МААМ-картинки

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности

Лидия Калачева
Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности
▼ Скачать + Заказать документы

Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности.

Калачева Л. А.

А. С. Макаренко писал, что «воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути».

Перспективы – это сознательно устанавливаемая цепочка целей, которые необходимо достичь детскому хору, ансамблю, оркестру, театру, кружку, студии и т. д. В зависимости от времени их реализации можно говорить о близких, средних и дальних перспективах. Близкие перспективы, как правило, ограничиваются ближайшими 1-1,5 месяцами работы коллектива. Задачи, которые ему нужно решить, отчетливо видны и конкретны (выучить слова, партию, текст, набор движений, посетить музей, концерт и т. п.).

Публикация «Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности» размещена в разделах

Ближняя перспектива особенно важна в жизни вновь организуемого кружка, студии. Многие из его участников не видят завтрашнего дня, заняты в основном решением локальных задач. Потому эту особенность педагог должен учитывать при выработке и установлении перспектив. У начинающих исполнителей не всегда хватает терпения работать длительное время, не получая никакой видимой отдачи, не видя результатов своего труда.

Средняя перспектива для детского коллектива всегда связана с первым выступлением перед зрителями, слушателями. Значит, по времени она отодвинута примерно на полгода или несколько больше. Средняя перспектива всегда тесно связана с ближними. Таким образом, создается цепочка малых задач, которые завершаются достижением одной, более крупной цели. Это является стимулирующим фактором в работе хора, ансамбля, оркестра, театральной студии, танцевального кружка и т. п., дисциплинирует и организует участников.

Дальняя перспектива – это всегда несколько возвышенная, крупная цель, отдаленная во времени на год-полтора. Как известно, концертом не может ограничиваться деятельность хора, оркестра, различных творческих студий. Для их развития необходимы перспективные крупные цели, или, по словам А. С. Макаренко, «завтрашняя радость», - это творческие встречи с артистами профессиональных коллективов, участие в декадах искусств, конкурсах, фестивалях.

Дальняя перспектива всегда вызывает желание, необходимость постановки больших творческих задач – подготовить широкую концертную программу, достигнуть определенного уровня исполнительского мастерства каждому участнику, обеспечить коллектив новыми инструментами, соответствующими костюмами, реквизитом и т. д. В силу отдаленности по времени дальняя перспектива не может быть строго конкретной. Она привлекает «общим видом удовлетворения». Обладая особой значимостью и привлекательностью, она несет большую педагогическую нагрузку в мобилизации деятельности дошкольников. Не будет преувеличением говорить о том, что нередко именно ради далеких перспектив, прежде всего творческого характера, приходят дети в различные кружки. Их привлекает необычность и масштабность тех дел, которыми они будут заниматься, овладев «искусством творить искусство».

Воспитательный смысл ближних, средних и дальних перспектив творческих коллективов детей связан с осмысленной организацией учебно-творческих, репетиционных занятий. Каждое занятие, каждый шаг в овладении исполнительским мастерством рассматриваются как поступательное звено в единой цепи личностного развития ребёнка. Это облегчает труд, делает его содержательным, осмысленным и радостным, ибо каждый нынешний успех предвосхищает успех завтрашний, реализацию далекой, но привлекательной перспективной цели.

В. А. Сухомлинский писал: «Влиять на коллектив воспитанников, – значит, воодушевлять его стремлениями, желаниями. Коллективное стремление – благороднейшее идейное, моральное единство. Там, где есть коллективное стремление к чему-то высокому и благородному, возникает та великая, непобедимая сила воспитательного влияния коллектива на личность, о которой мечтает вдумчивый воспитатель».

Конкретные перспективы приносят успех организации всей воспитательной работы по приобщению детей к художественной деятельности. И наоборот, их отсутствие делает работу бессистемной, бесперспективной.

В кружке «Нотный стан» можно выпустить стенгазету «Домисолька», в которой родители узнают о музыкальных новостях в детском саде, в стране, в мире, о прошедших и готовящихся музыкальных конкурсах в детском учреждении и районе.

В кружке «Эстет» рекомендуется форма занятий «От А до Я» (по страницам музыкальной энциклопедии). Содержание занятий строится по алфавитному порядку. Таким образом, на одном занятии можно будет услышать и познакомиться с «Адажио», «Арией» и «Арфой», на другом – с «Балетом», «Болеро» и «Бубном», на третьем – с «Вокалом», «Валторной» и «Вальсом» и т. д.

Танец – это волшебное искусство материализации звука в движении, слиянии с ним. Участники танцевальной студии на праздниках и концертах танцуют под музыку П. Чайковского, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, С. Прокофьева и других композиторов.

С особой любовью занимаются дошкольники в оркестрах детских, народных музыкальных инструментов, коллективы которых пользуются огромным авторитетом среди детей и попасть в их состав мечтают многие младшие дошкольники.

Настоящим событием являются в садике и в районе «Фестивали искусств», где дети поют в хоре, ансамблях, соло, танцуют, играют, читают стихи, показывают театральные спектакли, что также сопровождается классической музыкой Э. Грига, И. Брамса, А. Журбина, Р. Паулса, Е. Крылатова, Ю. Чичкова, В. Шаинского и других композиторов.

Желающих петь в хоре желательно не ограничивать. Можно организовать ансамбли по возрастным группам, которые должны быть отражены в тематическом плане организованного общения дошкольников с музыкой.

Рекомендуется проводить праздники и развлечения с детьми на таком уровне, чтобы это воспринималось всеми участниками этого действия как СОБЫТИЕ.

Следует рассмотреть конкретный «механизм» трансформации преобразования личности под воздействием «событийности» в процессе общения с музыкой. Анализ работ отечественных психологов позволил представить себе его функционирование. «Художественная реальность, - отмечал В. М. Розин, - это не текст, а сконструированный текстом и активностью человека (художника, исполнителя, слушателя) мир, события которого при осуществлении деятельности переживаются человеком, подчиняются определенной логике (закономерности, отграничены от событий других реальностей, разворачивающихся во времени и т. д.». Автор специально подчеркивает здесь акт «переживания - события», активно «погрузившись» в которое, индивид на какое-то время отрешается от сиюминутных забот и проблем. «Событие, - отмечает он, - это сложное состояние психики, сознаваемое и переживаемое человеком».

Действительно, сочетание рациональности анализа и эмоциональности оценки возводит событие в ранг источника возникновения такого сложного феномена, каким является ценностное отношение, как естественная реакция на событие, имеющее близкую или идентичную с ним структуру. Следующим звеном в данном процессе является положение о том, что «взаимосвязь событий – основа психической установки и готовности к деятельности» (А. Г Асмолов, В. М. Розин). Это положение важно потому, что дает представление о том, что одно событие и связанное с ним переживание может готовить психику человека к восприятию и переживанию другого события, иначе говоря, с помощью одного переживания можно подготовить человека к другому переживанию. «В реальности искусства события и их последовательность удовлетворяют условности вида искусства, жанра, стиля различным художественным критериям и т. д. В результате становятся возможными предвосхищения деятельности, новая ее организация, приготовление психики к новым состояниям».

Следующий шаг в осознании психологического механизма «событийности» состоит в его «функции побуждения к деятельности» (А. Н. Леонтьев, и это не случайно. Мотив и предмет деятельности в свернутом виде уже заложен в человеке, детерминирован его предыдущим опытом, и порой достаточно даже незначительного события (и связанного с ним переживания – мотива, пружины, катализатора, чтобы увидеть ее «в форме живого процесса – в качестве своеобразной программы деятельности, плана и отношений, его будущих действий и операций». В. П. Зинченко установил прямую связь между действиями человека и его эмоциональными переживаниями, называя это явление – действия-ситуации; поскольку каждое действие направлено на «преобразование определенных предметных ситуаций».

В. М. Розин не случайно отмечает, что «сознавание и переживание исходных и конечных состояний этих действий-ситуаций воспринимаются и переживаются человеком как некоторое событие». В данном контексте «событийность» воспринимается как реакция на изменение определенных состояний, но это, по сути, и есть показатель определенного развития самой личности – изменения определенных взаимосвязей в сложнейшей структуре ее отношений, в частности отношений ценностной группы. «Ценностно-смысловые образования личности» (ценностные отношения, развернутые под влиянием событий) становятся таковыми потому, что через них человек «выделяет и осознает себя как «Я» и которое именно потому и становится для него значимыми» (М. Е. Каневская, Л. М. Фирсова).

Итак, если событие привело к тому, что личность хотя бы немного изменила статус в своих глазах или ближайшем социуме, то оно становится личностно-значимым, способствующим возникновению ценностного отношения и определенной коррекции в позиции самой личности.

Приведенная здесь последовательность смены психических состояний индивида под воздействием (влиянием) событий и переживаний дает основание использовать ее в виде специально организуемого педагогом «педагогического инструмента» для преобразования отношений личности ребёнка с помощью художественных средств.

Событийность как метод позволяет организовать (распределить) «действия- ситуации» дошкольников в процессе общения с музыкой, чтобы переживаемые ими переживания (подчеркнем, не знания сами по себе, а переживания) послужили источником личностного становления, проявившегося в формировании тех или иных ценностных отношений.

В отличие от события – мощного сплава огромного внешнего обстоятельства и внутреннего потрясения и переживания – внутреннего проявления личности, событийность рассматривается как внешнее по отношению к личности явление, как эффективный и тонкий «инструмент» педагога.

При встрече с произведениями искусства событийность (и связанные с ней переживание и ценностное отношение) переходит в разряд ключевых, ведущих, определяющих. Событийность на редкость синтезивна для использования в работе с детьми, их развития. Событийность как явление и как педагогический инструмент позволяет целенаправленно корректировать (воспитывать) развивающуюся ценностно-ориентационную позицию дошкольников при общении с музыкой, не насильственных методов, не приводящих к разрушению художественного образа, но развивающих психическую организацию ребёнка.

На фоне других педагогических средств событийность играет роль (выполняет функцию) катализатора (ускорителя) многих процессов, связанных с личностным становлением. Не потому ли порой случайное событие так круто изменяет всю человеческую жизнь, как не изменили бы ее годы учебы, труда и прочее.

Все перечисленное выше позволяет утверждать, что событийность и есть тот феномен, который генерализует многообразные педагогические устремления, является системообразующим фактором в процессе формирования музыкальной культуры у дошкольников средствами воспитания у них ценностного отношения к музыке.

Что может пониматься под событийностью в содержательном плане? Практически, неисчерпаемое число фактов и явлений : это события, связанные с жизнью композитора, с историей создания его произведения, с исторической обстановкой, с природным окружением, которым навеяно произведение искусства, не забывая об одном, что «событие» для композитора должно с помощью педагогических средств перерасти в столь же значимое «событие» для детей ( со всеми его атрибутами: переживанием, отношением и прочее, а не просто остаться на уровне воспринимаемой информации. В противном случае, для личности оно не будет иметь ценностного значения. Именно последовательность событий должна лежать в основе эмоциональной драматургии при использовании художественного материала в системе воспитания школьников. Кульминация события должна готовиться тщательно, чтобы высшая точка эмоционального напряжения (катарсис, событие, переживание) достигла предполагаемого эффекта, важно не разочаровать учащихся самой встречей с прекрасным.

Есть основание рассматривать процесс занятия с дошкольниками в любом виде искусства как определенную цепь «событий-переживаний» личности, отличающихся определенной драматургией. Здесь может помочь анализ эмоционального состояния публики во время театрального представления. Начало любого спектакля – завязка представляет собой неожиданность, неординарность, увлекательность действия-ситуации, которая сразу овладевает вниманием зрителей. Затем цепь событий (ситуаций-переживаний, следуя за фабулой, сюжетом (с неожиданными поворотами, новыми действующими лицами, сменами настроений, постепенно приводит к накоплению эмоциональной энергии на двух ее полюсах, между которыми в момент катарсиса (сильнейшего эмоционального напряжения) пробивается живительная искра, приводящая к естественной развязке. И именно этот «живительный разряд» имел в виду Л. С. Выготский, причисляя катарсис к наиболее сильному художественному воздействию на личность, способному потрясти до основания всю имеющуюся ценностную позицию личности, укрепив ее еще более (если она совпала с уже сформированной, либо несколько видоизменив (если несовпадения слишком очевидны). Такие события остаются в памяти человека, уже хотя бы потому, что приспособление психики индивида к новой, изменившейся системе ее ценностных взаимосвязей связана с адаптацией личности к новым условиям психической организации, а в ряде случаев и изменением ее внутреннего статуса.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.

Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возрастаУчастие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности
Опубликовано: 5 июля 2022 в 09:37
+225Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективные пути и событийность как фактор ценностного отношения детей к музыке и развития творческого потенциала личности» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Калачева (УИ 2035964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 84.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД