Музыкально-психологический проект для родителей и детей

Лидия Кузьменко
Музыкально-психологический проект для родителей и детей

Характеристика проекта

Продолжительность проекта:долгосрочный.

Тип проекта: открытый (родители (законные представители, групповой, творческий, исследовательский, познавательный.

Вид: музыкально – психологический.

Участники проекта: педагоги, педагог-психолог, музыкальные руководители, родители (законные представители, воспитанники.

Проблема:необходимость психологической помощи посредством музыки с участием родителей.

Возрастная группа: дети 3 – 6 лет.

Актуальность:определяется тем, что как ученые и философы древности, так и ученые современности сходятся во мнении о том, что музыка, являясь неотъемлемой частью жизни человека на всех этапах истории, оказывает огромное влияние на него. В первую очередь музыка влияет на психику человека, так как будучи по своей сути колебаниями, воспринимаемыми соответствующими центрами головного мозга, музыка вызывает ответные реакции во всем организме человека, а так же в системах его личности. Несмотря на то, что нейробиологами не было выявлено отдельного центра или участка в структуре головного мозга, который отвечал бы за музыкальное восприятие, звуки музыки все равно воздействуют на поведение, реакции человека. Огромное число ученых-психологов отмечают сейчас тот факт, что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его в мире как индивидуума, поиска им своего места в окружающем мире. Особое место музыка, особенно классические произведения, должна занимать в процессе воспитания детей. Ведь воспроизведение рядом с ребенком музыкальных произведений великих композиторов способствует формированию у него практически всех важных сфер его личности, позволяет создать в мыслях положительный образ мира и других людей. Музыка также позволяет в случае возникновения стрессовых ситуаций у ребенка в процессе его социальной адаптации ликвидировать негативные установки, повышать общий эмоциональный фон ребенка. Точно такое же влияние музыка может оказывать и на взрослых людей.

Цель:

- познакомить родителей (законных представителей) с воздействием музыки на детскую психику и возможность преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние ребёнка.

Задачи:

- познакомить родителей (законных представителей) с психологической, педагогической литературой по теме проекта, а так же с музыкальными произведениями (по жанрам, формам);

- раскрыть положительное и отрицательное влияние музыки различных жанров и форм;

- познакомить с возможностями использования музыки в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты

Этапы проекта

1. Организационный этап

- ознакомить педагогический коллектив и родителей (законных представителей) муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения №127 г. Сочи с данным проектом;

- разместить информациюна официальном сайте учреждения и информационном стенде педагога-психолога;

- создание группы педагогов реализующих проект;

- определение целей задач проекта;

- определение подготовленности педагогов в данной области.

2. Практический этап

- составить график мероприятий проводимых для реализации проекта с педагогами и родителями воспитанников, а так же совместно для родителей и детей;

- определение уровня подготовленности родителей по данному проекту;

- консультационные встречи с родителями в клубе «Уютный диванчик» (педагог-психолог, музыкальный руководитель).

3. Заключительный этап

Провести мониторинг проекта:

- анализ работы с родителями;

- анализ работы с педагогами;

- с детьми в семье (влияние музыки на психику детей в начале и в конце проекта).

Формы реализации проекта:

- слушание музыкальных произведений;

- изображение музыкальных ощущений и впечатлений (рисунок, цветовой отклик на прослушанную музыку, движения (танец, пантомима).

Методы:

- объяснение, исследование, эксперементирование, наблюдение.

Продукт проекта (презентация):

«Музыка и психология для родителей».

Режим реализации проекта

- заседания родительского клуба «Уютный диванчик»;

- обучающие занятия для родителей (законных представителей) по реализации данного проекта;

- консультации для педагогов;

- мониторинг.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе в целом. Семья является тем зеркалом, в котором отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень данного народа и народности. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Какую же роль музыка играет в воспитании детей? Как доказано многими учеными психологами музыкальное воспитание детей влияет не только на умственное развитие, но и на их формирование мировоззрения. Очень важно, чтобы любовь к музыке и знание ее основ была и у родителей, таким образом, пример в музыкальном воспитании детей будет идти от самых близких людей, а это очень важно. Музыкальное воспитание детей – это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода развития ребенка, что формирует его культурный, психологический и интеллектуальный уровень. Психологи всего мира считают универсальным способом повышения интеллекта регулярные занятия музыкой, а так же ее прослушивания. Исследования последних лет показывают, что музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга. Занятия музыкой развивают пространственное мышление у ребёнка, а также активно развивают математические и лингвистические способности. Выдающийся физиолог В. М. Бехтерев подчёркивал, что музыка оказывает активное влияние и на процессы физического совершенствования ребёнка.

Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно. Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха. Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети просто способы ощущать чувства композитора. И это прекрасно. Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость.

Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.

Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов. Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности.

Ученые утверждают, что наибольшую способность понимать и переживать музыку разных жанров, обнаруживают обычно те, кто с детства окружен ею, участвует в бытовом музицировании, любительском исполнении и слушании музыки (А. Н. Сохор). Современная российская педагогика ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в образовательных учреждениях, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, интеллектуальном, но и в психическом развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А.написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено». Для того, чтобы развить творческое начало, заложенное в каждом ребёнке, занятиям необходимо придавать разноплановый характер. Деятельность маленького ребёнка синкретична, так как предметы окружающего мира для него ещё полифункциональны и многовариантны. Именно поэтому ему необходимы такие методики обучения, в которых занятия сочетаются с игрой, танцем, когда ребёнок вместе с родителем или педагогом двигается, поёт, импровизирует. Маленькому ребёнку необходимо, чтобы музыка была «зримой» и в буквальном и переносном смысле слова. Дети должны чувствовать музыку на языке пластики, в мышечно-двигательных ощущениях. Учитывая физиологию детей раннего возраста и их высокую двигательную активность – основной вид деятельности в раннем возрасте – это игра. В мировой практике стало общепринятым начинать развитие маленького ребёнка на основе детских игр, которые практически и психологически готовят ребёнка к самостоятельному творчеству.Игровая деятельность обладает огромным потенциалом: активизирует мыслительные процессы, развивает детский интеллект, расширяет сенсорную сферу ребёнка. В народных играх очень часто необходимо проявить творческую фантазию, уметь войти в определённый образ, проявить мгновенную реакцию, связанную с изменением игровой ситуации, проявить сообразительность и ловкость. В игровой ситуации ребёнок учится выстраивать свои взаимоотношения с партнёром, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, быстро принимать решения, проявлять инициативу, игровые формы вызывают у него желание экспериментировать. Лучший материал для занятий с маленькими детьми – детский фольклор. Народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки – это не просто развлечение для ребёнка – в этих жанрах – веками накопленная народная мудрость, такой материал оказывает огромное психоэмоциональное воздействие на ребёнка и во многом определяет способность малыша к дальнейшему обучению. Детский фольклор – удивительный универсальный развивающий материал, не только не утративший своей актуальности за многовековую практику, но и предоставляющий возможности эффективного комплексного решения проблем физического, социального, нравственного становления ребёнка. Это целостная объёмная педагогическая система, основанная на нерасторжимой связи пользы и красоты, учения и развлечения, личного и коллективного. Кроме того, произведения детского фольклора хранят в себе национальный музыкально-генетический интонационный код, определяющий речевое интонирование и влияющий на формирование психофизиологического благополучия ребёнка.

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм. Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается. Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность.

Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни.

Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. А если, например, грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.

Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание. Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи. Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни. Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями.

Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет ее широко применять в работе с детьми. Это безвредность и простота применения (после одной консультации родители могут самостоятельно проводить сеансы дома, доступность (необходимый файл с мелодией можно скачать за минуту, возможность контроля (длительность и глубина процесса в зависимости от состояния ребенка могут меняться, а также основное это снижение количества других методов коррекции, которые обычно более затратные по времени и ресурсам, не говоря о медикаментозных препаратах. Структура мозга ребенка наиболее чувствительна к воздействиям, а музыка действует на физическом уровне (вибрация и ритмика, эмоциональном (произведения вызывают чувства или перенаправляют их) уровнях, а также вносит либо гармонизацию процессов, либо их разобщение. Именно эта чувствительность детского организма позволяет купировать очаги неправильной работы органов, быстро снять эмоциональные всплески, но также при неверном подборе или одинаковости произведений может вызвать деградацию процессов развития. Применяют музыкотерапия буквально с первых дней жизни, особенно для детей пострадавших от нехватки кислорода. Особенность их мозговой структуры осуществляет недостаточную выработку ферментов, тогда как музыкотерапия стимулирует активность их выработки (данные подтверждены множественными исследованиями клеточного анализа). Относительно проблем с дыханием и сердечно-сосудистой системой наблюдаются также видимые результаты, не только внешние (успокоение, засыпание, но и улучшение клеточной работы. Идея о том, что в воздействии важен ритм, а не мелодия оказалась не жизнеспособной, поскольку ритмичные звуки лишь угнетали клеточную деятельность и затормаживали развитие. Эти данные необходимы при выборе музыкального сопровождения младенца, ведь рок-музыка построена в основном на ритмике и своим действием только усугубляет ситуацию, лучше выбирать классические произведения, но при этом следить за индивидуальной реакцией ребенка. Колыбельные песни, как самый древний вид музыкотерапии оказались наиболее благотворно влияющими на младенцев. Это сочетание всех факторов развития,которые только можно придумать: контакт с матерью и интуитивная коррекция ее мелодии и громкости, наличие слов оказывает более гармонизирующее влияние, чем бессловесные произведения, а также каждая колыбельная является отражением той культуры, где рождается ребенок, что на глубоких слоях бессознательного оказывает успокоительный эффект. Музыкотерапия в детском возрасте используется не только как метод коррекции нарушений, но и как развивающее средство. Она способствует развитию интеллектуальных способностей и творческого воображения, адаптивных способностей и внутреннего чувства эстетического. Дети, в чьих семьях принято слушать разнообразную музыку лучше социализируются и находят выходы из сложных ситуаций – это своеобразный метод расширения восприятия реальности, где появляется множество путей и возможностей, как в проживании и выражении своих чувств, так и в выполнении задач.

Список используемой литературы:

1. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М. ,1993.

2. Матвеева Л. В. Отечественные традиции семейного воспитания и музыкальное образование детей: Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. 3. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М., 1997.

4. И. Белик "Музыка для глухоты" М., "Владос" 2000; 5. Н. Ветлугина "Методика музыкального воспитания дошкольников" М., 1972; 6."Воспитание музыкой " сб. статей М., Просвещение 1991; 7. Л. Выготский "Воображение и творчество в детском возрасте", М., 1954;6. Журнал "Аккорд" статьи о музыкотерапии М. 2004;7. Э. Леонгард «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье» М. Просвещение, 1991;8. Е. Назайкинский «О психологии музыкального восприятия». - М., 1981; 9. В. Петрушин "Музыкальная психология" М., "Владос" 1997;10. В. Подуровский, Н. Суслова "Психологическая коррекция музыкально - педагогической деятельности" М., "Владос" 2001;11."Психология музыкальной деятельности" сб. под ред. Г. Цыпина М., Академия 2003;12. О. Радынова «Развитие у детей музыкального восприятия» из книги «Музыкальное воспитание дошкольников»,М., «Просвещение», «Владос», 1994; 13. Б. Теплов "Психология музыкальных способностей" М., 1947; 14. Н. Черноиваненко «Формирование музыкального восприятия школьников» из кн.: «Музыкальное воспитание в школе», вып. 15,.М., «Музыка» 1982; 15. П. Якобсон «Психология художественного восприятия» М., 1964; 16. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5; 17. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета. - 2004. - 2 марта; 18. Маркус Л. И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время Сделай сам. - 1990. - № 3; 19. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004; 20. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. - 2003. - № 5; 21. Яковенко Т. Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Использование музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Музыкально – дидактические игры в жизни ребенка» Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос.

Консультация для родителей «Психологический портрет ребёнка, отражённый в его рисунках» Хотите знать, что происходит в душе ребёнка? Посмотрите на его рисунки. И вы узнаете то, что малыш пока не может или не хочет выразить словами.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Мастер-класс для родителей «Играйте с детьми в музыкально-дидактические игры» Мастер-класс для родителей «Играйте с детьми в музыкально-дидактические игры» Цель мастер-класса: Знакомство родителей с опытом использования.

Мастер-класс для родителей «Музыкально-развивающая среда в домашних условиях» Мастер-класс для родителей Тема: «Музыкально-развивающая среда в домашних условиях». Цель: повысить педагогическую компетенцию родителей.

Пиратская вечеринка Музыкально-спортивное развлечение для детей подготовительной группы и их родителейПиратская вечеринка Музыкально-спортивное развлечение для детей подготовительной группы и их родителей оставила и провела Музыкальный руководитель высшей категории Горбань Л. В. Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через.

Проект «Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Актуальность проблемы: Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью.

Психологический тренинг для педагогов «Я + ты = мы» Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: - формирование благоприятного психологического климата.

Психологический тренинг для родителей «Если что, я с тобой!» Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи: 1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия.

Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения» В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Музыкально-психологический проект для родителей и детей
Опубликовано: 19 декабря 2018 в 13:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки