Бастракова Татьяна Алексеевна
Модуль «Мультистудия». Методическая разработка
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей.
Цель программы:
- Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов
Задачи
Образовательные:
познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
Публикация «Модуль „Мультистудия“, Методическая разработка» размещена в разделах
познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
формировать художественные навыки и умения;
поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение;
развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма;
поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта, через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.
Методы проведения занятий.
- Словесный метод - устное изложение, беседа.
- Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
- Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
- Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Оборудование и программное обеспечение анимационной студии:
- видеокамера с функцией покадровой съемки;
- штатив, на который крепится видеокамера;
- компьютер с программой для обработки отснятого материала.
- подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма);
- диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
- художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
- флеш-накопители для записи и хранения материалов;
- устройство для просмотра мультипликационных фильмов :
проектор с экраном или монитор компьютера.
Ожидаемый результат:
- дети видят идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие);
- раскрепощение мышления;
- развитие творческого потенциала;
- самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.
Литература:
1. Иткин, В. Д. Что делает мультипликационный фильм интересным
/ В. Д. Иткин // Искусство в школе. - 2006.- № 1.-с. 52-53.
2. Зейц, М. В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница
/М. В. Зейц. - М. : ИНТ, 2010.-252 с.
3. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М. ,2013 – 125с.
4. Интернет-ресурсы:
- Мультфильмы своими руками. https://veriochen.livejournal.com/121698.html.
Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения
1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение родителей на основе конкурсного отбора.
2. Выбор анимационной техники.
3. Изготовление фонов и персонажей. Используется масса для лепки или пластилин, конструктор ЛЕГО, бросовый материал (бусины, бантики и т. д., или готовые куклы. Фон для новичков лучше брать неподвижный. А затем он может и панорамно двигаться – горизонтально или вертикально. В этом случае персонаж идет, бежит, прыгает, ныряет на одном месте.
4. Съемка анимационного фильма.
5. Звуковое оформление, или «озвучивание». Основное средство выражения мыслей и чувств – звучащее слово, – вступая во взаимодействие c изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном, художественном плане. Здесь дети проявляют свои актерские способности: выразительно читают авторский текст, придумывают шумовые эффекты. Но новичкам для начала лучше просто наложить мелодию, соответствующую замыслу.
6. Монтаж фильма (верстка). В работе с детьми эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки и монтировать фильм.
Основные виды анимации
Кукольная анимация.
То же старинный вид анимации. Все куклы и декорации в кукольной анимации изготавливаются вручную, что делает ее такой же дорогой, как и классическая анимация. Тем не менее такой вид анимации очень популярен даже сегодня (несмотря на распространение компьютерной 3д анимации). Если сказать честно, то кукольная анимация мне в детстве не нравилась) Но прозрение наступило, когда я увидел мультфильм Тома Бертона "Кошмар перед рождеством".
Перекладная анимация.
Старейший вид анимации. Суть этого вида анимации в том, что нарисованный на картоне или бумаге объект режется на отдельные кусочки и эти кусочки передвигаются (перекладываются) от кадра к кадру. Отсюда и название - перекладка! Многие считают такую анимацию примитивной, но в умелых руках такие мультфильмы могут получиться очень интересными. Одним из самых ярких примеров перекладной анимации можно смело назвать мультфильм "Ежик в Тумане" режиссера Юрия Норштейна. "Ежик в тумане" был признан мировым сообществом САМЫМ ЛУЧШИМ МУЛЬТФИЛЬМОМ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ! Вот тебе и перекладка. Вот тебе и примитивно.
Рисованная классическая анимация.
Один из самых интересных и распространенных видов анимации. Классическую анимацию делают, рисуя на прозрачной пленке (или кальке) каждый отдельный кадр. Затем эти кадры собирают в специальной программе монтажа.
Пластилиновая анимация
Название пластилиновая анимация говорит само за себя. Пластилиновая анимация вышла из кукольной анимации и стала популярной в России после появления мультфильмов "Падал прошлогодний снег" режиссера Александра Татарского.
Режим работы кружка «Мультистудя»
Кол-во обучающихся 5
Время проведения занятия 20 минут (средняя группа)
Кол-во занятий в неделю 2
Кол-во занятий в месяц 4
Кол-во занятий в год 36
Перспективное планирование кружка «Мультистудия»
на 2020-2021 учебный год
№ занятия Тема занятия
Содержание занятия Неделя
Октябрь «История создания мультфильма»
1 Вводное занятие «Путешествие в мир мультфильма!» Рассказ об истории анимации и мультипликации. 1 неделя
2 Знакомство со знаменитыми создателями мультфильмов. Рассказ о профессии мультипликатор. Просмотр презентации «Я творю мультфильм» Подвижная игра «Отгадай профессию» 2 неделя
3 Знакомство детей с оборудованием для создания мультфильма. Занятие практическое. Познакомить детей с этапами создания мультфильма. 3 неделя
4 Создание с детьми студии записи мультфильма. Создание первого кадра. Придумать с детьми название мультстудии. Создание первых кадров «Заставку»
Монтаж первых кадров, наложение музыки и анимации. 4 неделя
Ноябрь «Мир анимации персонажей»
1 История анимации
(Придумываем сюжет) Совместные идеи по выбору сюжета. Придумать с детьми сюжет мультфильма. 1 неделя
2 Создание фигурок для сюжета. (Выбор материала для создания фигурок) Создание героев придуманного мультика из пластилина, бумаги, иного материала. 2 неделя
3 Создание декораций и элементов декораций. Изготовление декораций к мультфильму : различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. 3 неделя
4 Движение фигур.
(Первая запись мультфильма) Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные, правильный переход от кадра к кадру. 4 неделя
5 Монтаж мультфильма. Выбор ролей детьми.
Наложение музыки.
Озвучивание персонажей детьми.
Дети учатся выразительно произносить закадровый текст 5 неделя
Декабрь «Рисованная классическая анимация»
1 Из рисунка можно сделать мультик! Рассказ детям о мультике, который можно просто нарисовать. 1 неделя
2 Придумывание сюжета рисованного мультфильма. Создание сюжета мультфильма. 2 неделя
3 Изготовление рисунков для мультфильма. Практическое занятие. Нарисовать с детьми простую анимацию на бумаге. 3 неделя
4 Камера! Мотор!
Съемка и монтаж нарисованного мультфильма. Покадровая съемка нарисованного мультфильма, озвучивание мультика, наложение звука. 4 неделя
Январь «Перекладная анимация»
1 История создание первой перекладной анимации. Старейший вид анимации.
Рассказ истории анимации. 1 неделя
2 Задумка сюжета. Придумываем вместе с детьми сюжет мультика. Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма.
2 неделя
3 Создание картинок для мультфильма. Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму. Создание героев мультика. 3 неделя
4 Съемка и монтаж мультфильма. Наложение музыки.
Озвучивание персонажей детьми. Монтаж и просмотр мультфильма.
4 неделя
Февраль «Кукольная анимация»
1 История кукольной анимации
Придумывание сюжета
Просматривают кукольные мультфильмы.
Разрабатывают совместно с воспитателем сценарий мультфильма.
1 неделя
2 Для чего нужны декорации?
Подготовка декораций
Практическое занятие по изготовлению декораций к мультфильму : различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. 2 неделя
3 Как куклы двигаются?
Подготовка кукол-героев
Съемка мультфильма
Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные, правильный переход от кадра к кадру. 3 неделя
4 Озвучиваем мультфильм. Монтаж. При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» 4 неделя
Апрель «Из чего можно создать мультфильм?»
1 Из чего можно сделать мультик?
Создание кофейной истории
Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций.
2 Использование киндер-игрушек в мультипликации
Подборка музыкального сопровождения и просмотр готового мультфильма
Происходит отработка правильной постановки персонажей в кадре: правильные движения (разовые и цикличные, правильный переход от кадра к кадру.
Март «Объёмная анимация»
1 Использование различных техник в одном мультфильме
Придумывание сюжета
Совместно с воспитателем сочиняют занимательную историю, дополняют ее характеристикой поступков героев, детальным описанием декораций. Игра «Фантазеры» 1 неделя
2 Подготовка пластилиновых и бумажных героев, кукол. Подготовка декораций из различных материалов Практическое занятие по изготовлению героев и декораций к мультфильму : различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок на специальном станке. Работа по конструированию декораций проводится в парах. 2 неделя
3 Профессия режиссер!
Съёмка мультфильма.
Практическая работа. На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Происходит отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные, правильный переход от кадра к кадру. 3 неделя
4 Как музыка влияет на характер сюжета?
Озвучивание и монтаж
При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Пробуют эти звуки повторять и создавать свои, новые. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами» 4 неделя
5 Создание коллективного мультфильма Создание мультфильмов в любой технике и с любыми материалами по желанию детей. 5 неделя
6 Просмотр мультфильмов Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившихся мультфильмов. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильмах, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильма. 6 неделя
Май «Создание пластилинового мультфильма «Колобок»
1 Чтение русской народной сказки «Колобок» Прочитать с детьми сказку колобок. Определить последовательность встречи с разными героями. 1 неделя
2 Создание героев из пластилина. Занятие по лепки «Лепим колобка и героев» Создание фигур для сказки. 2 неделя
3 Раздача ролей и заучивание текста. Распределение ролей между детьми. Раздача распечатанного текста для заучивания слов. 3 неделя
4 Отработка движения фигур. Отработка правильного движения фигур согласно тексту. 4 неделя
5 Съемка мультфильма. Съемка мультфильма. Монтаж. Наложение музыки и речи детей на определенного героя. Создание плавной картинки. Просмотр мультфильма. Дети вместе с приглашенными гостями устраивают просмотр получившихся мультфильмов. Совместное обсуждение. Дети узнают мнения гостей об их мультфильмах, а также сами стараются найти удавшиеся и неудавшиеся моменты мультфильма. 5 неделя