Лучший педагог года

Мордовские подвижные игры

Елена Неясова
Мордовские подвижные игры

Мордовские народные игры корнями уходят в далёкое прошлое. Они самобытны и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений и хозяйственной деятельности предков современного мордовского народа.

Публикация «Мордовские подвижные игры» размещена в разделах

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

В мордовских народных играх почти всегда применялся импровизированный поэтический текст, игровые прелюдии были интересны и разнообразны. Игры по своему составу были разнородны, но их объединяло в одну группу то, что в них происходило драматическое и импровизированное действие, сюжет. Так в некоторых играх чётко различимы отдельные компоненты сюжета.

В игре «Катоняса» («В кошку») ясно выделяется завязка – «мать», уходя из дома, строго наказывает «дочке» стеречь горшки с молоком, сметаной и маслом. Этот разговор подслушивает «кошка». Далее следует развитие действия – хитрая «кошка» обманывает «дочь», обещая приглядеть за всеми продуктами. Она съедает что-нибудь из них и убегает. Возвратившаяся «мать» догадывается о непослушании «дочери» и бранит её. «Дочь» просит прощения. Тексты таких игр не остаются неизменными, отдельные фразы могут меняться в зависимости от ситуации и состава играющих детей.

В большинстве игр во всех вариантах сохраняется традиционное содержание. Это видно на примере игры «Каргинесэ» («В журавля»). Текст был записан в начале нашего века М. Е. Евсевьевым, и дошёл до наших дней без изменений. Но чаще всего словесные элементы подвергаются изменениям и есть случаи полной их утери. В этом случае игра становится чисто спортивной забавой. Это видно на примере игры «Шапаряксса» («В редьку»).

В настоящее время в играх используются различные виды прелюдий: молчанки, жеребьёвки, считалки.

Когда необходимо всем участникам разделиться на две группы, в детских играх пользуются жеребьёвкой. Из числа игроков вначале выбираются две «матки», обычно это самые ловкие мальчики или девочки. А остальные попарно отходят в сторону «сговариваться». Затем «матки» по очереди выбирают себе игроков.

Жеребьёвка длится до тех пор, пока все желающие принять участие в игре не разделятся на две партии. В жеребьёвках сговорах проявляется большое мастерство в подборе рифмующихся слов и выражений.

Самым распространённым и любимым видом игровых прелюдий у мордовских детей является считалка. Несомненно, это связано с тем, что у малышей очень популярны игры в прятки, а считалка в этой работе обязательна. Для того, чтобы определить, кто будет «водить» - разыскивать спрятавшихся, дети считаются: встают в круг или в полукруг, один из них в центр. Он громко и чётко произносит слова, дотрагиваясь при произношении их до игроков. На кого приходится последнее «ударное» слово, тот «выходит», и так до конца. Оставшийся последним «водит».

Существуют и другие приёмы пересчё та: считают иногда всего лишь один раз, и выбывший при этом игрок считается водящим. Счё т может осуществляться по-разному: по пальцам, по кулакам и даже по коленям. Так, при игре «Болагаса» дети садятся на землю в кружок, коленями касаясь друг друга, и по коленям начинается счёт.

Считалки используются для пересчёта, поэтому в них встречаются не только перечисления существительных, но используются количественные и порядковые числительные. Считалки бывают смысловые и заумные. Последние у мордовских детей распространены больше. Это может быть связано как с утерей смысла считалок, так и стремлением детей спрятать содержание считалки в группу неясных для взрослых, а иногда и для соперничающей команды слов:

Червень, бервень,

Чуха, рюха.

Бета, сота,

Ива, дуб,

Мака, крест.

Наиболее распространенные смысловые считалки состоят из зачина и основной части. Зачином является счёт, выраженный количественными числительными:

Фкя, кафта, кемгафтува,

Моли цёра кепкавтом,

Сонць аф сире, сонць аф од,

Велень келес счетовод.

Не всегда зачин выделяется особо. Иногда он как бы сливается с основной частью. В этом случае зачин выделяется голосом: после этого делается пауза.

Часть мордовских считалок – это небольшие бессюжетные произведения:

… Сонць аф сире,

Сонць аф од,

Алашась – пароход.

… Сам не старый,

Сам не молодой,

Лошадь его – пароход.

В других случаях в основной части даё тся простейшее описание каких-либо действий:

Нармонць ярхцай сурода.

Мон кундайне пулода.

«Птичка клюёт просо,

Я поймал её за хвост».

Если русские считалки чаще всего кончаются «выходом», то в мордовских считалках концовка является обращением к игроку, который должен выходить из круга. Например, «Кифчек, листь» (Чирк, выходи») или «Нумол алу прочь листь» («Под зайца выйди вон»).

Иногда к мордовскому тексту дети присоединяют выход на русском языке типа: «Стакан воды – водишь ты» и другие.

Среди детей младшего возраста самыми распространенными играми были: «В платочки», «В коровку», «В слепую старуху», «В ямки», «В курочек», «В ворону», «В петушка» и т. д. Все они включали в себя бег, ходьбу, поэтому имели важное значение в укреплении здоровья малышей, т. к. содействовали усилению процессов дыхания, кровообращения, обмена веществ, сила.

Во время игр дети выполняют несложные физические упражнения, развивая такие важные качества, как подвижность и быстрота реакции, находчивость и сообразительность, внимательность и наблюдательность, получая при этом также эмоциональное удовольствие. Особенность этих игр заключалась в том, что в них можно было играть как на улице, так прямо в избе, причём в разное время года, что особенно важно, так как из-за нехватки детской одежды и обуви очень часто зимой ребятишки не могли бывать на свежем воздухе. Например, «В слепую старуху» играли мальчики и девочки на улице и непосредственно в доме. Зимой в избе собиралось несколько детей. Некоторых ребят, из-за отсутствия теплой одежды, приносили взрослые, завернув в свою шубу.

В начале проводили жеребьё вку: кто-нибудь мазал палец сажей, сжимал все пальцы в кулак и предлагал остальным отгадывать и выбирать себе палец. Кто указывал на вымазанный сажей палец, тот и становился «слепой старухой» («сковородой»). «Старухе» завязывали глаза тряпкой, и она ходила по избе. Другие игроки бегали вокруг и старались ущипнуть её. «Старуха» должна была ловить бегающих и отгадывать имя пойманного. Имена придумывались заранее: «кошечка», «журавль», «волк» и т. д.

«Старуха» старалась запомнить имена играющих и кто как одет. Кто попадался ей, начинал сам водить, т. е. становился «старухой». Кто же становился игроком, тому вслух придумывалось другое имя.

Весенне-летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе: в поле, на лугу, в лесу и чаще всего на улице. Дети всегда ждали с большим удовольствием наступления тепла, и лишь только появлялись первые проталины, спешили на улицу, на свежий воздух.

«Крестьянские дети, - отмечал Е. А. Покровский, - только тем и живы, только

тем и поддерживают своё здоровье, что беспрестанно живут и играют на

воздухе».

Небольшие возвышенности, освобождаясь от снега, становились местом развлечения детей. Из весенне-летних игр наиболее популярны были игры с мячом, камушками, и другими предметами. Выполнение данных игр требовало от игрока ловкости, меткости, глазомера.

Распространенными были игры в бабки. Они имели несколько разновидностей: игра «в козлы» («козласа налхксема», «в козны» («кознаса налхксема») и т. д.

Во всех вариантах этой игры использовались костяные бабки. Их готовили из коровьих, телячьих, овечьих надкопытных суставов. Из бабок выбирали самую большую и крепкую. Она служила битком. Для большей тяжести внутрь битка наливали свинец или олово.

«В козлы» играть собирались по несколько человек, чем больше игроков, тем интереснее и увлекательнее была игра. Каждый игрок в кон ставил по паре бабок. Жеребьё вка проводилась следующим образом: все участники по очереди бросали биток от кона. У кого он падал дальше всех, тот и начинал игру. Бабки выстраивали в две шеренги. Игра состояла в том, чтобы с помощью битка сбить бабку. Если игрок сбивал её, то брал себе сбитую и соседнюю. Промахнувшийся оставлял свою бабку и терял выигрыш. Когда выбивали все бабки, то ставили новый кон. В этом случае игроки снова ставили бабки из своих запасов.

Не менее увлекательны и распространены были игры с шаром и мячом. Они также имели несколько вариантов. Некоторые из них очень близки к современному хоккею с мячом. Например, игра в шар – проходила следующим образом: вдоль улицы села на значительном расстоянии проводили две черты – «буи», а между ними чертили круг. Игроки делились на две команды. С помощью клюшек (палок) каждая команда старалась загнать шар в «буй» противника. Игра была настолько азартной, что она продолжалась до наступления сумерек.

Большое место в жизни мордовских детей занимали игры с мячом. Самыми популярными из них были «колмонь керыса» или «колмонь токазь», похожа на русскую лапту.

Многие игры передавали детское восприятие сельскохозяйственного труда. Например, играя «Шапарякс» - «В редьку», дети копировали процесс посадки редьки.

Как говорил А. М. Горький: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой.

Мордовские народные игры до сих пор не потеряли своей ценности и значимости. Дети с удовольствием в них играли и играют до сих пор.

Публикации по теме:

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры»Стенгазета «Народные хакасские подвижные игры» Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Все взрослые хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровы и физически развиты. Часто говорят детям, что зарядка очень полезна. Но как.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Предложенные игры можно проводить во время прогулки с детьми дошкольного возраста. А также можно организовать игры в группе, во время проведения.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Важное место в работе с дошкольниками занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. Благодаря организации подвижных игр у детей.

Подвижные игры для старшой группы. Подвижные игры для старшой группы. Игра «Сказки Пушкина» Воспитатель: Больше всех на свете сказки любят дети! Много сказок знаем, дружно.

Подвижные игры ко Дню космонавтики В течение тематической недели ко Дню космонавтики дети познакомились с новыми играми. Детям игры очень понравились. В них можно играть не.

Подвижные игры на прогулкеПодвижные игры на прогулке Очень часто мы слышим выражение "Движение - это Жизнь!" Пребывание на свежем воздухе, а именно на прогулке, имеет большое значение для.

Подвижные игры в развитии ребенкаПодвижные игры в развитии ребенка Для многих родителей и воспитателей в детских садах актуальна проблема проведения подвижных игр с детьми. Это неудивительно, ведь дошкольники.

Сюжетные подвижные игры для дошкольниковСюжетные подвижные игры для дошкольников Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Игры можно использовать непосредственно на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мордовские подвижные игры
Опубликовано: 19 июля 2020 в 17:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД