Ирина Жарких
Музыкальная грамота в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Образовательная программа «Музыкальная грамота» имеет художественно-эстетическую направленность. Введение в учебные программы предмета «Музыкальная грамота» является необходимым и своевременным.
Публикация «Музыкальная грамота в подготовительной группе» размещена в разделах
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Очевидно, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого человека, и, как правило, чем раньше начинается общение ребенка с музыкой, тем более высоких результатов можно ожидать в его интеллектуальном, творческом, духовном развитии в дальнейшем.
Данная программа имеет своей целью, с одной стороны, накопление первоначальных теоретических сведений, обретение навыков и умений в соответствии с возрастом, и с другой, гораздо более важной, создание своеобразного «фундамента» для формирования общей и музыкальной культуры ребенка. «Музыкальная грамота» на протяжении всего обучения, и особенно на начальном этапе, несет ответственность за процесс осознанного знакомства ребенка с Музыкой, погружения в мир Музыки, поскольку является по природе своей комплексной – теоретической и практической дисциплиной. Именно на занятиях «Музыкальной грамоты» происходит формирование сначала общих представлений о музыкальном языке, а затем осознание этих представлений уже в виде теоретических понятий, выраженных соответствующими терминами. При этом в силу особенностей раннего возраста, все, с чем соприкасается ребенок на занятиях, все, что попадает в поле его внимания в этом возрасте, прочно оседает в памяти на многие десятилетия, формирует музыкальный и художественный вкус, совершенствует его духовный мир.
Для того чтобы было проще и легче детям осознать непростой и нелегкий язык Музыки, музыкальная деятельность детей раннего возраста на занятиях «Музыкальной грамоты» должна быть именно деятельностью – активной практикой, позволяющей поучаствовать в возникновении Музыки, побывать «внутри» Музыки, «рассмотреть» все составляющие ее стороны. И, конечно, точкой отсчета для этого процесса должны стать первоначальные знания детей об окружающем мире, а привлечение понятных и любимых образов из сказок, мира природы, бытовой среды, значительно ускорит и облегчит понимание «сложных» теоретических понятий.
Новизна программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что в учебно-тематический план включены новые темы; изменены формулировки, порядок и методика изучения тем; более логично и детализировано выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами; разделы «Сольфеджирование и пение с листа» и «Вокально-интонационные навыки» объединены, так как имеют одни методические задачи; список рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены (в них включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время). Кроме того, программа позволяет варьировать содержание изучаемого материала в зависимости от уровня способностей обучающихся.
Актуальность программы
Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящий рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. И поэтому актуальность данной программы направлена на организацию музыкального слуха ребёнка и его развития, воспитания музыкальности, художественного вкуса и творческих способностей. Средства для правильной организации слуха являются: воспитания у детей четкой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музык; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля. Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Разделы данной программы позволяют на практике осуществить и проверить свои теоретические познания.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы «Музыкальная грамота» обусловлена своей нацеленностью на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие детей. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:
-создание условий для развития личности ребенка
-развитие мотиваций к познанию и творчеству
-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
-реализацию задач музыкально воспитания и обучения
-развитие художественных интересов и вкусов
Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает
творческий подходи гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала;
возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в
программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и
практических умений.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы – активизация внутреннего слуха, обеспечение верной направленности музыкального вкуса ребёнка и обогащение их памяти достаточным запасом ценных художественных образов жизни.
Нельзя считать единственной целью музыкальной грамоты только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили её только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты.
Задачи программы :
1. Развивать музыкальные способности : ладовый слух, чувство ритма.
2. Дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений.
3. Обучить и освоить ряд музыкальных терминов : темп, ритм, пауза, реприза, динамические оттенки и т. д.
4. Способствовать развитию умственной, самостоятельной и творческой деятельности.
5. Воспитание музыкальной культуры.
Одной из приоритетных задач музыкальной грамоты является задача возбудить у ребёнка интерес к занятиям. Увлекательность занятий по музыкальной грамоте – совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практические действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.
Отличительные особенности программы
В данной программе представлены рациональные пути и подходы к организации занятий в музыкальном кружке «Музыкальная грамота» в интересной и доступной форме, например в форме сказки или игры.
Особенностью данной программы является то, что
- восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания;
— для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: музыки, литературы, элементы ритмики, изобразительного искусства,
— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;
— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;
— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании, пении музыкальных произведений;
— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.
Сроки реализации программы
Программа ориентирована на детей 6-7 лет (подготовительная группа детского сада) без специальной подготовки, и рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю (32 часа в год)
Продолжительность одного занятия: 30 минут
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая
- подгрупповая
- индивидуально-групповая
- индивидуальная
Формы занятий:
- непосредственная образовательная деятельность
- самостоятельная деятельность детей
- творческая деятельность детей
- занятия – сказки
- занятия – игры
- обобщающее открытое занятие.
Методы обучения:
- наглядный (вовлекающий показ, демонстрация иллюстративного материала);
- вербальный (объяснение, беседа);
- практический (совместная, самостоятельная, творческая деятельность);
- ИКТ
Ожидаемые результаты:
В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок научится понимать музыкальные термины, чисто интонировать, передавать ритмический рисунок мелодии, понимать и рассказывать о содержании музыки, что является необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач. Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.
По окончанию курса «Музыкальная грамоты» обучающийся должен знать:
• основные музыкальные понятия,
• средства музыкальной выразительности,
. элементы строения музыкальных произведений,
• стили, жанры танцевального искусства,
уметь:
• определять общий характер и образный строй произведения;
• узнавать тембры музыкальных инструментов;
• знать основы музыкальной грамоты;
• анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения.
-исполнять несложные попевки на инструменте.
Примерные требования на итоговом уроке в конце обучения:
1. Записать схемой (кружочками) ритмический рисунок выученной песенки («Конь»
Потапенко).
2. Спеть эту песенку на слоги.
3. Определить на слух количество сыгранных преподавателям звуков и правильно
определить (звук, интервал, аккорд). Определить направление движения попевки и
повторить ее на слоги, показывая движение рукой.
4. Прослушать и проанализировать 2 фрагмента (Вальс си минор Шуберт). Найти различия и сходства.
Мониторинг развития детей.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «грамота» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль – это основная форма учета успеваемости. Каждый урок проводится устный опрос учащихся, проверка домашнего задания.
Промежуточный контроль - контрольный урок в игровой форме в конце первого учебного полугодия.
Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения, во втором полугодии, в игровой форме. В результате определяется общий уровень подготовленности всей группы и каждого ученика отдельно.
Виды и содержание контроля:
-устный опрос (индивидуальный и фронтальный, включающий основные формы работы
– пение выученных мелодий, вокальных упражнений, слуховой анализ прослушанных пьесок с определением музыкально-выразительных средств;
- самостоятельные письменные задания
- запись схемой ритмического рисунка мелодии или стихотворения;
- «конкурсные» творческие задания (на лучший рассказ о прослушанном музыкальном произведении, лучшее исполнение и т. д.).