Папки-передвижки

Музыкальная фонетика русского фольклора

Светлана Ишмуратова
Музыкальная фонетика русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

С первого дня появления на свет ребенок овладевает своими органами речи. Он издает звуки, которые являются результатом врожденных двигательных рефлексов. Одним из таких звуковыражений является плач. Как показывают исследования, плач, во многом, — это не стихия бессмысленного звуковыражения ребенка, а довольно упорядоченное вокализированное построение, вырабатывающее определенные навыки управления голосом.

Уже в первые недели жизни ребенок реагирует на слова и песни. Колыбельная, например, может унять, успокоить плачущего малыша. А в ответ на детские ласковые песенки младенец отвечает улыбкой, радостным лепетом, пытается своим голосом встроиться в звуки песни.

Публикация «Музыкальная фонетика русского фольклора» размещена в разделах

В это же время у грудников появляются недифференцированные голосовые шумы, свисты, визги. Постепенно они превращаются в звуки и начинают контролироваться ребенком, становятся осознанными, он уже видит в них средство для обозначения или выражения своего состояния.

Приблизительно с третьего месяца ребенок начинает лепетать, гулить, агукать. Этот детский мелодизированный лепет есть скорее зачатки музыкального интонирования, чем начало членораздельной речи. Такое вокализирование является как бы испытанием и тренировкой голоса во всех его регистрах, а также подготовкой голосового и дыхательного аппаратов к произнесению звуков речи и пению.

Гуление и агуканье — это также первичная потребность пения, связанная с актом непроизвольного эмоционального самовыражения, порой не контролируемого ребенком. Гуление и агуканье встречается у детей примерно до 1,5 лет, до того времени, когда они начинают произносить первые слова.

Появление сознательной речи у малыша знаменует переход к вербальному (словесному) типу музыкального интонирования. Но, не имея опыта довербального (бессловесного) музыкального языка, ребенок не может овладеть вербальным музыкальным языком. В системе музыкального мышления и пения все тесно взаимосвязано, образуется и формируется одно из другого, параллельно с ростом детского организма и общим его развитием

Большое значение в освоении музыкального интонирования и развитии творческого мышления имеет возраст от 1 до 4 лет (первое детство). В этом возрасте ребенок начинает произносить слова, понимать их значение. На смену довербальной вокализации приходит вербальное музыкальное интонирование. Если прислушаться к тому, что маленькие дети произносят, то можно услышать, как певучи многие произносимые ими слова. Они так мелодичны, что легко поддаются нотной расшифровке. Вот мать раскачивает двухлетнюю девочку на подвесных качелях, и та в такт качанию вторит: Качи – качь, качи – кач.

Трехлетний мальчик просит бабушку выглянуть из окна: Бабушка, бабушка.

Часто маленькие дети, сидя в кроватке, коляске, играя в игрушки, мурлычут себе под нос какие-то придуманные ими причудливые мелодии, возникшие в их сознании как бы сами собой. Таких музыкальных импровизаций можно услышать очень много. Это могут быть простые, многократно повторяющиеся короткие мотивы, исполняющиеся на одни из слогов или слово.

Часто встречается и речь-пение.

Подобные импровизационные вокализирования, запрограммированы природой; они как бы продолжают довербальную вокализацию с ее агуканьем и гулением, мелодизированным лепетом. Такое не осознанное пение продолжает развивать голос ребенка, его слух, память, творческое мышление, но уже на более высоком музыкальном уровне. Если мы посмотрим на структуру этих импровизационных попевок и мелодий, то увидим, как по своим звуковысотным и ритмическим параметрам они уже приобретают упорядоченную форму, стройность и осмысленность музыкального изложения.

Параллельно с импровизационным музыкальным интонированием маленькие дети активно стараются воспроизводить, повторять голосом услышанные ими песни. Больше всего музыкальных впечатлений они получают в общении с родителями. Чаще от мамы и бабушки дети воспринимают первую фольклорную информацию, первые песни, которые ребенок слышит, — это колыбельные. А в возрасте от 1 года до 4 лет — потешки (например «Ладушки», «Сорока») и прибаутки.

Напевы прибауток очень просты, состоят обычно из нескольких многократно повторяющихся тонов. Основное назначение этих песен — развеселить, рассмешить ребенка, занять его внимание. Наиболее популярные из них — это «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом», «Жил у бабушки козел», «Гори-гори жарко, приедет Захарка» и др. Слушая их, дети, легко запоминают мотив песни и часто стараются его повторить.

Вся фольклорная информация, которую получают ребята от взрослых в детстве: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, — важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Именно в самом раннем возрасте закладывается фундамент будущих музыкальных способностей. Каждый услышанный ребенком звук, попевка не проходят мимо его слуха и запоминаются.

Важно именно в раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребенка. Малыши, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением и богатым фольклорным репертуаром.

Очень важно, чтобы детям с самого раннего возраста не только исполняли народные песни, но и обучали их самих фольклорному интонированию, используя для этого самые простые, легкие для запоминания песенки. Это заложило бы наиболее прочный фундамент для будущего освоения детьми традиционного песенного фольклора.

Ценность же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их музыкальном и творческом развитии.

Примерно с четырехлетнего возраста ребята начинают выходить из-под опеки родителей. Они общаются со сверстниками, участвуют в играх, перенимают друг от друга и особенно от детей постарше различные песни и припевки. Так формируется свой собственный репертуар музыкальных произведений, а с ним и новый тип музыкального интонирования. Именно на второе детство приходится приобретение игрового опыта, осмысление своих творческих способностей.

Чаще всего для взрослых остается тайной мир детского творчества, ведь оно проявляется лишь в детской среде, в общении с природой, в играх.

Фольклорное звукообразование - есть природное интонирование, осуществляющееся путём колебания голосовых связок и проходящего между ними воздуха, образующего звуковые волны, которые направляются в расширяющуюся к верху полость. Высота звука зависит от звуковых волн: чем больше число колебаний совершают голосовые связки, чем короче волна колебания, тем выше звук, и наоборот - чем число колебаний меньше, чем длиннее волна колебания, тем звук ниже. При воспроизведении нижних звуков происходит резонирование в области грудной клетки.

Певческий звук в дошкольном и младшем школьном возрасте достаточно характерен. Его отличает открытый естественный тембр, в нем присутствует полётность и звонкость. В то же время детский голос хрупок и мало устойчив к перегрузкам. У детей в дошкольном возрасте отсутствует голосовая мышца, она оформляется к девяти - десяти годам (до девяти лет голосовой складкой управляет щитовидная мышца).

Звучание детского голоса должно быть естественно, а не насильственно. Сила голоса в этом возрасте не имеет широких изменений. Но эмоциональная отзывчивость у детей позволяет добиваться яркого выразительного исполнения. В семь - девять лет при умеренном звучании уже проявляется и тембр голоса, хотя он еще не устойчив. Главная красота детского пения заключается в его звонкости, полётности, нежности, непосредственности и эмоциональности.

Большое значение при пении имеет дыхание. Форсированное звучание голоса происходит из-за отсутствия правильных навыков дыхания.

Дыхание - это источник энергии для возникновения звука. Оно используется так, чтобы при общей мягкой вокальной линии звук был ровным, напевным. От дыхания зависит естественность, равномерность и красота звуковедения, которое не должно быть напряженным и крикливым.

Правильное дыхание дает возможность ребенку ровно и устойчиво исполнять различные гласные, свободно вести мелодическую линию.

Для формирования правильного дыхания существуют специальные упражнения.

Приведем упражнения, рекомендованные Г. М. Науменко:

Дикция (греч.) - произношение. Мелодия в песне непрерывно связана с текстом. В основе народного вокала лежит ясность, выразительность передачи слова. В народном пении спеть - значит произнести слова, поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой.

Дикция зависит от фонетики разговорной речи. Вокальная дикция отличается от речевой тем, что слова в музыкальной фразе подчинены определенному ритму и упорядочены звуковысотно. В поющем слове гласные звуки тянутся, а согласные быстро и четко проговариваются.

Наиболее полезными и эффективными для улучшения техники словопроизнесения являются песни - скороговорки. Они словно специально созданы в народе для тренировки дикции и артикуляции.

В качестве упражнения в произношении глухих согласных, сочетающих в себе движения губ и кончика языка, можно использовать различные скороговорки на произношение отдельных звуков «т», «к», «р», «п», «л», «ш». Например:

а). «Т» : От топота копыт пыль по полю летит.

б). «К» : Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

в). «Р» : Баран буян залез в бурьян.

Три сороки тараторки тараторили на горке.

г). «П» : Петя пилой пилил пень.

д). «Л» : По грибы ходила Алла, гриб красивый выбирала.

Собрала как на подбор - что ни гриб, то мухомор.

е). «Ш» : Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

К наиболее распространенным, активно бытующим жанрам детского фольклора относятся заклички (от слова «закликать» - звать, просить, приглашать, обращаться). Связаны они с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы. Наиболее многочисленны в детском репертуаре заклички солнцу, дождю, радуге, ветру, морозу. Заклички особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность. Близко к закличкам примыкает еще один жанр - приговорки, представляющие собой короткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

Прибаутки. Основное их назначение - развеселить, рассмешить, развлечь слушателя. Разнообразна художественная структура прибауток - от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Многообразны и ярки ритмы прибауток. То они подражают колокольному звону:

«Тили - бом, тили - бом,

Загорелся кошкин дом…»;

То ритмика передает тележный грохот:

«Трах, трах, тарарах,

Едет баба на волах…»;

То воспроизводит ладную, умелую работу:

«А чучу, чучу, чучу!

Я горох молочу!»

Такой стих «западает» в память надолго, развивает чувство ритма у ребенка и радует его.

Небылицы - это особый вид песен-стишков, вызывающий смех нарочным смещением реальных связей и отношений. Несообразности таких песен рассчитаны на то, чтобы укрепить у ребенка подлинное, реальное понимание соотношений вещей и явлений.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляют на осмеяние. В каждой дразнилке - заряд исключительной эмоциональной силы. Появление дразнилок вызвано естественным желанием детей поозорничать.

Детей можно обучать сочинению собственных дразнилок, небылиц, считалок и других жанров детского фольклора. Очень важно, чтобы разучиваемые песни нравились юным исполнителям, вызывали у них эмоциональный отклик. Дети любят песни с ярко выраженным игровым началом, с шутливым содержанием, с включением танцевальных, плясовых элементов.

В 6 - 7 лет важно сформировать у детей свободнольющееся звукоизвлечение. В этом помогут детские считалки, игры, сказки с массой разнохарактерных персонажей. От мелодичной напевной речи они постепенно перейдут к пению.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Именно в игре дети, подражая взрослым, воспроизводят жизненные ситуации, бытовые дела. Игры включают в себя различные виды народного творчества: музыку, диалоги, ритмизированную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению. Условно игры можно разбить на три основные группы: драматические, спортивные, хороводные.

Считалки занимают большое место в совместных играх детей. Задача считалки - помочь организовать игру, она объединяет детей в единое целое, помогает выбрать вожаков игры. Основу построения считалок составляет повествовательное или драматическое развитие сюжета. Как в старинных, так и в современных считалках господствует единый принцип рифмовки стихов - напевно интонированное скандирование. Существуют игровые припевы, которые могут быть одновременно и считалкой и игрой.

У детей старшего дошкольного возраста налаживается координация движений, дети становятся более чуткими к образному восприятию и воссозданию персонажей игр, сказок. Принципы работы остаются прежними. В основе занятий лежит игра. Таким образом, при создании на занятии игровых ситуаций снимается проблема согласования необходимости эмоционального отношения к песне при многократном ее повторении в процессе заучивания: ребенок, увлеченный привлекательным замыслом игры, как бы не замечает того, что он учится. Вхождение ребенка в мир фольклора становится желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

Продолжается работа над развитием вокальных навыков, чувства ритма с помощью различных ритмических заданий. Более последовательно соединяются движениями в играх и плясках с пением и ритмичным аккомпанементом на ударных инструментах - ложках, трещотках, колокольчиках, бубне, рубели. Ритмическое сопровождение в виде притопов может послужить началом занятий традиционной хореографии. Детям можно показать плясовые движения: простой приставной шаг, переменный шаг. Перечисленные виды пляски могут использоваться как своеобразный ритмический аккомпанемент при исполнении песен.

Воспитание на материале подлинно народного песенного искусства дает детям возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие и закономерности строения национальной мелодики.

Русский фольклор представляет собой совокупность локальных песенных традиций. Происходит погружение в среду, помогающее в формировании и развитии личностных качеств, творческих, музыкальных навыков, расширении представлений о богатстве традиционной культуры.

Публикации по теме:

Видео и фотоотчет о развлечении по мотивам русского фольклора «К нам гости пришли» в средней группеВидео и фотоотчет о развлечении по мотивам русского фольклора «К нам гости пришли» в средней группе Развлечение "К нам гости пришли" Приобщая детей к народным традициям посредством русского фольклора, мы выучили хоровод «К нам гости пришли».

Инсценировка сказки «Заинька-портной» с элементами фольклораИнсценировка сказки «Заинька-портной» с элементами фольклора Инсценировка сказки "Заинька портной" с элементами фольклора Декорации; справа - домик, забор, стол, стулья; слева деревья, скамейка РУССКАЯ.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Сценарий осеннего праздника «Золотая осень» с элементами русского фольклора Зал оформлен в виде деревенского двора. Возле домика сидит хозяйка. Она в русском народном костюме, веселая, приветливая. По полу разбросаны.

Праздники на основе русского фольклора в ДОУПраздники на основе русского фольклора в ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ о нетрадиционных праздниках в нашем детском саду. Ранее я уже рассказала о празднике.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная фонетика русского фольклора
Опубликовано: 27 июня 2022 в 08:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная фонетика русского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ишмуратова (УИ 348987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД