Татьяна Бойчук
Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт и другие факторы агрессивно воздействуют на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка;подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно - оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образы жизни.
Публикация «Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Валеология - это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.
Главная задача-научить человека формировать и беречь своё здоровье.
Музыкально - валеологическое воспитание - это организованный педагогический процесс, целью которого является:
- укрепление психического и физического здоровья,
- развитие музыкальных и творческих способностей,
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Музыкально - валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:
1. В образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения);
2. В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы);
3. В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные праздники и досуги).
Музыкально - валеологические занятия носят интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Такие занятия побуждают детей активно. на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.
Алгоритм произведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеют следующую структуру.
1. Валеологическая песенка - распевка.
2. Создание проблемной ситуации;
3. Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.
4. Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.)
Что представляет собой валеологические песенки распевки?
Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон. улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.
Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяются:
Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.
оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Игровой массаж нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать. массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы
Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.
Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
В результате внедрения системы музыкально-валеологического воспитания наблюдается тенденция
- к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ,
- повышение показателей общего физического развития детей,
- развития дыхательной системы детей;
- улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве,
- музыкальности; совершенствование вокальных навыков и умений.
Исследование современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности
- звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе;
- звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы;
- развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка;
- струнная музыка развивает у человека чувство сострадания;
- регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды (С. А. Шушаржан).
Использование приёмов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.