Галина Васильевна Тиханович
Экспериментальная работа с красками, звуками и движениями. Конспект занятия «Путешествие в мир музыки и цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
совместной образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
МДОУ детского сада «Сказка»
р. п. Дергачи
Образовательная область:
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Путешествие в мир музыки и цвета»
Музыкальный руководитель : Тиханович Г. В.
Дата проведения: апрель 2014г.
1. Совместная образовательная деятельность с детьми
2Возрастная группа: подготовительная
Публикация «Экспериментальная работа с красками, звуками и движениями, Конспект занятия „Путешествие в мир музыки и цвета“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
3. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
4. Интеграция с образовательными областями: речевое, познавательное, физкультура, коммуникативность.
5. Тема: «Путешествие в мир музыки и цвета»
6. Тип деятельности- интегрированное
7. Форма проведения- путешествие
8. Задачи:
Обучающие- учить детей понимать и устанавливать связь музыки с цветом, природными явлениями, с поэзией и изобразительным искусством и настроением.
Развивающие - развивать творческое мышление, познавательные способности, формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы, развивать умения находить возможные методы решения проблемы самостоятельно, развивать умения использовать различные варианты при решении поставленной задачи.
Воспитательные- воспитывать желание детей общаться друг с другом в процессе исследовательской деятельности.
9. Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, изобразительная, музыкальная, двигательная.
10. Методы: одномоментность, метод контрастности, «подмастерье»; организационный; информационно- чувственный; проблемно- мотивационный, метод развития творческого познавательного мышления.
11. Форма организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная. 12. Предшествующая работа : слушание классической музыки К. Сен- Санса, Н. Паганини, М. Мусоргского. Беседы о прослушанном. Рисование красками и карандашами под звучание музыки разного характера. Разучивание детских песен по теме, рассматривание картин известных художников.
13. Средства обучения детей: раздаточный материал, кисточки, краски, цветные карандаши, листы белой и черной бумаги по количеству детей, столики.
14. Средства обучения для педагога: мультимедийное оборудование, записи музыки, слайды.
Ход мероприятия.
Дети под спокойную музыку входят в зал, встают в полукруг, лицом к гостям.
Музыкальный руководитель (грустно) : Ребята, видите, сколько у нас гостей? Поздоровайтесь с ними. Дети пропевают приветствие «Доброе утро, гости!»
Музыкальный руководитель : Да какое же оно доброе? (присаживается на стул возле пианино). Я получила какое-то странное приглашение. Я сейчас прочту: «Ребята, мы приглашаем вас совершить путешествие в мир музыки и цвета! Только впереди у вас – нелегкая дорога. Согласны? Тогда мы ждем вас! И подписи какие-странные (показывает детям 2 листа – черный и белый. На черном листе – белая полоса, на белом – черная» .Ничего не понимаю. Кто прислал нам такое приглашение? Ребята, может, вы догадались, кто это?
Дети: Это черная и белая краски!
Музыкальный руководитель : Ой, ребята, тогда давайте готовиться в путь! Только у нас проблема! Нам не найти туда дорогу, если вы не догадаетесь, отчего у людей бывает плохое настроение?
Дети: заболели, поссорились с кем- то, вас обидели, не получается хорошо сделать какое-то дело…
Музыкальный руководитель : А вы можете угадать мое настроение?
Музыкальный руководитель пропевает приветствие «Здравствуйте дети» в мажоре и миноре. Дети отгадывают. А как вы догадались?
Дети: Подсказала музыка.
Музыкальный руководитель : Как она вам подсказала?
Дети: Когда вам весело, вы пели громко, радостно, а когда грустно – пели тихо, печально.
Музыкальный руководитель : А вы можете красками отразить те чувства, которые я мимикой и движениями сейчас вам покажу? (предлагаю детям нарисовать в красках радость, торжественность, отдых, грусть).
Дети проходят к столикам и красками отмечают на листе бумаги те чувства, которые они уловили в мимике и движениях музыкального руководителя. (изображают полосками разного цвета по своему выбору).
Музыкальный руководитель : Ой, молодцы ребята. Оказывается, можно передать настроение не только голосом, мимикой, но и цветом! Так, а что же это за полоски в этом письме?
Смотрите ребята, откуда взялся розовый, серый, голубой, коричневый цвет?
Дети: Если смешать две или три краски получится другой цвет.
Музыкальный руководитель :Неужели? А я и не знаю, как это делается. Научите меня, ребята, как это надо делать?
Под музыку «Лебедь» Сен - Санса дети экспериментируют со смешиванием красок, называют какие краски смешали, и какой цвет получился.
Музыкальный руководитель : Что это со мной стало? Я полна сил и здоровья!
Дети: А музыка и цвет улучшают настроение и помогает здоровью. Музыкальный руководитель : Давайте посмотрим, так ли это или нет.
Эмоции придают музыке цвет
Музыкальный руководитель : Давайте ка посмотрим, что еще в этом конверте? Достает с конверта домики для музыки из квадратов и треугольников разного размера и цвета. Большой квадрат и треугольник -вишневый, поменьше –красные. Ребята! Музыка приглашает нас в гости, но я не знаю в какой домик идти. Помогите мне, сложите домики по подсказке цвета и размера. Дети складывают домики.
Муз. Руководитель: А давайте проверим по характеру музыки, в какой домик нам лучше пойти –в большой или маленький? Звучат два музыкальных отрывка : «Баба Яга» «Рассвет на Москва – реке» М. П. Мусоргского. Так, в какой домик мы пойдем? Почему?
Дети: В первом домике страшно, тревожно, опасно, во втором - спокойно, красиво. (слайд один, два)
Музыкальный руководитель : Ой, ребята, а тут еще что-то есть! Нам черная краска прислала письмо : «Я – символ печали и грусти, торжественный, строгий цвет! Перекрою любой оттенок, закрашу любой предмет!» Дети, нельзя допустить,чтобы у нас в мире был только черный цвет! А давайте вместе подумаем,какая краска может нам помочь?
Дети: Белая!
Музыкальный руководитель : Тогда за работу, ребята!
Дети рисуют на листах черной бумаги белой краской то, что они себе представляют (облака, сугробы, цветы, звездное небо и так далее по замыслу детей).(Под музыку А. Вивальди «Зима»).
Музыкальный руководитель : А что – то еще есть в конверте! Да это весточка от белой краски! Слушайте! «Друзья, я белый- белый, нарядный, чистый цвет. Возьми скорей белила и крась любой предмет!» А тут еще что-то есть. А, белая и черная краски предлагают нам через движения показать характер музыки. Вы сможете сделать это? Покажите!
Под музыку И. Баха «Сицилианна» дети выполняют пластический этюд с предметами, предложенными им на выбор: обручи, ленты, вееры, шары.
Музыкальный руководитель : Ребята, я немного устала, да и вы тоже. Давайте присядем на стульчики, отдохнем и правильно ответим на очень трудные вопросы :а какой самый главный цвет у зимы? Белый? Давайте проверим (слайд –зима).А у весны? (слайд –весна)-дети называют краски весны; А у лета? Давайте проверим (слайд –лето);А у осени какие краски? Давайте проверим (слайд –осень).
Музыкальный руководитель : Ребята, а у нас снова трудный вопрос –нам предлагают нарисовать музыку в красках, только музыка будет очень быстрой и рисовать надо быстро. Проходите к столикам, помните – какой звук услышали, такой и нарисуйте!
Под музыку Н. Паганини «Кампанелла» дети рисуют звуки музыки.
Музыкальный руководитель : Ой, ребята, мы с вами очутились в стране музыки и цвета! Давайте вспомним, как музыка и цвет действуют на нас?
Дети: Улучшается здоровье, поднимается настроение.
Музыкальный руководитель : Ребята, а все краски приготовили нам сюрприз! Вы хотите увидеть, как музыка и цвет дружат между собой? Смотрите!
Запись «Образцы музыки». Дети: Помним! Нейтральными или ахроматическими!
Белая и черная краски (хором) : Молодцы!
А остальные краски как называют?
Дети: А их - хроматическими!
Белая и черная краски (вместе) : Мы служим хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с нами становятся ярче и привлекают внимание.
Белая краска : Я делаю все цвета светлее и нежнее. Синий превращаю в голубой, красный - в розовый, зеленый - в салатовый, а черный - в серый.
Музыкальный руководитель : Ребята, а какой самый главный цвет у зимы?
(слайд зима).
Музыкальный руководитель : А у весны какие цвета? (слайд весна)
Музыкальный руководитель : А у лета какие цвета? (слайд лета)
Музыкальный руководитель : А у осени какие цвета? (слайд осени).
Музыкальный руководитель : А наши дети могут не только нарисовать звуки, но и передать в движениях характер музыки.
Дети: Исполняют пластический этюд под «Andante» В. Моцарта (фото).
Черная краска : А я вот могу убрать все музыкальные звуки, и что вы сможете тогда услышать? Тишину?
Дети: Шорох листьев, скрип снега, звук шагов, скрип двери, вой ветра, шум дождя…
Черная краска : А если не станет музыки? Каким станет мир?
Дети: Серым, скучным, однообразным, не будет слышно пения птиц, журчания ручья, не будет песен, танцев.
Белая краска : Грустно как будет.
Черная краска : Ну, мы же с тобой дружим со всеми красками и звуками! Поэтому мир у нас какой?
Дети: Разноцветный!
Музыкальный руководитель : Так давайте же все вместе споем «Радостную песню»!
Музыкальный руководитель : Наше путешествие в мир музыки и цвета подходит к концу. Дети расскажите краскам, на что влияет музыка и цвет?
Дети: На настроение, на здоровье, на эмоции и чувства.
Музыкальный руководитель : А как можно передать эти чувства?
Дети: Мимикой, движением, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, картинами художников, музыкальными произведениями, песнями.
Музыкальный руководитель : Что же вы узнали?
Дети: Музыка нужна и для пения, и для танцев, и для рисования. Без нее можно прожить, но будет скучно и не интересно.
Музыкальный руководитель : А сейчас вы увидите, как музыка и цвет дополняют друг друга и получается настоящее чудо! Смотрите!
Слайд «Цветомузыка»
Черная краска : Сестрица белая краска, а где же наши подарки для ребят?
Белая краска : (Высыпает на поднос «морские камушки») Выбирайте свой самый любимый цвет, угощайтесь!
Краски (вместе) : Нам у вас очень понравилось! Продолжайте дружить с музыкой и цветом, а нам пора возвращаться в мир музыки и цвета! Молодцы ребята! До скорых встреч!
Краски уходят. Дети под спокойную музыку уходят из зала.