Приложение МААМ

Музыкальное воспитание и обучение детей среднего возраста

Eлена Волкова
Музыкальное воспитание и обучение детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное воспитание и обучение детей среднего возраста 4-5 лет.

Музыкальное воспитание в детском саду является составной частью всестороннего, гармоничного развития личности ребенка.

Знание возрастных особенностей детей дает возможность педагогу находить более эффективные способы управления психическими процессами ребенка, в том числе и его музыкальным развитием.

Публикация «Музыкальное воспитание и обучение детей среднего возраста» размещена в разделах

Дети 4-5 лет /средняя группа/ проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность по сравнению с малышами. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определять, какая исполняется музыка : веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют /рояль, скрипка, баян/. Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос приобретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений /ходьба, бег, прыжки/ в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, упражнениях, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание и обучение осуществляется в разных видах деятельности детей : на музыкальных и физкультурных занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в ходе праздников, досугов и развлечений, а также и в свободное время.

В Программе воспитания и обучения в детском саду, по которой работает наш детский сад, в разделе «Музыкальное воспитание» ставятся конкретные задачи по каждой возрастной группе.

В средней группе предполагается дальнейшее развитие у детей интереса к музыке, желания ее слушать. Необходимо вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Музыкальное воспитание предполагает обучение детей слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, а также развитие песенного и танцевально-игрового творчества детей.

Каждый из этих разделов имеет свои задачи:

Слушание:

Формировать навыки культуры слушания музыки /не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца/. Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.

Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства : тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте /высокий, низкий в пределах сексты, септимы/.

Пение:

Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно /в пределах ре-си первой октавы/. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него /с помощью воспитателя/.

Песенное творчество:

Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы / «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»/. Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.

Музыкально-ритмические движения :

Продолжать формировать у детей навык ритмического движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с 2-х и 3-х частной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения /из круга врассыпную и обратно/, подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений / ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный/.

Развитие танцевально-игрового творчества:

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений /кружатся листочки, падают снежинки/ и сценок, используя мимику и пантомиму /зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица/. Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах :

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.

Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя».Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе. Музыка играет важную роль в формировании психики и нервной системы ребенка. Влияя на развитие эстетического вкуса, формируя умение выражать свои эмоции через мелодию, танец, пение, создавая комфортную атмосферу в отношениях между детьми и взрослыми, музыка открывает перед ребенком новый мир. РЕКЛАМА Когда начинать знакомство ребенка с музыкой Знакомство с музыкой можно начинать еще во время беременности. Подмечено, что будущие мамы, которые отдают предпочтение классической музыке, чувствуют себя лучше, спокойнее, уравновешеннее, чем женщины, избегающие такое времяпровождение. Хорошо, если во время беременности вы найдете 10-15 минут в день, чтобы насладиться музыкальным произведением. Ваше хорошее настроение создаст комфортные условия для развития вашего будущего ребенка. После рождения первый раз можно включить в комнате ребенка музыку уже на следующий день. Рекомендуется выбрать для прослушивания спокойную классическую композицию на 5-10 минут во время бодрствования малыша. Немалую роль в музыкальном развитии играет пение мамы и других взрослых. Различные колыбельные, детские песенки развивают слух ребенка, создают комфортную атмосферу. Дальнейшее знакомство с музыкой происходит через ежедневное прослушивание классических и детских произведений. В 6 месяцев можно купить ребенку набор игрушечных или настоящих инструментов для развития умения различать звуки. Хорошо предлагать занятия на развитие умения различать звучания разных предметов, предлагать создавать собственные музыкальные “произведения” крышками от кастрюль, погремушками. К 12-ти месяцам, когда ребенок научится ходить можно начинать учить малыша танцевать. Простые движения в такт мелодии хорошо способствуют развитию координации, слуха, вестибулярного аппарата. С появлением первых слов в речи ребенка, предложите ему подпевать, заканчивать знакомые песенки. Постепенно видя, как вы с увлечением слушаете, поете, танцуете под музыку ребенок будет приобщаться к этому виду искусства, формировать собственный вкус. Ближе к 3-м годам дети начинают проявлять интерес к определенным направлениям музыки, просить включать любимые композиции. Рекомендуется прислушиваться к мнению сына или дочки, позволять ему слушать то, что нравится. Вместе с появлением интереса к определенному жанру хорошо показывать и рассказывать, какие инструменты существуют, как они звучат. В 4-5 лет познакомьте сына или дочку с известными композиторами, их произведениями. Научите малыша рассуждать над эмоциями, которые чувствовал автор при написании мелодии, придумывать сюжет, подходящий для звучания. В 5-6 лет можно посетить концерт или оперу, познакомив ребенка с профессией музыканта, певца. РЕКЛАМА Музыкальное развитие ребенка зависит от желания взрослых приобщить своего сына или дочку к искусству. Не нужно читать длинных и скучных лекций по музыкальной литературе, просто научите кроху чувствовать мелодию и выражать с ее помощью свой внутренний мир. Мы подготовили для вас подборку произведений для прослушивания вместе с детьми. Вы можете воспользоваться предложенными списками или составить свой, соответствующий вашим вкусам и предпочтениям. Что предложить послушать ребенку из классической музыки : А. Вивальди “Времена года”. В. А. Моцарт: Соната №11; Alla Turka; “Маленькая ночная серенада”; “Симфония №40”; “Марш жрецов из “Волшебной флейты”; “Турецкий марш”. П. И. Чайковский: “Щелкунчик”; “Лебединое озеро”; “Детский альбом”. Л. В. Бетховен: “К Элизе”; “Ода к радости”; “Лунная соната”; “Симфония №5 до минор”; “Патетическая соната”. Ф. Шуберт: Ave Maria; «Фантазия фа минор для фортепиано в четыре руки»; «Третий из шести музыкальных моментов». И. Альбенис «Испанская сюита». И. С. Бах: «Прелюдия и фуга №1 до мажор»; «Прелюдия №1». А. П. Бородин «Князь Игорь». И. Брамс: «Венгерский танец №1»; «Симфония №3». Ж. Бизе «Кармен». К. Дебюсси «Маленькая сюита». И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае». Список классических произведений для прослушивания маленькими детьми можно продолжать бесконечно. Главное, при составлении сборника руководствоваться собственными музыкальными вкусами и создать собственный неповторимый список для развития малыша. Что предложить послушать ребенку из детских песен: “Кто пасется на лугу?” (из альманаха-сборника “Веселая карусель № 5”); “Два веселых гуся” (из альманаха-сборника “Веселая карусель № 2”); “Антошка”(из м/ф “Антошка”); “Танец маленьких утят”; “В траве сидел кузнечик”; “Облака” (из м/ф “Трям, Здравствуйте”); “Чунга-чанга” (из м/ф “Катерок”); “Голубой вагон”(из м/ф “Чебурашка”); “Песенка Львенка и Черепахи” (из м/ф “Как Львенок и Черепаха пели песню”); “Улыбка” (из м/ф “Крошка Енот”); “Песенка о лете” (из м/ф “Дед Мороз и Лето”); “Песня Чебурашки” (из м/ф “Чебурашка”). Вы можете дополнить этот список своими любимыми песнями из мультфильмов. Главное, петь их ребенку с душой и радостью, во время прослушивания улыбаться и подпевать. Какие звуки природы включать ребенку для прослушивания Шум дождя; Гроза; Прибой; Звуки леса; Пение птиц; Голоса животных; Звуки города. Музыкальное развитие — умение различать и понимать разные звуки, окружающие ребенка, способность чувствовать красоту окружающего мира. Кроме классических произведений и детских песен, включайте иногда и звуки с разных уголков мира, природные явления. Во время прослушивания определенного звукового ряда объясняйте, что слышит малыш, кто или что издает такое звучание. Советы родителям, занимающихся музыкальным образованием детей Развитие музыкальных способностей детей напрямую зависит от отношения взрослых к музыке. Наполните ваш дом любовью и уважением к классическим композициям, детскими песенками и малыш с радостью будет знакомиться с этим видом творчества. Чтобы знакомство проходило легко и весело, помните про несколько простых правил: Отношение взрослых к музыке — пример для ребенка. Если вы не любите и не слушаете с удовольствием предложенные малышу композиции, то ему они не будут интересны. Погружайтесь в мир музыки вместе с сыном или дочкой. Не стесняйтесь своих эмоций, чувств, говорите о них прямо. Покажите, как через музыку можно открывать свой внутренний мир, расскажите, как вы воспринимаете мелодию, как вы видите замысел композитора. Смейтесь, удивляйтесь, грустите вместе с малышом. Учите различать разные звуки на простых предметах. Дайте ребенку постучать об пол, потрясти всевозможные предметы, предложите поиграть на музыкальных инструментах самостоятельно и вместе с вами. Покажите, как нужно слушать музыку, полностью погружаться в процесс. Идеально создать ритуал прослушивания музыки, когда в определенное время вся семья собирается вместе, чтобы послушать и потанцевать; Не упускайте возможность развивать познания о музыке, она позволит улучшить восприятие ребенка, понять многие сложные дисциплины быстрее, легче; Не заставляйте сына или дочку заниматься или слушать музыку, если ребенок не хочет. Но и не откладывайте на потом занятия, если чадо их жаждет. Будьте терпеливы и снисходительны к своему малышу. Не стоит расстраиваться, если пока у него есть огрехи и ошибки в исполнении. Занимаясь с радостью и интересом, ваша кроха постепенно освоит все возможности, которые ему даны природой. Не думайте, что у вашего чада нет слуха, голоса или пластичности. Каждое из этих умений тренируется и приобретается через занятия и любовь. Музыкальное образование — длительный процесс, который сочетает большое количество разнообразных знаний и умений. Ваше желание вырастить доброго, умного и отзывчивого человека можно воплотить в жизнь только постоянной работой над самосовершенствованием. Если вы будете развивать себя в музыкальном плане, то ваш малыш с радостью будет повторять за вами и обязательно освоит все необходимые знания.

Публикации по теме:

Дистанционное музыкальное занятие «Где живет водица?» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Дистанционный конструкт непрерывной образовательной деятельности с детьми возраста от 3 до 4 лет на тему «Где живет водица?» Возрастная.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Дистанционное музыкальное занятие «Весёлые игрушки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста 1 слайд заставка 2 слайд М. Р. Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте уважаемые родители. Я рада приветствовать вас в своей домашней.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Музыкальное интегрированное занятие «Прогулка в зимний лес» для детей среднего и старшего дошкольного возрастаМузыкальное интегрированное занятие «Прогулка в зимний лес» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Музыкальное интегрированное занятие на тему «Прогулка в зимний лес» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель: закрепление.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье» Многие родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, объясняя тем, что их ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Но.

Музыкальное воспитание в ДОУМузыкальное воспитание в ДОУ В данной небольшой статье я хотела бы поговорить с вами о музыкальном воспитании в нашем саду. Ведь музыкальная деятельность - одна из центральных.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Видеопособие «Дошкольникам о ВОВ», ориентированное на патриотическое, музыкальное, познавательное воспитание детей 4–7 лет Видео-пособие «Дошкольникам о ВОВ», ориентированное на патриотическое, музыкальное, познавательное воспитание детей 4-7 летМузыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное воспитание и обучение детей среднего возраста
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 00:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное воспитание и обучение детей среднего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Eлена Волкова (УИ 2075373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД