МААМ-картинки

Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возраста

Татьяна Бойчук
Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возраста

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт и другие факторы агрессивно воздействуют на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка;подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно - оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образы жизни.

Публикация «Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Валеология - это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.

Главная задача-научить человека формировать и беречь своё здоровье.

Музыкально - валеологическое воспитание - это организованный педагогический процесс, целью которого является:

- укрепление психического и физического здоровья,

- развитие музыкальных и творческих способностей,

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Музыкально - валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:

1. В образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения);

2. В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы);

3. В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные праздники и досуги).

Музыкально - валеологические занятия носят интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Такие занятия побуждают детей активно. на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.

Алгоритм произведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеют следующую структуру.

1. Валеологическая песенка - распевка.

2. Создание проблемной ситуации;

3. Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.

4. Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.)

Что представляет собой валеологические песенки распевки?

Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон. улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяются:

Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.

оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Игровой массаж нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать. массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы

Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.

Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

В результате внедрения системы музыкально-валеологического воспитания наблюдается тенденция

- к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ,

- повышение показателей общего физического развития детей,

- развития дыхательной системы детей;

- улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве,

- музыкальности; совершенствование вокальных навыков и умений.

Исследование современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности

- звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе;

- звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы;

- развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка;

- струнная музыка развивает у человека чувство сострадания;

- регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды (С. А. Шушаржан).

Использование приёмов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.

Публикации по теме:

Проект «Если хочешь быть здоров». Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе ПРОЕКТ «Если хочешь быть здоров» Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе Губанова Елена Ивановна – учитель – дефектолог.

Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗдоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 16:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД