МААМ-картинки

Музыкальная грамота в подготовительной группе

Ирина Жарких
Музыкальная грамота в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Образовательная программа «Музыкальная грамота» имеет художественно-эстетическую направленность. Введение в учебные программы предмета «Музыкальная грамота» является необходимым и своевременным.

Публикация «Музыкальная грамота в подготовительной группе» размещена в разделах

Очевидно, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого человека, и, как правило, чем раньше начинается общение ребенка с музыкой, тем более высоких результатов можно ожидать в его интеллектуальном, творческом, духовном развитии в дальнейшем.

Данная программа имеет своей целью, с одной стороны, накопление первоначальных теоретических сведений, обретение навыков и умений в соответствии с возрастом, и с другой, гораздо более важной, создание своеобразного «фундамента» для формирования общей и музыкальной культуры ребенка. «Музыкальная грамота» на протяжении всего обучения, и особенно на начальном этапе, несет ответственность за процесс осознанного знакомства ребенка с Музыкой, погружения в мир Музыки, поскольку является по природе своей комплексной – теоретической и практической дисциплиной. Именно на занятиях «Музыкальной грамоты» происходит формирование сначала общих представлений о музыкальном языке, а затем осознание этих представлений уже в виде теоретических понятий, выраженных соответствующими терминами. При этом в силу особенностей раннего возраста, все, с чем соприкасается ребенок на занятиях, все, что попадает в поле его внимания в этом возрасте, прочно оседает в памяти на многие десятилетия, формирует музыкальный и художественный вкус, совершенствует его духовный мир.

Для того чтобы было проще и легче детям осознать непростой и нелегкий язык Музыки, музыкальная деятельность детей раннего возраста на занятиях «Музыкальной грамоты» должна быть именно деятельностью – активной практикой, позволяющей поучаствовать в возникновении Музыки, побывать «внутри» Музыки, «рассмотреть» все составляющие ее стороны. И, конечно, точкой отсчета для этого процесса должны стать первоначальные знания детей об окружающем мире, а привлечение понятных и любимых образов из сказок, мира природы, бытовой среды, значительно ускорит и облегчит понимание «сложных» теоретических понятий.

Новизна программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что в учебно-тематический план включены новые темы; изменены формулировки, порядок и методика изучения тем; более логично и детализировано выстроена линия ознакомления с музыкальным синтаксисом и музыкальными формами; разделы «Сольфеджирование и пение с листа» и «Вокально-интонационные навыки» объединены, так как имеют одни методические задачи; список рекомендуемой литературы, произведений для слухового анализа и пения обновлены (в них включены учебники и пособия, появившиеся в последнее время). Кроме того, программа позволяет варьировать содержание изучаемого материала в зависимости от уровня способностей обучающихся.

Актуальность программы

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящий рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. И поэтому актуальность данной программы направлена на организацию музыкального слуха ребёнка и его развития, воспитания музыкальности, художественного вкуса и творческих способностей. Средства для правильной организации слуха являются: воспитания у детей четкой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музык; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля. Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Разделы данной программы позволяют на практике осуществить и проверить свои теоретические познания.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы «Музыкальная грамота» обусловлена своей нацеленностью на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие детей. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

-создание условий для развития личности ребенка

-развитие мотиваций к познанию и творчеству

-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям

-реализацию задач музыкально воспитания и обучения

-развитие художественных интересов и вкусов

Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает

творческий подходи гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала;

возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в

программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и

практических умений.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы – активизация внутреннего слуха, обеспечение верной направленности музыкального вкуса ребёнка и обогащение их памяти достаточным запасом ценных художественных образов жизни.

Нельзя считать единственной целью музыкальной грамоты только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили её только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты.

Задачи программы :

1. Развивать музыкальные способности : ладовый слух, чувство ритма.

2. Дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений.

3. Обучить и освоить ряд музыкальных терминов : темп, ритм, пауза, реприза, динамические оттенки и т. д.

4. Способствовать развитию умственной, самостоятельной и творческой деятельности.

5. Воспитание музыкальной культуры.

Одной из приоритетных задач музыкальной грамоты является задача возбудить у ребёнка интерес к занятиям. Увлекательность занятий по музыкальной грамоте – совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практические действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.

Отличительные особенности программы

В данной программе представлены рациональные пути и подходы к организации занятий в музыкальном кружке «Музыкальная грамота» в интересной и доступной форме, например в форме сказки или игры.

Особенностью данной программы является то, что

- восприятие музыки детьми начинается с распознавания эмоций, входящих в структуру музыкального содержания;

— для развития эмоциональной отзывчивости детей, используется полихудожественный подход, позволяющий применять синтез искусств: музыки, литературы, элементы ритмики, изобразительного искусства,

— использование на уроках мультимедийных программ и презентаций, в целях развития эмоциональной отзывчивости детей;

— конкретное содержание предметных тем, дающее примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся;

— практическое применение знаний по музыкальной грамоте в элементарном музицировании, пении музыкальных произведений;

— выполнение творческих проектов учащимися. Проектный метод, связанный, прежде всего с подготовкой личности к труду и жизни, где учащиеся самостоятельно выполняют комплекс действий. В основе всего этого лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления.

Сроки реализации программы

Программа ориентирована на детей 6-7 лет (подготовительная группа детского сада) без специальной подготовки, и рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю (32 часа в год)

Продолжительность одного занятия: 30 минут

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповая

- подгрупповая

- индивидуально-групповая

- индивидуальная

Формы занятий:

- непосредственная образовательная деятельность

- самостоятельная деятельность детей

- творческая деятельность детей

- занятия – сказки

- занятия – игры

- обобщающее открытое занятие.

Методы обучения:

- наглядный (вовлекающий показ, демонстрация иллюстративного материала);

- вербальный (объяснение, беседа);

- практический (совместная, самостоятельная, творческая деятельность);

- ИКТ

Ожидаемые результаты:

В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок научится понимать музыкальные термины, чисто интонировать, передавать ритмический рисунок мелодии, понимать и рассказывать о содержании музыки, что является необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач. Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

По окончанию курса «Музыкальная грамоты» обучающийся должен знать:

• основные музыкальные понятия,

• средства музыкальной выразительности,

. элементы строения музыкальных произведений,

• стили, жанры танцевального искусства,

уметь:

• определять общий характер и образный строй произведения;

• узнавать тембры музыкальных инструментов;

• знать основы музыкальной грамоты;

• анализировать музыкальное произведение, предназначенное для хореографического исполнения.

-исполнять несложные попевки на инструменте.

Примерные требования на итоговом уроке в конце обучения:

1. Записать схемой (кружочками) ритмический рисунок выученной песенки («Конь»

Потапенко).

2. Спеть эту песенку на слоги.

3. Определить на слух количество сыгранных преподавателям звуков и правильно

определить (звук, интервал, аккорд). Определить направление движения попевки и

повторить ее на слоги, показывая движение рукой.

4. Прослушать и проанализировать 2 фрагмента (Вальс си минор Шуберт). Найти различия и сходства.

Мониторинг развития детей.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «грамота» являются:

текущий контроль успеваемости учащихся,

промежуточная аттестация,

итоговая аттестация.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого. Текущий контроль – это основная форма учета успеваемости. Каждый урок проводится устный опрос учащихся, проверка домашнего задания.

Промежуточный контроль - контрольный урок в игровой форме в конце первого учебного полугодия.

Итоговый контроль - осуществляется по окончании курса обучения, во втором полугодии, в игровой форме. В результате определяется общий уровень подготовленности всей группы и каждого ученика отдельно.

Виды и содержание контроля:

-устный опрос (индивидуальный и фронтальный, включающий основные формы работы

– пение выученных мелодий, вокальных упражнений, слуховой анализ прослушанных пьесок с определением музыкально-выразительных средств;

- самостоятельные письменные задания

- запись схемой ритмического рисунка мелодии или стихотворения;

- «конкурсные» творческие задания (на лучший рассказ о прослушанном музыкальном произведении, лучшее исполнение и т. д.).

Публикации по теме:

Образовательный проект по ПДД в средней группе (дети 4–5 лет) «Дорожная грамота»Образовательный проект по ПДД в средней группе (дети 4–5 лет) «Дорожная грамота» Тип проекта: групповой, краткосрочный. Цель : – формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах..

Литературно-музыкальная викторина в подготовительной к школе группе «Международный день музыки»Литературно-музыкальная викторина в подготовительной к школе группе «Международный день музыки» «Международный День музыки» Литературно – музыкальная викторина в подготовительной к школе группе Цель: Приобщение дошкольников к музыкальному.

Грамота в младшей группе. ВидеоГрамота в младшей группе. Видео Буквы в жизни дошколят, многое не значат, И учить их не спешат, а играют в мячик. А когда придет пора, можно и учиться, Но как раз, когда.

Игра «Музыкальная грамота»Игра «Музыкальная грамота» ЦЕЛЬ: Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты. ЗАДАЧИ: -познакомить с цветовой формой записи нот; -осуществить.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Конспект занятия в средней группе детского сада «Дорожная грамота» Цели Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах, дорогах, дворах домов. Повышать интерес детей к изучению правил дорожного.

Видео и музыкальная игра для осеннего праздника «Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе ДОУВидео и музыкальная игра для осеннего праздника «Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе ДОУ Подготовка: На одной стороне музыкального зала- зона "теплые края", на противоположной стороне музыкального зала - "холодные края".Девочка,.

Проект по ПДД «Дорожная грамота» в старшей группе Тип проекта: информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой, краткосрочный. Актуальность: Ежегодно на дорогах нашей страны.

Сценарий игры «Музыкальная шкатулка» в подготовительной к школе группе Сценарий развлечения "Музыкальная шкатулка" в подготовительной к школе группе, посвященный "Дню Матери" Дата: 21 октября 2022 Цель: вызвать.

Сценарий утренника в подготовительной группе «Музыкальная почта»Сценарий утренника в подготовительной группе «Музыкальная почта» Сценарий утренника к празднику 8 марта в подготовительной группе «Музыкальная почта» Ход утренника. Звучит торжественная музыка. В зал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная грамота в подготовительной группе
Опубликовано: 24 октября 2022 в 11:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная грамота в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жарких (УИ 1208312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД