Ольга Юрьевна
Планирование кружковой работы с детьми старшей группы «Мой край родной» на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Мой край родной
Никологоры.
старшей группы)
Воспитатель
Голубева О. Ю.
Актуальность темы.
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.
Публикация «Планирование кружковой работы с детьми старшей группы „Мой край родной“ на учебный год» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Актуальность краеведческой работы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Краеведение одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации.
Программа разработана по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей
Цель программы: расширять знания детей об истории и культуре родного поселка, прививать интерес к прошлому своего края, воспитывать патриотические чувства.
Основные задачи работы :
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ;
-формирование положительного отношения к себе;
-формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
-формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
-формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);
-формирование интереса каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д.);
-развитие у детей эмоционально – ценностного отношения к своей малой Родине;
-воспитание уважения и гордости за свой родной край;
-формирование первичных представлений о крае (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему.
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
• Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
• Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
• Место проживания: поселок, район, область; предприятия родного поселка и их значимость; символику поселка, района и области, достопримечательности;
• Традиции и историю края;
• Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).
Используемая литература
Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
«Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М. : «Издательство ГНОМиД», 2001.
«С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
Н. В. Алёшина
Сентябрь
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Проведение
мониторинга. Определение первичного уровня знаний детей. Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Анкетирование родителей.
2 неделя Моя улица. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.
Закреплять знание домашнего адреса. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. Беседы о родной улице. Целевая прогулка. Пословицы и поговорки. Загадки о правилах дорожного движения. Рисование: «Моя дорога в детский сад».
Мы никологорцы Расширять знания детей о родном поселке.
Познакомить с историей появления поселка.
Познакомить с понятием «Малая Родина» Рассматривание карты поселка. Экскурсия к памятнику в центре поселка.
3 неделя История родного края. Познакомить детей с картой владимирской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях родного края. Рассматривание карты Владимирской области. Беседы о родном крае. Рассматривание альбома «Чем славится Владимирский край».
4 неделя Транспорт наших предков. Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях как о первых помощниках в работе крестьян. Знакомство с презентации «Транспорт наших предков».
Чтение литературы о развитии транспорта.
Октябрь
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Осень в нашем поселке. Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая прогулка.
Рисование осенних пейзажей.
Чтение произведений об осени. Составление осеннего букета.
Дидактическая игра: «Когда это бывает».
2 неделя Какой урожай собирают в нашем крае? Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить с способами уборки урожая. Беседы о сборе урожая в семьях детей.
Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов.
Загадывание загадок об овощах и фруктах.
Работа по сбору урожая в огороде.
Что делали в старину осенью? Знакомить детей с бытом русского народа, с основными занятиями крестьян.
Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки. Рассказ воспитателя.
Рисование на тему «Что можно делать осенью?».
Рассматривание сюжетных картин.
3 неделя Деревни рядом с нами. Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине. Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.
Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».
4 неделя Животный мир Владимирской области. Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения. Беседы о животных Владимирской области.
Рассматривание Красной книги Владимирской области, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых.
Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию».
Птицы Владимирской области. Знакомить с многообразием мира птиц Владимирской области. Систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах. Расширять знания о птицах живущих рядом с нами и ждущих помощи от нас. Воспитывать любовь к всему живому. Знакомство с презентацией «Птицы рядом с нами».
Рассматривание фотоальбомов с различными птицами.
Беседы о зимующих и перелётных птицах.
Загадывание загадок, чтение стихов и рисование птиц.
Ноябрь
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Человек без роду, что дерево без корней. Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Знакомить с иерархией в семьях наших предков. Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.
Фотовыставка: «Моя семья».
Рисование: «Мои бабушка и дедушка».
Составление гениологического древа.
2 неделя Традиции моей семьи. Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье.
Воспитание уважения и любви к родным. Беседы о важности семейных традиций.
Чтение произведений литературы о семье, предках, семейных праздниках.
Рисование на тему «Праздник в моей семье».
«Красна изба углами» Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей.
Воспитание уважения к предкам, к своей истории. Знакомство с презентацией «Крестьянская изба».
Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».
Рисование и конструирование.
3 неделя Забавы вокруг печки. Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок. Воспитывать любовь к своей Родине. Беседы о самом важном предмете дома – печке.
Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи. Рассматривание макета печи и печной утвари.
4 неделя «Щи да каша пища наша» Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления.
Воспитывать интерес к прошлому. Знакомство с разнообразными крупами.
Рассматривание посуды для приготовления пищи.
Хлеб всему голова. Закреплять знания о том, что хлеб – это одно из самых главных наших богатств, его очень трудно вырастить.
Познакомить детей с трудом хлеборобов. Воспитывать чувство уважения к труду и бережное отношение к хлебу. Беседы по теме.
Знакомство с книгами о труде хлеборобов.
Рисование на тему «Хлеб».
Экскурсия в «Аграрно -промышленный техникум»
Декабрь
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Вязниковский заповедник. Познакомить детей с обитателями Вязниковского заповедника. Расширять знания о животных родного края.
Воспитывать любовь к животным, желание их защищать. Рассматривание фотографий Вязниковского заповедника.
Знакомство с презентацией на тему «Заповедник».
Рисование животных обитающих в заповеднике.
2 неделя Что делали в старину зимой? Расширять знания детей о быте русского народа.
Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому. Рассматривание сюжетных картин.
Рассказ воспитателя.
Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы».
3 неделя Видео-экскурсия по улицам поселка Закрепление знаний о родном поселке, его окружении, водоёмах.
Формировать патриотические чувства. Экскурсии, целевые прогулки.
Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного поселка.
Составление рассказов о городе.
Рисование «Мой поселок».
4 неделя Турнир знатоков Родного края. Расширять и закреплять знания детей о родном поселке. Познакомить с историей возникновения родного поселка. Воспитывать патриотические чувства к малой родине. Беседы о родном поселке. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Родные улицы», «Домашний адрес».
Рождественские праздники, народные традиции и культура края. Дать представление о народных традициях и культуре России. Воспитывать чувства любви и гордости за свою страну. Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка».
Январь
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Проведение промежуточного мониторинга. Выявление уровня знаний детей. Беседы, игры с детьми.
2 неделя Деревья нашего края. Знакомить детей с природой Владимирского края, его заповедными лесами. Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев заповедных лесов Владимирской области.
Рисование деревьев нашей местности.
3 неделя Наша река. Закреплять знание названия родного поселка, реки. Расширять представления детей о природных богатствах России. Беседы о малой Родине, рассматривание иллюстраций.
Чтение литературы, решение экологических задач.
Февраль
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Народный костюм Владимирской губернии. Знакомить детей с национальным костюмом жителей Владимирской губернии, его цветовой гаммой, способами украшения. Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Владимирской губернии.
Вышивка мастериц Мстеры. Вызвать у детей интерес к изделиям рукодельниц. Познакомить детей с вышивкой Мстерских мастериц, ее особенностями, цветовой гаммой. Рассмотреть предметы одежды и иллюстрации, где встречается вышивка. Рассматривание предметов одежды и иллюстрации костюмов жителей Владимирской губернии.
Рассматривание рушников ручной работы.
2 неделя Как наши предки защищали Родину Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины.
Знакомить с былинными героями. Беседы.
Чтение художественных произведений и защитниках Родины.
Рисование на тему «Наши Защитники».
3 неделя День Защитников Отечества. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. Праздник для детей и родителей. Разучивание стихов, песен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ.
4 неделя Предприятия и организации нашего поселка. Закреплять знания о месте работы родителей. Рассказы детей о предприятиях на которых работают родители.
Март
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Мама – первое слово. Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек.
Фотовыставка: «Вот какие наши мамы!»
Масленица Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям. Праздник «Масленица». Разучивание закличек, обрядовых песен.
Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья».
2 неделя Музыкальная жизнь поселка. Познакомить детей с историей развития музыкального искусства поселка. Рассказ воспитателя о музыке и музыкальной жизни. Прослушивание народных песен в исполнении государственного академического.
Экскурсия в музыкальную школу
3 неделя «Сороки». Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной. Познакомить с традициями встречи весны, с технологией изготовления пряников для праздника. Рассказ воспитателя.
Рассматривание альбома «Времена года».
Чтение литературы о весне.
Выставка рисунков: «В окно повеяло весною».
Что делали в старину весной? Расширять знания детей о быте русского народа.
Знакомить с работами проводимыми весной, с растениями которые сажают в нашем крае.
Развивать интерес к прошлому. Рассказ воспитателя.
Рисование на тему «Что можно делать весной?».
Рассматривание сюжетных картин.
Апрель
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя Вслед за солнышком. Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём.
Знакомить детей с народными приметами и поверьями. Рассматривание календаря.
Беседы о необходимости слежения за погодой.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
2 неделя Лекарственные растения родного края. Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями Воронежской области, их использовании в лечебных целях. Беседы о природе родного края. Рассматривание Красной книги Воронежской области, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений.
Дидактическая игра: «Зелёная аптека».
Матрёшка- русский сувенир Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства.
Знакомить матрёшкой, её особенностями. Игры с матрёшками.
Рассматривание фотографий с изображениями различных матрёшек.
Рассказ воспитателя.
Символы нашего поселка. Знакомство детей с символами поселка. Формировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага. Рассказ воспитателя. Рассматривание государственного герба и флага РФ, герба и флага родного города. Рассматривание герба на монетах, документах. Аппликация: «Наш флаг».
Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Май
Дата Тема Программное содержание Работа с детьми
1 неделя «И помнит мир спасённый…» Формировать чувство уважения к защитникам Родины.
Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма. Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов.
Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города.
Рисование на тему «Война и память о ней».
Насекомые нашего края. Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми, напоминать о бережном отношении к ним. Учить эмоционально откликаться на красоту цветов. Воспитывать в детях доброту и любовь к природе. Рассматривание насекомых на прогулке.
Рисование насекомых и растений.
Чтение книг о насекомых.
Малая Родина
(итоговая) Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина.
Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству. Праздник «Наша Родина».
Выставка детских работ.
Фотовыставка «Наш город».
Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.
3 неделя Проведение итогового мониторинга. Определение уровня знаний детей. Беседы с детьми, дидактические игры.