Лучший педагог года

Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников

Елена Гриник
Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников

Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности.

Гриник Е. А. музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад №95 «Рябинушка»

общеразвивающего вида г. Улан-Удэ

Публикация «Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников» размещена в разделах

Аннотация: статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательную деятельность, но и развитию их творческих задатков и одаренности. Предложены приемы и методические подходы организации музыкально-театральной деятельности детей, которые позволяют педагогически действенно влиять на развитие их творческих способностей. В статье так же уделяется внимание вопросу создания музыкально-театрализованной развивающей предметно-пространственной среды.

Ключевые слова: художественное творчество, театрализованные игры, совместной деятельности детей и родителей, музыкально-театрализованная развивающая предметнопространственная среда.

Современные нормативные изменения в системе образования предполагают новые подходы к системе дошкольного образования. Теперь дошколят будут не только развивать, и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм. В данной программе так же большое внимание уделяется воспитанию творческой активности личности.

Художественно - эстетическое развитие по ФОП предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мир, что позволяет сформировать творческие и культурные ценности личности ребенка.

Творчество, а художественное творчество в частности как стержень человеческой личности событийно и является в человеческом обществе не пассивной, а активной силой его интеллектуального и эстетического развития [9]. Т. Э Тютюнникова отмечает, что «творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по своему, лучше. «Суть творчества – в динамике преобразования» [10, с. 97].

Важным условием развития творчества и одаренности, познания мира через собственную творческую, созидательную деятельность является вовлечение детей в процесс создания продуктов творчества, в процесс реализации творческих проектов. Художественно-творческая деятельность – некий способ человеческого существования в жизни в целом, как способность человека к эмоционально-чувственному, художественно-образному восприятию мира, объединяет все виды человеческой деятельности. В ней скрещиваются и соединяются воедино энергии познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения. Одним из предпочтительных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста является театральная деятельность, которая содержит в себе синтез различных видов деятельности, относящихся к искусству. В. С. Русанова, изучая влияние театральной деятельности, на развитие личности ребёнка подчеркивает, что данная деятельность раскрывает богатые возможности воспитания и развития человека средствами искусства : личностное развитие происходит одновременно с раскрытием его творческого потенциала и таланта [8]. Обращение к театральной педагогике, приобщение ребенка к театрально-педагогической культуре, богатой радостью повседневного сотрудничества и сотворчества, как раз и будет способствовать благотворному развитию личности дошкольника, естественному выращиванию его индивидуальности, органическому и яркому вычленению его из «коллективного субъекта» [3].

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств : мимики, жестов, пантомимики. Самый понятный, интересный и доступный для детей вид деятельности - это театрализованные игры.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры. Театральная игра помогает ребёнку легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение и другие личностные качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой [4]. Д. Н. Авров уточняет, что театральная игра – это «проверка действием множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и родители, враг и друг, сильный и слабый» [1]. Методы и формы театральной игры, которые педагог может предложить дошкольникам, реализуют одновременно три цели:

погружают детей в присущую им игровую деятельность;

развивают в детях не только полезные психологические структуры (внимание, воображение, волю, память, но и выявляют определенные наклонности и одаренность;

формируют в ребёнке социально-нравственные качества личности.

Многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального, личностного, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания позволяют решить музыкально-театрализованные игры.

Музыкально-театрализованная игра объединяет в большей или меньшей степени все виды деятельности дошкольника : игровую (театрализованную, речевую, музыкальную, двигательную, коммуникативную, познавательноисследовательскую и решает определенные задачи соответственно: разучивание текста постановки, коррекция речи ребенка, разучивание песен, танца, ориентировка в пространстве, умение ребенка общаться со сверстниками, получение определенных специальных сведений и знаний. В ДОУ актуальны следующие виды и формы организации музыкальнотеатрализованных игр :

Музыкально-театрализованные игры-драматизации (инсценирование песни, хоровода, стихотворения с музыкальным сопровождением и др.).

Музыкально-театрализованные игры с элементами драматизации (хороводные, подвижные, музыкально-дидактические и др.).

Музыкально-театрализованные игры-сценки для кукольного спектакля с участием взрослых или детей (различные виды кукольного театра).

Музыкально-театрализованные игры-спектакли (детская опера, мюзикл, музыкально-драматический спектакль).

Музыкально-театрализованное представление (досуг, праздник, развлечение, в том числе фольклорные)

Рассмотрим условия организации музыкально-театрализованных игр в ДОУ с учетом ФОП:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкально-театрализованной деятельности.

2. Создание возможности для самовыражения детей.

3. Создание условий для совместной деятельности детей и родителей как формы взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающей психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.

Музыкально-театрализованные игры с детьми организуются на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду и имеют разнообразные формы организации. Это музыкальные, театрализованные и интегрированные занятия, игры во время чтения или рассказывания художественно-литературного произведения, музыкальные досуги, праздники и развлечения, в том числе просмотры кукольных спектаклей, детских опер, спектаклей, мюзиклов, детских презентаций о театре, театральных жанрах. Важно обеспечение интеграции музыкально-театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности, организация выступлений детей старшего возраста перед детьми младшего дошкольного возраста. Безусловно, для организации работы по музыкально-театрализованной деятельности необходимо создание музыкально-театрализованной развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и зоны в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда является основой творческой деятельности ребенка, поэтому важно, чтобы зона театральной и музыкальной деятельности соприкасались друг с другом, дополняли друг друга. ФОП предусматривает систему взаимодействия с семьями воспитанников. Формы взаимодействия с семьями воспитанников разнообразны, но музыкально-театрализованные представления, одна из наиболее привлекательных для родителей. Родители готовы сами окунуться в детство, участвовать в представлениях и оказывать посильную помощь в организации этих представлений. Создание условий для совместной деятельности с родителями – одна из главных задач педагогов ДОУ. Формы работы в этом направлении разнообразны : это создание семейных клубов, студии, участие в кукольных сценках, спектаклях, привлечение родителей к разучиванию текста, придумыванию движений, танца героя, оформление и создание сценического образа, костюма и т. п.

Таким образом, создание музыкально-театрализованной образовательной среды отражает общую атмосферу творчества, заинтересованности, профессионализма педагогов в ДОУ, что создает определенные условия для развития творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности.

Список литературы

1. Авров Д. Н. Зритель и спектакль [Текст] / Д. Н. Авров – М. : Просвещение, 1985. – 124 с. Издательский дом «Среда» 8 https://phsreda.com

2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. – 2-е изд. – М. :ТЦ Сфера, 2017 – 128 с.

3. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] : Сб. статей / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1972. – 287 с.

4. Красильникова М. С. Постижение музыки младшими школьниками на интонационной основе [Текст] : Дис. … канд. пед. наук / М. С. Красильникова. – 1990. – 166 с.

5. Литвак Р. А. Социализация личности ребенка в деятельности детских общественных объединений [Текст] / Р. А. Литвак – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – 167 с.

6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. — М„ : ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.

7. Раздобарина Л. А. В мире детской оперы [Текст] / Л. А. Раздобарина // Искусство в школе. – 2004. – №1. – С. 78.

8. Русанова В. С. Роль театральной самодеятельности в эстетическом развитии детей [Текст] / В. С Русанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 189 с.

9. Тагильцева Н. Г. Учимся слушать музыку в школе развития [Текст] / Н. Г. Тагильцева // Искусство в школе. – 2007. – №5. – С. 24.

10. Тютюнникова Т. Э. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст] / Т. Э. Тютюнникова. – М. : Едиториал, 2009. – 264 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников»Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников» Хочу представить свой опыт работы по теме: "Речевая развивающая среда, как важнейшее условие развития речи дошкольников". Хорошая речь.

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности. Калачева Л. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников
Опубликовано: 19 января 2024 в 06:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД