Ольга лебедева
Музыкальная деятельность как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский говорил про музыку, что она выпрямляет душу, как гимнастика выпрямляет тело. Что бы из ребёнка выросла цельная гармоничная личность, несомненно, в его развитии должны присутствовать виды музыкальной деятельности. Такие как пение, слушание музыки, танцевальные движения под музыку, игра на шумовых инструментах.
Публикация «Музыкальная деятельность как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Можно заметить, как музыкальная деятельность, входящая в состав художественно-эстетического развития, пронизывает и познавательную (интеллектуальную, речевую, физическую, театрализованную деятельность.
Познавательная деятельность
Развитие интеллекта происходит при слушании музыки. Дошкольник проживает, обдумывает, соотносит действие в музыкальном произведении со своим жизненным опытом. Или же фантазирует, придумывает образы и сюжеты сам, слушая музыку. Ребёнок дошкольного возраста умеет определять жанры: песня, марш, танец. Определять контрастные по динамике или по ритму части произведения.
Музыкальное произведение лучше запоминается ребёнком, если он его танцует или смотрит мультфильм по сюжету этого произведения. Просто так сидеть и слушать, молча детям не интересно. Обязательно нужно дать высказаться ребёнку после прослушивания.
В пении тоже включаются процессы мышления. Дошкольник запоминает слова, движение мелодии. Пытается свой голос подстроить под мелодию. Ему нужно запомнить, где вступать, где брать дыхание перед фразой.
В танцах развивается у детей эмоциональность. Дети мимикой и жестами выражают характер танца. Ребёнок должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, следить за красотой и координацией движений.
Речевая деятельность
Так же в пении развивается и речевая активность детей. Артикуляционная гимнастика, русские народные песенки, потешки и прибаутки формируют не только певческий голос, но и обогащают речь, позволяют работать над дикцией. Фольклор разных стран не только обогащает впечатления и эмоциональную сферу ребёнка, но и доступен для понимания и исполнения каждым ребёнком без исключения. Это и есть та эмоционально спокойная и положительная среда, где неуверенный и застенчивый ребёнок может проявить себя. Прочно вошли в музыкальную культуру дошкольников звуковые жесты. Это когда ребёнок аккомпанирует себе сам, отбивая ритм ладонями в хлопках, шлепках по коленям, щелканьем пальцев, топаньем ног и т. д. Такая ритмодекламация очень хорошо развивает речь и ритм.
Так же когда ребёнок высказывается о прослушанном произведении, он учится создавать правильные предложения. С помощью педагога обогащает свой словарный запас.
Физическая деятельность.
Ну, а заниматься физическими упражнениями или участвовать в спортивных эстафетах под музыку это всегда удовольствие для детей. В упражнениях под музыку вырабатывается ощущение сильной доли в музыкальном такте. Ребёнок более собран, ритмичен, когда музыка диктует ему свой ритм.
Шумовые инструменты.
Самое главное, что происходит с ребёнком при игре на инструментах – это эмоциональная, мышечная разрядка, накопившаяся за определённое время. Если не мешать ребёнку, бить в барабан, бубен, стучать на ложках или звенеть колокольчиками, или румбой, то можно увидеть весь спектр удовольствия и радости на детском лице и в движениях.
Дети все без исключения любят играть на детских музыкальных и шумовых инструментах. Тут не важно, на этапе младших дошкольников, есть ли у ребёнка музыкальный слух, ритм, голос. Нужно очень осторожно попытаться весь этот звуковой хаос определить в форму игры. Важно не потерять чувство удовольствия и самодостаточности у каждого ребёнка.
Театрализованная деятельность
Дошкольники сталкиваются с театрализованной деятельностью рано. С первого года жизни ребёнок проецирует увиденное действие, или услышанное в игру. Таким образом, театрализованная деятельность не только способствует формированию нравственных качеств, но и развивает слух, тембр и воображение. Можно подсмотреть игру ребёнка и услышать, что разных персонажей он озвучивает разным тембром. Почти всегда ребёнок напевает при игре любимую мелодию или песенку.
На раннем этапе развития дошкольника театрализованная деятельность всегда сопровождается музыкой. Она помогает эмоционально воспринимать сюжет театрализованной игры. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное мнение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Музыкальная деятельность позволяет воспитать творческую, эмоционально развитую, гибкую личность. Все знания умения и навыки, полученные посредством музыкальной деятельности, пригодятся в дальнейшей жизни нашим детям.