. Знать название улицы, где расположен детский сад, свой домашний адрес.

Провести индивидуальные беседы с подгруппами детей о том, что приближается праздник 9 Мая, знаю ли они, что это за праздник.

Обратить внимание детей на празднично украшенный поселок. Напомнить, что это праздник всего народа. Вызвать у них чувство гордости за свой народ.

1. Т. Гризик «Познаю мир» стр. 102-103, крупный строительный материал, дорожные знаки.

2. Иллюстрации с изображением разных домов, людей, машин, клей, лист ватмана.

3. Иллюстрации с изображением праздника «9 Мая»

3.3. Календарный план работы в подготовительной к школе группе

Тема

Программное содержание

Оснащение пед. Процесса

Сентябрь 1. Занятие «Разноцветная земля»

2. Экскурсия в осенний лес

3. Изготовление поделок из природного материала, собранного в нашем лесу.

4. Заучивание стихотворения Истомина «Российский край» 1. Дать знания о том, что Россия самая большая страна; природа её богата и разнообразна.

2. Обратить внимание на красоту осеннего леса; собрать природный материал для изготовления поделок.

3. Развивать творчество и вызывать интерес к работе с природным материалом.

4. Помочь запомнить и выразительно читать новое стихотворение. 1. Репродукции с изображением природы России, города и деревни, макет флага России, книга Сладкова «Разноцветная земля»

3. Природный материал: шишки, листья, ягоды, кусочки коры деревьев, пластилин, клей.

Октябрь 1. Занятие «Седая земля - тундра»

2. Занятие «Дети Севера»

3. Знакомство с легендами северных народов: «Первый олень от дерева родился», «откуда и как появились комары»

4. Заучивание стихотворе-

ния «Мы на Севре живем» 1. Продолжить знакомить детей с природой

Севера, с климатическими особенностями; дать знания о мужественных людях оленеводах.

2. Расширить представления детей о нашей стране; познакомить с детьми северных народов.

3. Познакомить детей с некоторыми легендами северных народов

4. Помочь запомнить и выразительно читать новое

стихотворение. 1. Репродукции картин, изображающие природу и жизнь людей на Севере; книга Сладкова «Разноцветная земля»

2. Кукла в национальной одежде,

картина «Дети Севера»

Ноябрь 1. Занятие «О народах Севера»

2. Занятие «Капелька нефти и пузырек газа»

3. Рисование «Неразлучные друзья – капелька нефти и пузырек газа»

4. Чтение северных народных сказок.

1. Продолжать знакомить детей с народами Севера, рассказать чем они занимаются; пополнить словами: северное сияние, чум, тундра, кисы, малица, нарты.

2. Дать детям знания о нефти и газе, о способах их добычи; о том, что изготавливают из нефти; о профессиях буровик, геолог, нефтяник, газовик.

3. Закрепление пройденного материала.

4. Познакомить детей со сказками народов Севера. 1. Иллюстрации, изображающие жизнь и быт северных народов

2. Нефть в прозрачной посуде, листы бумаги, краски, иллюстрации по теме.

3. Лист белой бумаги, краски, кисточка на каждого ребенка.

4. Книга В. Винокуровой «Сказки народов Севера»

Декабрь 1.«Богатства Севера»

2.«Животные Севера»

3. Вечер загадок «Кто живет в царстве животных и растений Севера»

4. Оформление альбома «Путешествие на Север» 1. Дать детям знания о том, почему нефть называют «Черным золотом»; познакомить с другими богатствами северного края; закрепить знания детей о добыче нефти.

2. Закрепить знания о животных и птицах, обитающих на Севере; связать их проживание с природными условиями.

3. Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок

4. Расширить и закрепить знания детей о природе Севера, о людях живущих на Севере, их жизни и быте. 1. Иллюстрации, изображающие геолога, нашедшего нефть; людей, добывающих её; буровые вышки; нефтяные качалки; нефтепроводы; животных и птиц, обитающих на Севере.

2. Иллюстрации с изображение животных и птиц, обитающих на Севере; (коллажа «Царство

животных Севера»)

3. Книга «1000 загадок»

4. Альбом; иллюстрации с изображением природы Севера, жителей, их жизни и быта.

Январь 1. Занятие «История моего края по археологическим раскопкам

2. Занятие «Истории жилища»

3. Д\и «Угадай, что (кто) в корзинке»

4. Заучивание стихотворения Шесталова «Северное сияние» 1. Познакомить детей с историческим прошлым родного края

2. Познакомить с историей жилища людей разных времен и народов, что от природных условий зависит материал постройки и тип жилища.

3. Закрепление знаний о названиях растениях и животных, обитающих на Севере.

4. Помочь запомнить и выразительно читать новое стихотворение. 1. Лента времени; коллекция минералов; иллюстрации, изображающие жизнь и быт древних людей.

2. Картинки с изображениями домов греков, древнего человека, русской избы, северного чума.

3. Корзинка, иллюстрации с изображением животных и растений Севера (игрушки).

Февраль 1. Занятие «Город младенец»

2. Занятие «Наш город»

3. Экскурсия по поселку

4. Рисование «Что мы видели на экскурсии» 1. Познакомить детей с историей возникновения города Белоярский. Воспитывать уважение к труду взрослых; понимание того, что труд каждого делает наш город еще лучше.

2. Закрепить знания детей о структуре построения города (жилая, промышленная зоны). Воспитывать любовь, чувство привязанности к районному центру, в котором они живут; пробудить желание, сделать его еще краше.

3. Познакомить детей с достопримечательностями родного поселка, с местами отдыха его жителей.

4. Побуждать детей в рисовании выразительно передавать предметы (дома, которые видели на экскурсии. 1. Рисунки, с изображением старого и нового домов; серия открыток о Белоярском; материал для ИЗО деятельности (цветные карандаши, краски, бумага.)

2 Дома, нарисованные на листе бумаги, краски, кисточки, ножницы на каждого ребенка; макеты деревьев, машин.

4. Листы бумаги, ИЗО средства по выбору детей (краски, карандаши, фломастеры, и т. д.)

Март 1.«Рассказ-беседа об округе Герб округа»

2. Чтение стихотворений об округе

3. Знакомство с северными народными играми. 1. Систематизировать знания детей о родном округе; дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба.

4. Продолжить знакомить детей с подвижными играми народов Севера, осваивать правила. 1. Серия открыток с видами округа; открытки, иллюстрации с изображением разных гербов; репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; изображение древних воинов и рыцарей в металлических доспехах.

Апрель 1. Итоговое занятие «Мой родной край»

2. Вечер стихов.

(можно пригласить детей соседней группы)

3. Чтение северных народных сказок. 1. Закреплять знания детей о северных районах нашей страны, климатических условиях, коренном населении (ненцы, ханты, манси); их образе жизни; знания о нефти, откуда она берется, как её добывают; кто такие нефтяники; люди каких профессий живут в нашем городе; история происхождения поселка, города, его названия.

2. Повторить с детьми выученные ранее стихотворения. Поднять эмоциональный настрой детей.

3. Продолжить знакомство с северными народными сказкам 1. Глобус, указка, макет флага России, иллюстрации с изображением народов Севера, нефтяников, добычу нефти; нефть в стеклянной посуде, окрашенная вода в стеклянной посуде, блюдце с водой, стаканчик с нефтью, пипетка и тряпочка на каждого ребёнка, набор различных предметов (спички, парафин, мыло, баночка с бензином, стекло, апельсин и т. д.)

3. КнигаВ. Винокуровой «Северные народные сказки»

Май 1. Развлечение «Родной край»

2. Знакомство с приметами северных народов. 1. Закрепить знания о родном крае, полученные детьми в течении учебного года.

4. Познакомить с приметами народов Севера с их национальными особенностями. 1. 2 рабочих столика, вазочки с вареньем (4-6 шт. на каждый стол, чайные ложки, герб округа, разрезанный на несколько частей (2 комплекта, набор открыток с видами родного города и других городов; призы для награждения.

1

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода»Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука пешехода» ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:.

Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности .

Дополнительная образовательная программа «Художественное творчество» I.Пояснительная записка 1.1 Концепция программы Художественное творчество помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно.

Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ» Пояснительная записка В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует.

Дополнительная образовательная программа «Песочная фантазия» Управление образования администрации Гурьевского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Дополнительная образовательная программа по плаванию «Золотая рыбка» Пояснительная записка Обучение детей плаванию является образовательной услугой и способствует реализации потребности детей в двигательной.

Дополнительная образовательная программа «По тропинке к школе» Содержание Пояснительная записка 3 Учебный план 6 Календарно-тематическое планирование 7 Содержание программы 12 Методическое обеспечение.

Дополнительная образовательная программа «Потанцуй со мной» Пояснительная записка: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Дополнительная образовательная программа «Вместе весело играть» Дополнительная образовательная программа «Вместе весело играть» Разработчик: Шевченко Светлана Евгеньевна, воспитатель Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки»Дополнительная образовательная программа «Волшебные бисеринки» Дополнительная образовательная программа «ВОЛШЕБНАЯ БИСЕРИНКА» Автор программы: Большакова Ольга Николаевна Выполнение программы рассчитано.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа «Краеведческая азбука»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 19:30
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД