Лучший педагог года

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО

Ирина Муравьева
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО

Инклюзивное образование в детском саду

в условиях ФГОС

Муравьева Ирина Геннадьевна

Музыкальный руководитель ГБОУ СОШ

«ОЦ «Южный город» СП «Детский сад «Лукоморье»

Россия, Самарская область

В статье представлена система музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя в условиях ДОО, раскрывающая виды здоровье-сберегающих технологий: речевые и пальчиковые игры, ритмические упражнения, игровой массаж, логоритмические упражнения.

Публикация «Музыкально-оздоровительная работа в ДОО» размещена в разделах

В условиях Федерального Государственного образовательного стандарта образовательный процесс детского сада предусматривает уход и заботу, обучение жизненно важным навыкам. Воспитание личностных качеств и развитие способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ограниченными — возможностями- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана. В данной статье речь пойдет о детях с нарушением речи.

Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду и оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонение в развитии. Это самая приятная и доступная форма общения взрослого и ребенка. Главными целями музыкального образования с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии являются:

- игровое, творческое развитие личностного потенциала ребенка, -развитие природной музыкальности,

-развитие способности к творческому самовыражению как условие радостного бытия детей и их дальнейшей успешной самореализации в жизни.

Музыкальное воспитание развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных, а также сохранению и укреплению здоровья, профилактики и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.

Я, как и многие музыкальные руководители, стремлюсь найти свой путь в вопросах музыкального воспитания детей с ОВЗ. В настоящее время работаю по концепции К. Орфа. Девизом музыкального развития по системе К. Орфа может служить афоризм И. Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Данная методика предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку, развивая его природные способности, способствует развитию свободной личности, раскрепощенности ребенка, развитию его внимания, мышления, памяти, ритмического и музыкального слуха. Каждое занятие с детьми ОВЗ проводится в игровой форме и имеет сквозное развитие (все виды деятельности связаны между собой). Ставлю своей целью научить ребенка действовать нестандартно, отношусь к нему, как к человеку, который умеет творить.

Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы в соответствии с:

-современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования у детей деятельных способностей;

-новым федеральным государственным стандартам дошкольного образования.

В большей мере я реализую следующие принципы:

Принцип психологической комфортности. Ребенок на занятии будет чувствовать себя комфортно, если предлагаемые ему задания будут соответствовать его способностям (снимает с себя зажим- дискомфорт, осознает себя как нечто важное, к нему обращаются индивидуально, происходит самоутверждение личности, что способствует разностороннему развитию).

Принцип деятельности. На каждый вид деятельности подбираются такие задания, которые заставляют детей все время действовать творчески, фантазировать, проявлять свою индивидуальность. Импровизация имеет место во всех видах деятельности- песенной, танцевальной, инструментальной, ритмической.

Принцип интеграции (Социально-коммуникативное развитие) реализуется на всех занятиях. Это коммуникативные игры, танцы, игра на музыкальных инструментах. Широко используются стихи поэтов, соответствующие содержанию и настроению музыкальных произведений. Дети узнают о композиторах, странах, явлениях природы, знакомятся с произведениями живописи, сами делают рисунки к прослушанным произведениям. Музыка, движения, слово – главные составляющие интеграции.

Каждое занятие начинается с коммуникативной двигательной игры, позволяющей с первых минут создать атмосферу доброжелательности, раскованности, включить детей в игровое общение. Примером коммуникации служит приветствие. Это может быть приветствие в движении, когда дети двигаются под музыку, а на паузах приветствуют друг друга кто как хочет: прикоснуться носиками, помахать рукой, похлопать по плечу, обняться и т. д. Дети сразу же чувствуют раскованность, комфорт, у них возникает желание к деятельности.

Один из основных видов музыкальной деятельности- восприятие музыкальных произведений. Музыкальный материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Практикуется активное слушание. К любому музыкальному произведению вместе с детьми придумывается сюжет. Дети с большим удовольствием выполняют соответствующие движения под музыку («летают» как снежинки, двигаются грациозно, как феи, «летят» на ковре- самолете, изображают руками пламя огня, рисуют воображаемой кисточкой и т. д. Дети очень любят слушать музыку в оркестровом исполнении. Так, например, знакомство с тембрами музыкальных инструментов происходит благодаря прослушиванию музыкальной сказки «Петя и волк». Часто предлагается придумать название к прослушанному произведению, подобрать к нему свой аккомпанемент.

