Папки-передвижки

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Наталья Горьковая
Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде, а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).

Публикация «Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника» размещена в разделах

Музейная педагогика в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит ребенка за границы социума, цивилизации в мир культуры.

В нашем детском саду в конце прошлого года по инициативе заведующей Аксаны Львовны был создан мини-музей «Назад в прошлое».

Создание данного музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.

В групповом помещении воссоздан интерьер крестьянской избы конца XIX - начала XX в. в. : на полках расположены орудия труда и быта; в избе оформлен «красный угол» с иконой, стол с самоваром и лавка, покрытая самоткаными половиками, печь (имитация) с ухватом, полки с горшками, кринками, корчагой; кровать-колыбель, в ней лежит малыш (кукла, угольный утюг, рубель, фонарь «Летучая мышь».

Планируется пополнение музея материалами и орудиями мужского и женского крестьянского труда: прялки и веретена, сундук, инструменты для работы по дереву, национальными костюмами народов Росии и др.

Экспонаты привезены из разных уголков Вологодской, Мурманской, Псковской областей. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В настоящее время насчитывается более 20 экспонатов, имеющих историческую ценность.

Однако, основная задача не создание музейной атмосферы, а введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо экспонатов, представляющих историческую ценность, в «избу» помещены предметы, имитирующие натуральный облик. Например, печь, в которую можно поместить с помощью ухвата чугун, кровать-колыбель, в которой можно покачать младенца.

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд дошкольного музея. Он делится на две группы: предметы основного фонда и предметы вспомогательного фонда. В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником знаний по истории, культуре, природе. В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые обычно для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов, людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах, — то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу с дошкольниками.

Для учета научного описания музейных предметов в музее дошкольного учреждения планируется завести инвентарную книгу - это основной юридический документ учета, научного описания и охраны памятников культуры и истории.

Для эффективной работы музея разработана программа «Мини-музей «Назад в прошлое», которая содержит цели, задачи, направление и тематическое планирование.

Цель: содействие всестороннему развитию детей, расширению кругозора, знакомству с основами русской национальной культуры, с бытом и историей своих предков, формирование у дошкольников патриотических и духовных чувств.

Задачи:

- Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

- приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствовать сохранению народных традиций;

- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

-Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Организация деятельности музея распределяется по следующим направлениям: экспозиционное (оформительское, экскурсионное (занятия, культурно-массовые мероприятия

Основную работу по оформлению экспозиций выполняют педагоги, но активными участниками также могут являться дети и их родители.

Наиболее эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

При проведении экскурсии учитываются специальные требования:

Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

В работе с детьми используются различные формы занятий в том числе и нетрадиционные: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, репортаж; занятия на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: занятие - урок мудрости, занятие - урок мужества, занятие - урок любви, занятие-презентация; занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие-сюрприз; занятия-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок - это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.

К занятиям в музее широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информация, полученная на таких занятиях, включается воспитателями в различные виды практической деятельности детей.

Эффективным методом, используемым в работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря. Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.

В детском саду традиционно проводятся Осенины, Новый год, Рождество, Святки, Масленица, Пасха. В подготовке праздников активно участвуют дети, родители и сотрудники детского сада, поэтому зачастую они превращаются в народные гуляния (например, Масленица).

На перечисленные выше праздники запланированы мероприятия в нашем мини-музее, как для родителей, так и для детей, педагогов ДОУ (самое ближайшее мероприятие - семейный вечер, посвященный праздникам 23 февраля и 8 марта)

Используются и другие формы работы с семьей: информирование о событиях народного календаря и связанных с ними обычаями, обрядами, приметами.

В мини-музее уже были проведены следующие мероприятия:

- Экскурсия для дошкольников «Знакомство с предметами старины»

- Чаепитие «Русский чай», посвящённое Международному Дню Чая

- Мастер-класс с дошкольниками «Кукла-желанница»

- Открытый мастер-класс для педагогов ДОУ «Кукла –берегиня»

Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков. Активное приобщение детей к сохранению народной культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности, способствует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного дошкольного образовательного учреждения, выполняющего социальный заказ общества.

Литература:

Ботякова О. А. и др. Российский этнографический музей – детям. – СПб: Детство-Пресс, 2001.

Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. – М. : АРКТИ, 2005.

Тихонова М. В. Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом и музеем детского сада. – М. : Детство-Пресс, 2000.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 09:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Горьковая (УИ 1345984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД