Елена Сутырина
Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип проекта: информационно – творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный (три месяца)
Публикация «Музыкально-речевой проект „О чём рассказывает музыка“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Участники: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель Фефилова Е. А, дети и преподаватели двух музыкальных школ.
Актуальность и ценность проекта:
С приходом в дом современной техники, человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Большинство современных детей слушают примитивные музыкальные «шедевры». Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются домашние спектакли. А ведь слушание музыки, совместное пение, эта особенная атмосфера, и именно она определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке. Д. Д. Шостакович считал, что «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат.». Действительно, музыка сопровождает нас всю жизнь, начиная с детства, с материнской колыбельной. Мы бодро напеваем, когда на душе весна, включаем классику, слушаем романсы, блюзовые мелодии, если нам грустно. Учёные доказали, что классическая музыка наиболее благотворно воздействует на детскую психику, а занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление и память. Слушание классической музыки повышает успехи в обучении чтению, развивают фонематический слух. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает ребёнку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» - писал В. А. Сухомлинский.
Ожидаемый результат.
Слушая лучшие образцы классической музыки, знакомясь с творчеством композиторов, дети приобретут навык и желание слушать классическую музыку, приобщаясь тем самым к музыкальной культуре; обогатятся их впечатления и чувства; повысится речевая активность детей, желание рассказывать о музыке, выражать свои эмоции в движении, рисунках и других видах творческой деятельности.
Перспективы проекта:
• Привлечение внимания педагогов и родителей ДОУ к проблеме формирования интереса и любви к произведениям классической музыки
• Внедрение эффективных методов и приёмов по теме проекта в работу педагогов МДОУ с детьми разных возрастных групп
Цель проекта: воспитывать интерес и любовь к классической музыке, формируя тем самым основы музыкальной культуры у дошкольников и родителей
Задачи (общие):
Развивающие:
1. Способствовать становлению музыкального вкуса у детей и родителей, слушая лучшие произведения мировой классики.
2. Обогащать впечатления и эмоции детей новыми красками.
2. Способствовать развитию мышления, музыкальной памяти, фантазии, слуха.
3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к классической музыке, умение её слушать и понимать.
Подготовительный этап
Определение объёма знаний детей.
Проведённый опрос среди детей и родителей показал:
- большинство детей не умеют слушать классическую музыку;
- лишь четыре ребёнка из 29 смогли вспомнить и сказать названия программных произведений и имён композиторов;
- скуден детский словарь музыкальных понятий и терминов;
- многие дети испытывают затруднения в умении ясно излагать свои мысли, чувства, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении;
- лишь двое родителей дают детям дома слушать классическую музыку, разговаривают с ними о музыке и музицируют, хотя музыкальное образование имеют 11 родителей.
Обсуждение проекта с детьми (погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности): составление тематического плана совместных действий с детьми; поиск и сбор информации по данной теме; выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта.
Пополнение развивающей среды группы материалами по теме проекта:
- подборка фонотеки шедевров классической музыки, рекомендуемых программой;
- приобретение и подборка иллюстрированного демонстрационного материала о предстоящих произведениях, композиторах;
- подборка произведений художественной литературы по теме проекта;
- приобретение музыкально-дидактических игр.
Основной этап
Задачи по работе с детьми:
1. Познакомить детей с отдельными образцами классической музыки (согласно программе).
2. Учить детей внимательно слушать классические произведения.
3. Поддерживать желание делиться своими впечатлениями, эмоциональными переживаниями после прослушивания классических произведений, повышая тем самым речевую активность детей.
4. При анализе музыкальных произведений, учить ясно излагать свои мысли, чувства, развивая связную монологическую речь, обогащая словарный запас детей.
5. Формировать навык слушания и запоминания произведений классической музыки, воспитывая активного слушателя.
6. Отображать в продуктивной деятельности свои впечатления, эмоции от прослушанной музыки.
Задачи по работе с родителями:
1. Познакомить родителей с предстоящим проектом, его задачами и оформить данную информацию в родительском уголке.
2. Предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта.
Взаимодействие с детьми.
Образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
1. Слушание музыкальных произведений:
«Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане») Н. Римского-Корсакого; «Песня жаворонка», «Болезнь куклы», «Зимнее утро», «Подснежник» П. И. Чайковского; «Танец с саблями» А. Хачатуряна; «Зима», «Весна» А. Вивальди;
«В пещере горного короля», «Шествие гномов» Э. Григ;
«Колыбельная» В. А. Моцарта;
«Клоуны» Д. Б. Кабалевский.
2. Музыкально-дидактические игры: «Звуки разные бывают», «Поприветствуем друг друга музыкально», «Определи по ритму», «Громко-тихо запоём», «Времена года», «Наши любимые произведения».
3. ООД Рисование «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский, «Зима» (А. Вивальди, «Белка», «Подснежник»
4. ООД Конструирование «Кукла заболела»
5. ООД Лепка «Мой любимый музыкальный инструмент»
6. Концерт детей из музыкальной школы №1 им. Скрябина А. Н. «Путешествие в мир музыки»
7. Концерт детей из школы искусств «В стране русских народных инструментов»
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»; релаксационные паузы (музыкотерапия);
10. Создание развивающей среды по теме проекта: оформление музыкального уголка по теме проекта, создание мини-музея «Музыкальные инструменты» с помощью родителей, оформление альбома «Музыкальные инструменты», «Портреты русских и зарубежных композиторов».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Цикл интегрированных занятий, бесед на темы:
- «Зачем людям музыка?», О чём рассказывает музыка?» (после прослушанных произведений с демонстрацией портретов композиторов;
- «Белка» (интегр. занятие со слушанием муз. отрывка «Белка» музыка Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»);
- «Мир музыкальных инструментов»;
- «Рассматривание картин о зиме и составление рассказов;
- «Зима» А. Вивальди и П. И. Чайковского;
- «Весенние приметы» с прослушиванием А. Вивальди «Весна», «Подснежник» П. И. Чайковского.
2. Рассматривание иллюстративного материала к музыкальным произведениям;
3. Дидактические речевые игры: «Подбери словечко», «Четвёртый лишний», «Назови автора-композитора произведения»; «Скажи наоборот» (подбор антонимов: низкий звук – высокий, громкий - тихий, сильный – слабый, и. т. д.).
4. Чтение книг о композиторах: «Кобальды живут в Норвегии» Аркадий Мар (о детстве Э. Грига, «Ручей из Тюрингии» Аркадий Мар (о И. С. Бахе, «Тайна запечного сверчка» Г. Цыферов (сказки о детстве В. А. Моцарта);
5. Чтение и разучивание стихотворений о музыке (к музыкально-литературной гостиной); использование загадок о музыкальных инструментах; музыкальные загадки;
6. Опрос детей (в технике незаконченных предложений) «Если бы я был музыкальным инструментом, то я стал бы, потому что…», «Мне нравится слушать музыку, потому что…».
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры: «Болезнь куклы», «Цирк. Клоуны», «Весёлый оркестр», «Магазин музыкальных инструментов».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Отдельные упражнения на утренней гимнастике под музыку Д. Б. Кабалевского «Клоуны»;
2. Игра – физминутка «Музыкальный котик».
3. Игра на развитие танцевального творчества «Придумай движение под музыку» (на весёлую и грустную музыку).
4. Подвижные игры: «Ворон», «Веселые музыканты», «Соберись вокруг своего инструмента»
Организация развивающей среды в группе:
1. Изготовление и использование опорных карт-схем для составления рассказа о музыкальном инструменте
2. Приобретение наглядного демонстрационного материала: «Времена года» и «Где живёт музыка» автор Е. А. Судакова, Н. Дашевская «Времена года»
3. Использование раскрасок с изображением музыкальных инструментов
4. Игра на детских музыкальных инструментах
Взаимодействие с родителями, преподавателями двух музыкальных школ города и их воспитанниками:
1. Комплексная, согласованная работа воспитателей, музыкального руководителя, родителей, преподавателей музыкальных школ, по формированию интереса и любви к прослушиванию классической музыки (организация и проведение двух концертов с участием воспитанников музык. школ).
2. Оформление в родительском уголке выставок, фото-материалов с кратким содержанием проводимой работы в группе в форме маленьких отчётов по проекту, консультации «Волшебные звуки музыки» (о влиянии музыки на развитие ребёнка, «Воспитание музыкой».
3. Создание необходимых условий дома для прослушивания любимых классических произведений родителей, музицирование и беседы с детьми о музыке.
Заключительный этап
[/b]
Организация и проведение музыкально-поэтической гостиной «Волшебные звуки музыки» с родителями (итоговое мероприятие проекта).
Достигнутый результат:
1. В ходе проекта дети познакомились с лучшими классическими произведениями и именами композиторов.
2. Проект способствовал возникновению интереса детей к слушанию классической музыки, желанию слушать и понимать её. Дети научились узнавать знакомые произведения, часто просили включить им послушать полюбившее произведение. Приходя домой, они рассказывали родителям о том, какую музыку они слушали в детском саду, просили включить её послушать. Дети стали интересоваться любимой музыкой родителей, бабушек и дедушек, спрашивали имя композитора.
3. После прослушивания классических произведений, дети с желанием делились своими впечатлениями, эмоциональными переживаниями, повышая тем самым речевую активность детей.
4. При анализе музыкальных произведений, большинство детей научились ясно излагать свои мысли, чувства, развивая тем самым связную монологическую речь. Приобретенные детьми элементарные сведения о музыке обогатили их музыкально-словарный запас.
5. Дети с желанием стали отображать свои впечатления после прослушивания музыки в продуктивной деятельности: с радостью рисовали и лепили, занимались ручным трудом и аппликацией.
6. Слушание разнообразной вокальной, инструментальной, народной музыки на концертах, способствовало расширению кругозора детей, умению различать звуки музыкальных инструментов, знать их названия. Многие дети изъявили желание учиться в музыкальной школе.
7. Работа над проектом духовно сблизила детей и родителей: слушая вместе любимые музыкальные произведения, родители стали чаще беседовать с детьми о музыке. Подготовка к музыкальной гостиной и сам праздник, способствовал объединению детей и взрослых, создал обстановку общей радости, хорошего настроения, состояние счастья.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Дмитрий Шостакович