Одно из ведущих мест в музыкальном воспитании ребенка отводится пению и песенному творчеству. Пение возникает из слова, поэтому первейшая роль отводится слову. Речевые упражнения (стихи, потешки) интересная и полезная форма работы. Дети усваивают ритмический рисунок, читают текст с различной интонацией, соответствующей характеру текста, импровизируют мелодию, подбирают к тексту музыкальные инструменты. Каждая песня инсценируется, обыгрывается, сопровождается звучащими жестами или музыкальными инструментами. Детям доставляет удовольствие самим придумать движения, где каждый ребенок может проявить себя в творчестве, почувствовать свой успех. Человеческий голос- это главный музыкальный инструмент, поэтому часто детям предлагается петь без музыкального сопровождения. Особенно это касается русских народных песен- протяжных, мелодичных.

Импровизация- важный компонент в песенном творчестве, в работе используются музыкальные диалоги (вопрос- ответ). Дети с радостью сочиняют мелодию к стихам, патешкам придумывают к песням ритмическое или инструментальное сопровождение.

В таком виде деятельности как музыка и движение, используются новые формы работы. Поощряется инициатива детей. В зависимости от возраста, предлагаются задания по созданию музыкально- игровых образов. Задания этого вида деятельности часто требуют использование фонограммы с записью высокохудожественных образцов народной, классической, современной музыки.

На музыкальных занятиях имеют место такие важные виды деятельности как: театр образов, пальчиковые игры, народные игры, элементарное музицирование. Так, например, пальчиковые игры способствуют развитию у детей ритмического слуха, эмоционального восприятия текста. Стимулируются нервные окончания, а отсюда развивается речь, умственные способности. Такой вид деятельности, как театр образов помогает развить артистические способности, проявлять фантазию, изобретательность, оригинальность. В процессе творческого элементарного музицирования интенсивно развивается как весь комплекс музыкальных способностей, так и общие способности: память, внимание, мышление; формируются стойкие музыкальные потребности и интересы, коммуникативные навыки, стремление к самовыражению, и творчеству; в процессе приобретения умений и навыков игры на музыкальных инструментах развивается мелкая моторика пальцев рук, активизируется деятельность коры головного мозга.

В связи с особыми потребностями детей с нарушением речи, музыка для них является особым средством развития эмоционально- волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, ритмический слух, развитие речи, музыкальное творчество, восприятие музыки, движения, импровизация, индивидуальный подход, самовыражение, коммуникативные навыки.

Литература:

Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб. ; 1999 г.

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: метод. посособие / М. Ю. Картушина. – М. : Сфера, 2004 г.

Тютюнникова Т. Э. Речевые игры / Т. Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 9. – С. 115-119

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Физкультурно-оздоровительная работа в группе» Тема: физкультурно- оздоровительная работа в группе, нетрадиционное рисование. Цель: познакомить родителей с работой, которая ведется в.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Летняя оздоровительная работа с детьми Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной. Этим и определяется её основная цель и направления. Важно всемерно.

Летняя оздоровительная работа в подготовительной к школе группе «Фантазёры»Летняя оздоровительная работа в подготовительной к школе группе «Фантазёры» Фотоотчёт по летне-оздоровительной работе в подготовительной к школе группе «Фантазёры». Воспитатель Караваева С. В. МДОУ № 15 г. Тейково.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ как новое направление в воспитании дошкольников «Создание условий для ЗОЖ в системе ВОР ДОУ через здоровьесбережение» Ребенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса.

Оздоровительная работа с родителями «Здоровый малыш — здоровая семья» (фотоотчет)Оздоровительная работа с родителями «Здоровый малыш — здоровая семья» (фотоотчет) Оздоровительная работа в группе проводиться не только с детьми, но и с родителями. Родители принимают активное участие в жизни группы. В.

Оздоровительная работа в младшей группеОздоровительная работа в младшей группе В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология загрязненность.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 1 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 1Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование.

Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми «Здоровье» часть 2 Программа физкультурно-оздоровительная работа с ослабленными детьми "Здоровье" часть 2На зарядку – становись!Физическое воспитание дошкольников.

Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период»Выступление на родительском собрании «Физкультурно-оздоровительная работа в адаптационный период» Выступление на родительском собрании. "Физкультурно- оздоровительная работа в адаптационный период" Всем Физкульт- привет! Вот и начался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО
Опубликовано: 13 января 2022 в 13:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД