МААМ-картинки

Музыка на занятиях по физическому воспитанию

Галина Токуева
Музыка на занятиях по физическому воспитанию

Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.

Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Д. Д. Шостакович

Дошкольный возраст – имеет особое важное значение, т. к. в этом возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Одним из важных показателей состояния здоровья детей является физическое развитие. В этом возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координация движений и действий). Движения гармонизируют физическое состояние ребенка, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

Публикация «Музыка на занятиях по физическому воспитанию» размещена в разделах

Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе с дошкольниками. Для полноценного развития физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия: музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, спортивные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человек

Любая программа, основанная на движении под музыку, развивает музыкальных слух, двигательные способности, а так же психические процессы, которые лежат в их основе. Привлекая эмоциональностью и созвучием, занятие под музыку позволяет исключить монотонность в выполнении движений, способствует развитие физических и эстетических качеств, укреплению здоровья.

В методической литературе мало определенных рекомендаций о музыкальном сопровождении физкультурных занятий. Поэтому введение музыки в занятие, дело самого инструктора по физической культуре. Практика показала пользу от использования музыки и одновременно помогла решить многие вопросы, связанные с методикой проведения физкультурных занятий.

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.

Нашей целью является внедрение музыкального сопровождения двигательной активности для нормального физического и психологического развития дошкольников в детском саду.

Использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:

- содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;

- способствовать в организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);

- содействовать решению основных задач занятия и каждой его части;

- содействовать улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.

А теперь, давайте конкретно рассмотрим, где на занятии физической культуры наиболее целесообразно музыкальное сопровождение.

Вводная часть.

Это основные движения в водной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения. Результаты хронометража показывают, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность ОРУ, значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда больше, в случае выполнения детьми упражнений под музыку.

Основная часть.

В основной части занятия при общеразвивающих упражнениях музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При разучивании – на 1-ом занятии, музыка не используется, так как она не способствует сознательному управлению двигательным навыком. Далее углубленное разучивание – 2-3 занятие под счет, и уже, кода идет совершенствование и закрепление комплекса, можно использовать музыку, чтобы придать ему большую выразительность. Т. е. физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения и силового напряжения (лодочка, ножницы, подъём туловища из положения лёжа, отжимание упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др., использовать музыку не следует.

Заключительная.

Во время подвижной игры, музыку нужно использовать очень аккуратно. Так как подвижная игра большой интенсивности, повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем детей. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Так, например, в некоторых играх, когда выполняют однородное движение (бег врассыпную под размеренную музыку, музыкальное сопровождение вполне оправдано, но только лишь до сигнала. Одновременно с сигналом (совпадающим с окончанием музыкальной фразы, когда начинается бег с увёртыванием и ловлей, музыка должна быть прекращена: каждый ребенок стремится увернуться от водящего, двигается в зависимости от его действий и музыку не слушает. При таком беге, музыка может нести дополнительную нагрузку и побуждать детей постоянно двигаться и быстро уставать, а ведь чем хорош бег с увёртыванием, можно где-то постоять и передохнуть.

А в других на протяжении всей игры, можно использовать музыку, так как она меняет свой характер и проходит в одном темпе.

Так же возможно использовать на занятиях под музыку :

-Имитацию: придумай движение имитирующее движения животных, птиц, войти в образ того или иного героя, в образ растущего цветка, тающего снеговика.

-Двигательные загадки: придумай двигательную загадку, остальные дети отгадывают загадку.

-Игровые задания: послушай музыку, придумай и выполни упражнение под эту музыку, придумай варианты движений с мячом из разных исходных положений, придумай вариант знакомого упражнения (двигательный опыт детей, придумай новое упражнение и назови его.

-Проблемные ситуации: придумай свой способ движения, способ движения группы детей.

Далее, нам необходимо подобрать музыкальное сопровождение.

Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, общеразвивающие упражнения требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы, галоп – легкой, игривой; упражнения с лентами – нежной, напевной и т. д. Вместе с тем, один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому и марш будет звучать энергичный, быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию – снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной.

Младшим дошкольникам трудно выполнять упражнения в едином темпе. Поэтому проведение каких-либо упражнений под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях. Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет воспитателя. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у воспитателя появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь. В своей работе я использую такие музыкальные произведения, как группа «Барбарики», песни из мультфильмов «Фиксики», «Лентяево» и конечно же классическая музыка. Для комплекса ОРУ малышам предлагаю «Хлопай-топай», «У жирафа пятнышки», «Мы ладошки поднимаем» и т. д.

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агафонникова спокойная мелодия, удобный, умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет» имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп и применяется только в работе со старшими дошкольниками. Выбор мелодии определённой продолжительности звучания в соответствии с контингентом занимающихся (так, например, для младших дошкольников продолжительность звучания одной песни не должна превышать - 1,5-2 минуты, для старших дошкольников и младших школьников - 4-5 минут и т. д.);

Проблема выбора музыкальных произведений для сопровождения занятий физической культурой является одной из важнейших и весьма сложных. Это связано с тем, что сам процесс выбора зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать:

- музыкальные вкусы и предпочтения педагога, уровень его музыкальной культуры, музыкальной грамотности, степень выраженности музыкально-ритмических способностей;

- музыкальные вкусы и предпочтения занимающихся, уровень развития их музыкально-ритмических способностей;

- музыкальное сопровождение должно подбираться соответственно с особенностями детей и с учетом их возраста;

- цель и задачи занятия в зависимости от его направленности, формы организации, этапа обучения (ознакомление, разучивание или совершенствование);

- характеристики самого музыкального произведения (музыкальный стиль, темпо-ритмовые особенности, характер, образ, продолжительность звучания и т. д.).

- музыка, подобранная к отдельным частям урока, должна способствовать решению задачам урока;

- оптимальная громкость музыкального сопровождения физических упражнений для дошкольников.

Музыка не должна отвлекать от деятельности, мешать ее выполнению. В ситуации, когда необходима концентрация внимания (при разучивании нового упражнения, например) или когда внимание направлено на выполнение сложного или трудного действия, от музыкального сопровождения лучше отказаться, особенно от сложной, громко звучащей музыки. Также следует учитывать длительность использования музыкальных программ и периодически их менять, чтобы не было привыкания к ним и их надоедания.

Таким образом, рассмотрев всё вышеуказанное, необходимо подчеркнуть значение средств музыкальной выразительности и важность учёта их совокупности при выборе того или иного музыкального произведения для занятий физическими упражнениями.

Вывод: Роль музыки в формировании двигательных навыков и умений разнообразна и многопланова. Музыка делает занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников.

В результате проведенных педагогических наблюдений за применением музыкального сопровождения мы видим, что в музыкально-двигательной деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения изученных элементов, двигаясь под музыку. При творческих заданиях дети активно мыслят, фантазируют, творят.

Нам необходимо создавать условия для всестороннего развития детей, когда движения и двигательные действия совершаются в необычных ситуациях, все это будет способствовать активизации их мышления, поиску нестандартных форм поведения, встречи с красивым и увлекательным миром.

Привыкнув к звучанию музыки на физкультурном занятии и утренней гимнастике, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания. Например, услышав после марша музыку польки, дети переходят на шаг польки.

Однако не только музыкальное сопровождение физкультурных занятий оказывает влияние на эмоциональное состояние ребенка. Большое значение имеет эмоциональность педагога, проявляемая в мимике, жестах, интонации, как при непосредственном контакте, так и на расстоянии друг от друга.

Педагогу следует помнить, что эмоции обладают таким свойством, как заразительность и использовать данное свойство в целях развития у детей эмоциональной выразительности в движениях.

Соответственно, грамотное использование музыкального сопровождения на физкультурных занятиях требует специальных знаний и является важной частью профессиональных умений специалиста по физической культуре и его профессиональной компетентности. Это является важным условием правильной организации всего педагогического процесса, а значит и важным профессиональным умением специалиста по физической культуре, что требует специальной подготовки по этому аспекту профессиональной деятельности.

Таким образом, использование средств формирования эмоциональной сферы детей может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, а эффективность его использования зависит от профессиональной компетентности педагога.

В заключении: применение музыки позволяет сделать занятия интересными, эмоциональными, возвышенными. Музыка повышает интенсивность дошкольников на занятиях, проводимых в небольших помещениях и добиваться большой плотности и эффективности занятия. Занятия с музыкальным сопровождением воспитывают у ребят сознательное уважительное отношение к физической культуре и музыке. Поэтому, давайте сделаем наши занятия интересными, активными и веселыми!

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы)Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы) Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для.

Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе «Классическая музыка в детском саду» тематического занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе Тема: «Классическая музыка в детском саду» Цель занятия: приобщать.

Конспект НОД по музыкальному воспитанию детей подготовительной к школе группе «Музыка зимы» Цель: Формирование музыкальных способностей детей. Задачи: совершенствовать исполнительские певческие навыки, -развивать музыкальный слух,.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возрастаОпыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Попова валентина Опыт работы по физическому воспитанию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста Перед нами, дошкольными работниками.

Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию»Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» Отчёт по первой годовой задаче «Развитие основных видов движений на занятиях по физическому развитию» (сентябрь-ноябрь 2018) музыкального.

Конспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детейКонспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детей «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Удовлетворение естественной потребности детей в движении,.

Приложение к проекту по художественно-эстетическому воспитанию «Театр и музыка». Сказка Белого рояляПриложение к проекту по художественно-эстетическому воспитанию «Театр и музыка». Сказка Белого рояля .

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка на занятиях по физическому воспитанию
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 17:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД