Наталья Попова
Мои мысли
▼ Скачать + Заказать документы
Могут ли быть плюсы и минусы в самообразовании
Сегодня я хочу предложить вам порассуждать о самообразовании, о его плюсах и минусах. И подумать, да нужно ли нам оно вообще! Помните, у классика: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» Но - тем не менее: советское образование считалось одним из лучших в мире, наши специалисты были везде нарасхват! Потом, к сожалению, в трудные времена распада Союза и постсоюзья (да простят мне неологизм, мы несколько утеряли этот приоритет. Сейчас корифеи от образования делают всё, чтобы вернуть нам прежний статус, чтобы мы могли гордиться своим российским образованием; и мы все, педагоги-дошкольники, тоже стоим у этого порога. Да, мы все получили специальное среднее и высшее образование, постоянно повышаем уровень своей квалификации, но не могу не задать вопрос – а достаточно ли этого? Раньше очень серьёзное внимание обращали на самообразование педагогов, были планы, отчеты, выступления с демонстрацией результатов этого процесса. А сейчас? Сейчас, на мой взгляд, немного отошли от этого ввиду более важных задач. Или, быть может, потому, что предполагается, что этот процесс и так должен занимать место в жизни педагога, как и любого другого специалиста, а лучше сказать – человека? У китайцев есть прекрасная мудрость: «Знания, не приходящие каждый день, с каждым днём уходят»! Давайте вспомним, что такое самообразование? Разные словари дают этому процессу приблизительно одинаковое толкование:
Публикация «Мои мысли» размещена в разделах
«Это образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности». Это ясно всем нам. Это – прямое толкование процесса. Но, кроме того, как и в любом процессе или явлении, у него есть и косвенное или «скрытое» значение. Самообразование – это и самовоспитание, и саморазвитие. Уверена, что вы со мной согласны.
Человек – система самосовершенствующаяся, и если он остановится в этом процессе, он остановится и в своём развитии, начнёт быстро деградировать. Надеюсь, что и в этом со мной согласны все. И это касается абсолютно всех сторон нашей жизни: коммуникаций, социализации – ВСЕГО! Поэтому, заботясь о положительном имидже педагога, мы не должны забывать и о том, что это понятие очень многозначно и разносторонне. Это этика поведения, это наша грамотность, это умение ориентироваться в обилии нового материала и уметь вычленять важное, отсеивая второстепенное (т. е. - отделяя зерна от плевел). Это культура здоровья и правильного образа жизни. Это наш культурный уровень, наконец, который должен быть виден с первого взгляда на нас! Не мы должны опускаться до собеседника с недостаточным воспитанием и образованием, а его должны поднимать за собой, он должен после общения с нами тянуться вверх! И это всё я отношу к плюсам самообразования! А вот минус я вижу только в одном – оно отнимает время! Так вот, я предлагаю всем вам, всем нам взвесить эти плюсы и минус, и решить, что же перевешивает? Плюсы или минус? Может, я что-то упустила? Буду рада услышать дополнение к моим рассуждениям!
Но ещё я хотела бы привести примеры, с которыми я встретилась на нашем сайте, да простят меня коллеги, понимаю, что не всегда хватает времени для проверки текста, иногда не хватает знаний и умений для правильной формулировки мысли, но неправильно писать фамилии авторов! Согласитесь – стыдно. Так я встретилась с подобным написанием фамилии художника – СОврасов, или писателя – БажЁв! А уж написание фамилий без указания инициалов – это в порядке вещей! Но, коллеги, это неуважение не только к указываемому автору, но и к себе!
Или такой пример нашей с вами грамотности:
Закачю - вместо закачу (рукав, мячик в корзину и т. д.)
Перушку – вместо пирушку
Немучай – вместо не мучай
Таптышка – вместо топтыжка
А о написании «ь» в возвратных глаголах и говорить не буду! Коллеги, вспомните, как нас учили? Поставьте себе вопрос, и если в нем будет «ь», то значит, он пишется и в глаголе!
Пример: что делать? – улыбатЬся, но
Что делает? – улыбается!
Ох, простите, простите, разошлась, больше не буду о грамотности!
Об этике - можно? Получаю такое, с позволения сказать, «приглашение»: «ЗАЦЕНИ МОЙ ПОСТ»! Извините, я – « с катушек слетела»! Простите, попробовала скаламбурить – не получилось! Или предложения дружбы – я только ЗА новых друзей! Но… Очень хорошо помню, как мне ответили вопросом на моё предложение о дружбе в самом начале, когда я появилась на сайте: «А почему вы выбрали меня? По какой причине?» Я ответила, и мой ответ удовлетворил мою vis vis, мы дружим не один год. Но перед этим я была на её страничке, прочитала публикации, познакомилась и поняла, что мне это будет интересно и полезно! А я, в свою очередь, возможно, заинтересую её! А предлагать дружбу, предварительно не просмотрев хотя бы материалы коллеги, не подняв рейтинга ей, это, по крайней мере, странно. Давайте будем друг к другу внимательней!
Ну, а в том, что мы далеко не всё знаем, признаваться не стыдно! Я уверена в этом! Много раз писала об этом! ВСЁ ЗНАТЬ НЕВОЗМОЖНО! Но лишать себя возможности к этому стремиться – преступно! Это значит, лишать себя возможности быть на уровне требований нашего общества, лишать себя возможности новых открытий!
Дорогие друзья, коллеги! Хочу подчеркнуть то, что, поделившись с вами своим мыслями, что очень тревожат меня в последнее время, я никого не собираюсь учить или, тем паче, обидеть! У меня нет на это прав! И я очень надеюсь на ваше снисхождение, но написала об этом потому, что хочу, чтобы мы, педагоги России, были не только специалистами-профессионалами, а и высококультурными людьми!
И в заключении признаюсь, я тоже делаю ошибки, и частенько, как ни проверяй, глаз «замыливается» и тогда не всё видишь. И потому хочу особо поблагодарить Татьяну Грушевскую и Галину Гришенькину – вот внимательные читатели, увидят ошибку или опечатку и спешат сообщить об этом, чтобы исправить, пока есть время! Галя, Таня, спасибо за это!
Заканчивая свои рассуждения, хочу вернуться к началу статьи. Так есть ли минусы у процесса самообразования? Как вы считаете? Может тот, единственный выделенный мной минус, тоже плюс? Ведь это как гимнастика по утрам – гимнастика для души и ума!