Папки-передвижки

Психолого-педагогическая поддержка семьи как интерактивная форма работы с родителями в ДОУ. Социальная сеть и мессенджеры

Татьяна Гибадулина
Психолого-педагогическая поддержка семьи как интерактивная форма работы с родителями в ДОУ. Социальная сеть и мессенджеры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53»

Асбестовского городского округа

Конкурсные материалы соискателя на участие

в муниципальных педагогических чтениях руководящих и

педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием

Асбестовского городского округа, в 2022-2023 учебном году

«Традиции и инновации в педагогической деятельности»

Тематическое направление:Психолого-педагогическая поддержка семьи

как интерактивная форма работы с родителями ДОУ».

Публикация «Психолого-педагогическая поддержка семьи как интерактивная форма работы с родителями в ДОУ, Социальная сеть и мессенджеры» размещена в разделах

Тема работы автора :

«Социальная сеть и интернет – мессенджеры.

Автор:

Гибадулина Татьяна Александровна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория.

Асбест

2023 год.

Содержание

Краткая аннотация…3

Введение….3

Основная часть работы…. 4

Заключение….6

Список литературы…7

Приложение 1….8

Приложение 2….9

Приложение 3…11

Приложение 4…12

Краткая аннотация.

В статье описывается актуальность взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьёй. Приведены и охарактеризованы такие формы работы педагога с родителями в сети Интернет, как групповое сообщество в социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджере «WhatsApp». Определена их роль во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Виртуальное общение также позволит педагогам ДОО всегда быть на связи с родителями, сообщать им информацию о детях и событиях в группе и детском саду в целом.

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, и повышать степень заинтересованности и включенности родителей в деятельность дошкольной образовательной организации. Одним из принципов дошкольного образования является организация сотрудничества с семьей[8]

Отечественными педагогами К. Д. Ушинским, П. Ф. Лесгафтом, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским накоплен богатый опыт в сфере взаимодействия между организациями дошкольного образования (детскими садами) и семьями [3]. Ими были сделаны выводы о том, что семья - это начало всех начал, это воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. Эти постулаты до сих пор остаются актуальными. В современных исследованиях также отмечается значимость взаимодействия педагогов и родителей при воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Т. А. Маркова, Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей [5] :

единство в работе воспитателей в организациях дошкольного образования и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

-использование различных форм работы детского сада с семьей для установления взаимосвязи между ними;

-индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Чтобы осуществить этот принцип, важно иметь индивидуальный подход к каждой семье, согласовывать свои действия и иметь обратную связь.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. Сейчас в современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с детским садом во благо развития ребенка.

Несомненно, что старые формы работы с родителями в образовательных организациях постепенно изживают себя. Особую значимость приобретает поиск таких форм взаимодействия педагогов и родителей, которые позволят педагогам значительно усовершенствовать отношения с семьями, позволят привлечь родителей в образовательный процесс, обеспечат открытость образовательного учреждения для родителей, повысят педагогическую культуру родителей и будут способствовать популяризации деятельности педагога и образовательного учреждения в целом. [5]

Использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию обучающихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. [5] Участие в социальных сетях помогает определять сферу ближайших интересов, формирует навыки общественного поведения в сети и умения выстраивать рабочие группы. [7]

Преимущества использования данной формы во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

• минимизация времени доступародителей к информации;

• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода кодителям воспитанников;

• рост объемаинформации;

• оперативное получениеинформации родителями;

Цель: Создание условий способствующих развитию конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей с использованием социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp», обеспечить открытость работы детского сада для родителей.

Задачи:

1. Оказание информационной, консультативной помощи родителям воспитанников.

2. Вовлечение родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

3. Создание условий для диалога, обмена опытом, мнением.

4. Сплочение родительского коллектива группы.

5. Выработать единые требования к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения.

6. Создать и апробировать Интернет – сообщество группа №3 «Кнопочки» в социальной сети «ВКонтакт» и интернет – мессенджера «WhatsApp».

Гипотеза: использование социальной сети «ВКонтакт» и интернет – мессенджера «WhatsApp» способствует обмену информацией и улучшению взаимодействия между воспитателем и родителями дошкольников. Выполняет важную роль в формировании имиджа ДОУ.

Ожидаемые результаты:

У родителей :

- Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно – образовательного процесса;

- Социальная сеть и интернет – мессенджер предоставит родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, проводимых мероприятиях, новостях, получать различные консультации;

- Созданная группа позволит показать родителям, открытые мероприятия в детском саду: праздники, развлечения, мастер-классы, возможность оставлять комментарии и задавать вопросы – т. е. родительможет не только знакомиться и просматриватьинформацию, но и общаться с педагогами группы.

