Валентина Уронина
Модуль «Сенсорный сундучок» по теме «Формирование представления о форме, цвете, величине»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение сенсорного опыта и совершенствование сенсорных процессов посредством математической деятельности у детей 2-3 лет.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;
Публикация «Модуль „Сенсорный сундучок“ по теме „Формирование представления о форме, цвете, величине“» размещена в разделах
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, положении в пространстве;
- учить детей способам обследования предметов : их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Развивающие задачи:
- развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Словарная работа:
- научить детей соотносить по величине несколько предметов и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький»
Использование современных педагогических технологий: пути решения логико – математического, сенсорного и конструктивного развития дошкольников.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, труд.
Форма занятия : групповая, индивидуальная.
Приемы и методы организации НОД:
- наглядный: наглядно-зрительные, наглядно-слуховые, наглядно-тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- словесный: краткое описание, объяснение.
- игровой: использование дидактических игр.
- практический: показ способов действия с предметами, способов изображения, эксперимент.
- информационно-рецептивный : совместная продуктивная деятельность воспитателя и ребенка.
- репродуктивный: воспроизведение действий по образцу.
- эмоциональный: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха.
- социальный: создание ситуации взаимопомощи.
Предварительная работа : занятия по математике, конструированию, индивидуальная работа, наблюдения за строительством дома на прогулке дидактические игры: «Цветная геометрия», «Фигуры и счет», «Числовые домики», «Соберём башенку», «Пирамидка» и мн. др.
Оборудование: музыкальное сопровождение, книжка – малышка «Курочка – Ряба», дидактическая игра «Стаканчики», развивающая игра - сортер: "Ячейка с яйцами», корзинка, игрушка курица, игрушка - деревянная раскладная матрёшка, угощения для детей «Киндер сюрприз»
Ход занятия.
Вводная часть:
(Дети вместе с воспитателем становятся в круг, воспитатель напоминает о воспитанности и вежливости. На столе находится матрёшка и дидактическая игра «Собери стаканчики)
Воспитатель:
- Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Это занятие для самых веселых, самых сообразительных, самых находчивых. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями мы поиграем в игру «Весёлую разминку»
(Звучит музыка «Божья коровка» дети встают в круг)
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Ты мой друг, и я твой друг –
Как красиво всё вокруг!
Основная часть:
Воспитатель:
- У нас на занятии в гости пришла хорошо знакомая вам игрушка, я вам сейчас загадаю загадку о ней, а вы попробуйте её отгадать.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука, в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянились немножко.
Это? (девочка матрёшка)
- Вот она наша матрёшка, посмотрите, какая она красивая, нравится вам?
Предлагаю вам поиграть с ней.
1. Игра «Собери матрешку»
Цель: научить ребёнка использовать игровой прием, показ, беседа с детьми, прием накладывания.
Воспитатель:
- Дети, давайте откроем нашу большую матрёшку и посмотрим, что наша матрёшка необычная, у неё внутри живут, ещё другие матрёшки. И мы сейчас построим их в ряд.
(Следующий этап - составление половинок - показываю как смешно, когда две половинки не совпадают. Предлагаю ребёнку выполнить задание, вложить одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
(Дети встают на весёлую музыкальную физкультминутку)
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки, дружные матрёшки,
На ногах сапожки – топают матрёшки.
Влево, вправо наклонись,
Всем знакомым поклонись.
Девчонки озорные, матрёшки расписные.
В сарафанах ярких, пёстрых –
Вы похожи словно сёстры.
Хлопают в ладошки, весёлые матрёшки!
(Воспитатель предлагает продолжить занятие и поиграть в следующую игру)
Игра: «Соберем разноцветные стаканчики»
Цель: учить детей собирать стаканчики, ориентируясь на образец и располагая стаканчики по убывающей величине.
Оборудование: разноцветные стаканчики
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают разноцветные стаканчики, разные по величине, затем втавляют их друг в друга — сначала поменьше, затем побольше. Воспитатель откладывает самый большой стаканчик, затем поменьше. В итоге дети понимают, как правильно нужно вкладывать стаканчики, чтобы получилось единое целое)
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз:
Дружно встали подтянусь
(Дети встают с мест, поднимают руки вверх и смотрят на кончики пальцев)
Вправо, влево – потянулсь
(Дети тянуться руками вправо, влево и смотрят на пальчики)
Вниз, вверх посмотрели
(Дети глазами смотрят вверх вниз, голова в исходном положении на месте)
И на место дружно сели
3. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
(Вносит игрушку курочку, корзинку с яйцами накрытую салфеткой и ячейку для яиц).
- Дети, послушайте пожалуйста стихотворение С. Я. Маршака «Курица»
Курица – красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги.
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот –
Сказочку расскажет, песенку споёт!
Воспитатель:
- А сейчас, нам курочка расскажет сказку про «Курочку – Рябу»
(Воспитатель показывает книжку – малышку и читает детям сказку)
4. Сенсорная развивающая игра - сортер: «Ячейка с яйцами»
Цель: развитие сенсорных способностей, логического мышления, мелкой моторики, разучивание цвета, памяти.
Воспитатель:
(Воспитатель показывает корзину я половинками яиц и озвучивает задание)
- Дети, Курочке-Рябе необходимо помочь, у неё не получается собрать яйца в ячейку. Нам с вами нужно правильно подобрать половинки яиц и сложить их в ряд в оранжевую ячейку.
- Поможем Курочке – Рябее? (Да)
(Дети начинают активно рассматривать половинки яиц, находить вторую половинку соединять в одно целое. Игра повторяется 2-3 раза)
Итог проводимых развивающих игр на занятии:
Дети научатся узнавать: цвета : красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый; геометрические фигуры – круг.
Овладеют навыками: умением сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
Формируют умения : ориентироваться в 6 цветах (оттенках) называть их, подбирать по образцу.
5. Заключительная часть.
Подведение итогов:
Воспитатель: расскажите дети, кто был у нас сегодня в гостях на нашем
занятии?
Дети: игрушка матрёшка, Курочка - Ряба
Воспитатель: А как мы играли с матрёшкой?
Дети: собирали матрёшку в ряд, помогали спрятаться самой маленькой матрёшке.
Воспитатель: дети, мы научились подбирать и вставлять разноцветные стаканчики друг в друга, назовите пожалуйста размер и цвет стаканчиков.
Дети: большие, маленькие и средние (называют цвет)
Воспитатель: а что мы еще делали?
Дети: танцевали с матрёшкой, делали гимнастику.
Воспитатель: а что в корзинке принесла нам Курочка –Ряба?
Дети: яйца.
Воспитатель: сколько в корзине было яиц?
Дети: много.
Воспитатель: молодцы ребята. Пока мы с вами играли, Курочка – Ряба приготовила для вас не простые яички, не золотые а шоколадные, внутри которых есть маленькие сюрпризы. Возьмите угощения. Что нужно сказать ребята?
Дети: спасибо.
Воспитатель: правильно ребята, воспитанные дети должны всегда говорить спасибо.