У педагогов:- Создание единого воспитательно - образовательного пространства;

- Проведение онлайн-анкетирования, опросов и более быстрая обработка результатов;

-Использование как групповой, так и индивидуальной форм работы с каждым родителем;

- Группа служит средством мультимедийной презентации: педагоги имеют возможность представить свои педагогические находки и опубликовывать плоды своего творчества, является инструментом обучения для родителей и обмена опытом для педагогов;

Основная часть работы

На первоначальном этапе изучив практический опыт коллег в области использования информационных технологий и социальных сетей в качестве форм работы с родителями. В настоящее время можно отметить, что для образовательного процесса характерно не только создание социальных образовательных платформ, но и активное вовлечение социальных сетей [1]Диких Э. Р. в своей статье «Об использовании социальных сетей в образовании» отмечает положительные стороны применения социальных сетей в образования [2] :

- Комфортная и привычная для пользователя среда.

- Нет необходимости обучения работе в среде.

Интернет, созданный для свободного общения, является новой коммуникативной средой, через которую можно осуществлять взаимодействие. В современном обществе общение не ограничивается традиционной формой, появляется «виртуальное» общение [6].

Многие родители проводят по несколько часов в Интернете на различных порталах, сайтах и конечно, в социальных сетях у каждого активного пользователя сети есть аккаунт в социальных сетях.

Поэтому при изучении проблемы создания единого воспитательно-образовательного пространства, мною были изученытакие социальные сети как «Одноклассники», «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp», Телеграмм.

Далее, обратим внимание, что самым популярным мобильным приложением является «ВКонтакте» с аудиторией за месяц 10,7 млн, человек, по посещениям с браузера данная сеть расположилась на третьем месте. Ее посещают 45% ежедневно, а 70% из них чаще одного раза день. Задача этой сети оставаться современным, быстрым, эстетичным способом общения [10].

Преимуществом социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» по сравнению с другими сетевыми ресурсами является более широкий спектр возможностей, а именно: - отправка документов различного типа;

-создание не только диалога, но и бесед с несколькими участниками;

-создание групп открытого и закрытого типа и другое[9].

Отличие их в том, что доступ к открытым группам имеют все активные пользователи сети, а к закрытым, только те пользователи, которые получили приглашение в группу от пользователя, обладающего правами администратора. Данный способ является самым надёжным и целесообразным, так как каждый родитель, зайдя на страницу группы, может посмотреть всю необходимую информацию о его ребёнке, получить советы и рекомендации по интересующим его вопросам, обсудить волнующие его темы. В группе все участники могут общаться на «равных», делиться своими впечатлениями, проблемами, высказывать свое мнение.

Преимущества использования данной формы во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:

- минимизация времени доступа родителей к информации;

-возможность участников продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;

- возможности хранения неограниченного объема информации;

- оперативное получение информации родителями.

В сентябре 2022г. в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»Асбестовского городского округа в группе № 3 было проведено родительское собрание, на котором присутствовало 12 человек. На собрании для родителей была предложена анкета. Опрос, проведенный среди родителей, был направлен на: (анкета опроса родителей в (Приложении 1)

- Выявление отношения к социальным сетям;

- Выявление актуальности использования социальных сетей во взаимодействии с родителями;

- Выявление тематики вопросов для обсуждения в группе.

Так же было получено согласие родителей на фото и видеосъемку их и их детей, на размещение информации в интернете.

По результатом анкетирования большинство родителей зарегистрировано в социальной сети «ВКонтакте» (Приложение 2. Рис. 1)

Группа «Кнопочки» в социальной сети «ВКонтакте» ориентирована на то, чтобы родители сообщества могли посмотреть всю необходимую информацию, поделится собственным опытом, представить свой творчески способностей. Выполняет важную роль в формировании имиджа ДОУ.

В группе «Кнопочки» в социальной сети «ВКонтакте» есть «стена». На ней я педагог и администратор группы размещаю различную информацию, родители оставляют комментарии к ней, вступают в обсуждение.

С помощью сервиса «обсуждения», возможно разрешение проблемы педагогического просвещения родителей дошкольников. Например, я педагог публикую в обсуждениях статью о возрастных особенностях детеи родители (в любое удобное для них время) имеют возможность к ней обратиться и обй 2-3 лет судить возникшие вопросы в комментариях.

Раздел «Фотоальбомы». В фотоальбомах группы можно публиковать различные изображения. Альбомам можно давать названия, что позволяет структурировать все изображения которые были опубликованы в группе.

Раздел «Видеозаписи группы» аналогичен разделу «Фотоальбомы». В нем имеется возможность копировать видео других пользователей на свою страницу или страницу группы, загружать свои видеозаписи. Все видеозаписи можно делить на альбомы, что также позволяет их структурировать и избежать путаницы.

Для быстрой и удобной навигации по группе мною было создано «Меню группы». Меню размещено вверху страницы группы и представляет собой ссылки на разделы группы. Например, такие как: «В копилку родителям», «Вместе с книгой мы растем» (ссылка на стихи, «Как прошел наш день», «Консультации для родителей». Меню группы позволяет быстро ориентироваться в группе и без затруднений находить родителям нужную информацию. (Приложение 2. Рис. 4)

Также по результатам анкетирования большинство родителей предпочитают интернет – мессенджер «WhatsApp» (Приложение 2. Рис. 2, в которых они бы хотели видеть групповые сообщества и тип группы закрытая-доступная только для определенного круга пользователей.

Группа «Кнопочки» в интернет – мессенджере «WhatsApp» ориентирована на обмен мнениями родителей, диалога, получение быстрого обратного отклика на информацию педагога от родителей. (Приложение 2. Рис. 3)

В конце февраля 2023 года было проведено итоговое анкетирование родителей группы № 3 «Кнопочки» по оценке результативности применения социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» как метод конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей. (Приложение 3)

Страницы группы №3 в социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp», позволили значительно улучшить взаимоотношения педагогов дошкольного образования и родителей, сплотить группу, а также повысить качество воспитательно-образовательного процесса. Работа с родителями в группе «ВКонтакте» и интернет – мессенджере «WhatsApp» привела к обновлению форм и методов взаимодействия. (Приложение 4. Рис. 1)

Заключение

Взаимодействие педагогов и родителей является ключевым моментом для успешной и эффективной деятельности дошкольной образовательной организации. Дополнительное взаимодействие педагогов дошкольного образования и родителей с использованием социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» дает возможность родителям узнать конкретную информацию о деятельности детей быстро и своевременно. Здесь участники группы предлагают собственное видение решения актуальных проблем, высказывают своё мнение, могут проявить себя, реализовать свои идеи, а самое главное, увидеть результаты развития своего ребёнка. Для воспитателей - это возможность дополнить традиционные формы работы и раскрыть свой творческий потенциал.

Данное исследование показало, что дифференцированный подход в работе с родителями позволяет добиться устойчивых положительны результатов и способствует повышению педагогической грамотности родителей. В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что увеличилось количество родителей, которые активно участвуют в деятельность дошкольной организации. Родители стали чаще участвовать в предложенных мероприятиях, а также с удовольствием откликаться на различные предложения.

Список литературы

1. Л. Г. Бахтерева, Н. Ю. Марголис, В. А. Никитенко. – Молодой учёный. – 2015. - № 6. – С. 575-578.

2. Диких, Э. Р. Об использовании социальных сетей в образовании [Сборник] / Э. Р. Диких // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XVI междунар. науч. -практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012.

3. Дошколенок. ру [Электронный ресурс]. Сайт для воспитателей детских садов. – Режим доступа: http6//dohcolonoc.ru/stati/3288-interaktivnye-formy-raboty-s-roditelyami-v-dou/html

4. Загик, Л. В. Воспитателюо работе с семьей. Пособие для воспитателя детского сада[Текст] / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова / Пед. ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. Просвещение, 1989.- 192с.

5. Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко. —Текст непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 405–407. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ ( дата обращения: 23.10.2020)

6. Образование и информатика. [Электронный ресурс]. / Применение социальных сетей в образовании // Инфо. Режимдоступа: https://infoj ourna1.ru/forums/topic/primeneniya-socia1nyx-setej -v-obrazovanii/

7. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 Справочная правовая система «КонсультантПлюс». // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons

9. Проект. Тне Question [Электронный ресурс] : содержит сведения об ответах на любые вопросы, путем привлечения экспертов — Режим доступа: https://thequestion.ru/questions/330328/skolko-po1zovate1ei-zaregistrirovano-vkontakte

10. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс] : содержит сведения о российской исследовательской организации, проводящей социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322

Приложение 1

Анкета - опрос родителей «Отношение к социальным сетям».

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, касающихся взаимодействия детского сада и семьи. Данная анкета позволит нампроанализировать работу учреждения по данному направлению, узнатьваше мнение и предложения по её совершенствованию.

1. Какой интернет – мессенджер более удобен для Вас в качестве быстрого ответа от педагогов группы.

- «WhatsApp»,

- «Telegram»

-«Viber».

2. В какой социальной сети Вы бы хотели видеть групповое сообщество:

- ВКонтакте

- Одноклассники

- Инстаграм

-Другое___

3. Тип группы

- закрытая – доступная только дляопределенного круга пользователей

- открытая для всех пользователей социальной сети

4. Какую информацию вы хотели бы получать:

- О программе обучения, целях и задачах дошкольного образования

- Новости группы

- Режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях; Дополнительных услугах,

- Об одежде ребенка;

- О питании детей;

- Гигиенических процедурах;

- О возрастных особенностях ребенка;

- О воспитании сына (дочери);

- Об успехах ребенка;

- Организации жизни ребенка в семье;

- Организации его досуга, семейных праздников;

Ваш вариант___

З. Что 6ы вы хотели обсуждать в группе:

- Обмен опытом семейного воспитания

- Подарки на день рождения, Новый год и т. д.

- Интересные книги, мультфильмы, фильмы

Текущие вопросы другое (что именно)___

4. Хотели бы вы, чтобы в группе дублировалась информация со стенда в приемной:

- Да; Нет

5. Информацию о детском саде получаю:

- Из наглядной информации в дошкольном учреждении;

- Со слов педагогов;

- От других родителей;

- На собраниях;

- От заведующего ДОУ (детского сада);

- От ребенка;

- Не получаю вообще;

Другое___

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Результаты опроса, в какой из социальных сетей вы бы хотели видеть групповое сообщество.

Рисунок 1 –По результатам опроса родители хотели бы видеть групповое сообществов социальной сети «ВКонтакте» и тип группы закрытая-доступная только дляопределенного круга пользователей.

Результаты опроса какойинтернет – мессенджер более удобен для Вас в качестве быстрого ответа от педагогов группы.

Рисунок 2 – По результатам опроса для обмена мнениями родителей, диалога и получения быстрого обратного отклика на информацию педагога большинством родителей был выбран интернет – мессенджер«WhatsApp».

Макет группы в интернет– мессенджере «WhatsApp»

Рисунок 3 – Макет страницы наполнен определенным содержанием.

Макет группы в социальной сети «Вконтакте»

Рисунок 4 – Макет страницы наполнен содержанием: «Стена» группы, сервис «Обсуждения», разделы «Фотоальбомы» и «Видео группы».

Приложение 3

Анкета родителей группы № 3 «Кнопочки» по оценке результативности применения социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» как метод конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Опрос по 10 бальной шкале:

п/п Вопросы Баллы

1. Интересно ли Вам обсуждение текущих вопросов в группе социальной сети «ВКонтакте»?

2. Удобно ли Вам пользоваться меню группы «ВКонтакте»?

3. В достаточной ли мере предостовляется информация в группе «ВКонтакте»?

4. На сколько полезна для Вас информация в группе «ВКонтакте»?

5. Удобно ли Вам вести диалог с педагогом в интернет – мессенджере «WhatsApp»?

6. Удовлетворены ли ва группами в социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp»?

Приложение 4

Результаты опроса оценке результативности применения социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp» как метод конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Рисунок 1 – Опрос об эффективности групп в социальной сети «ВКонтакте» и интернет – мессенджера «WhatsApp»

Публикации по теме:

Информационный буклет как форма работы с родителями Цель: привлечь внимание целевой аудитории Форма: буклет Обоснование идеи: Главные преимущества информационного буклета: невысокая стоимость,.

Из опыта работы «Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возрастаПедагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей младшего возраста Для дошкольников игра – ведущая деятельность, через которую решаются все образовательные задачи. Великие педагоги рассматривали игру как.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Речевые тренинги как форма работы с родителямиРечевые тренинги как форма работы с родителями ФОТООТЧЕТ На страницах своего блога я уже рассказывала о различных формах работы с родителями (творческая студия "ЛОГО-АРТ", родительские.

Стенгазета как форма работы с родителямиСтенгазета как форма работы с родителями Уважаемые коллеги! Хотелось бы познакомить вас со своими стенгазетами, которые стали неотъемлемой частью моей работы. Стенгазеты являются.

Стенгазета как форма работы с родителями в подготовительной группеСтенгазета как форма работы с родителями в подготовительной группе Приближается праздник защитников Отечества, а у воспитателей снова встает вопрос, как поздравить пап, дедушек группы. В своей работе я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая поддержка семьи как интерактивная форма работы с родителями в ДОУ. Социальная сеть и мессенджеры
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 22:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД