Марина Микаелян
Программа экологического образования дошкольников «Мы открываем мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа экологического образования дошкольников "Мы открываем мир"
младшая группа
Введите детей в мир познаний.
Цель: Дать элементарные знания в установлении простейших закономерностей, обратить внимание на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира. Формировать понимание зависимости между внешним строение растений и животных и условиями их существования.
Публикация «Программа экологического образования дошкольников „Мы открываем мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Мир удивительных открытий
Что значит живое и неживое?.
Знакомство с неживой природой: песок, глина, камень, горы; реки и озера, оря; луна, солнце, облака, звезды.
Знакомство с растительным миром: цветы, трава, кусты, деревья, растения, леса, поля, луга.
Знакомство о животным миром: насекомые, птицы, рыбы, домашние и дикие животные.
2. Растения всякие нужны -
растения всякие важны
Что у растения есть?. Корни, ствол, стебель, почки, листья, цветы, семена, плоды.
Осторожно: они живые! Растут, размножаются, двигаются.
Что мы о них знаем?. Цветут, имеют запахи, желтеют, сохнут, вянут и т. д.
Где они растут?. В поле, в лесу, на дне реки, аквариума, в комнате и т. д.
Зачем они нужны?. Лечат, очищают воздух, используются в пищу, защищают от солнца, ветра, дождя; ими можно любоваться.
3. Животные - наши соседи на планете.
Мои лучшие друзья
Хочу все знать! Животные питаются, двигаются, дышат, защищаются, имеют повадки, дают потомство.
Кто где живет?. В лесу, реке, болоте, озера, море, на деревьях, в комнате и т. д.
4. Ребенок открывает мир
Мы и они живые! Дышим, двигаемся, питаемся, размножаемся, растем, издаем звуки и т. д.
Чем мы похожи на них?. Имеем голову, конечности, кожный, волосной покров, внутренние и внешние органы, болеем радуемся и т. д.
Почему я расту?. Пища, вода, свет, тепло, уход и любовь взрослых.
Я все узнаю! строение и функции частей тела: для чего глаза, уши, рот, ноги и т. д.
5. Природа рядом со мной
Познакомимся с ней поближе. Аквариум, огород на окне, уголок леса на участке.
Давайте научимся любить ее и заботится о ней! Условия жизни: свет, тепло, вода, почва.
Забота и уход: поливать, рыхлить, кормить, чистить, заготавливать корма, выращивать зеленую рассаду, привлекать птиц на участок - кормушки, скворечники.
Как мы все узнаем?. Трудимся, наблюдаем, отдыхаем, читаем книги.
Программа экологического образования
дошкольников "Мы открываем мир"
средняя группа
Цель: Развивать стремление обнаруживать связи между изменением в жизни растительного и животного мира и состоянием погоды. Учить наблюдать явления природы, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях представления о ее целостности и единстве, учить выделять существенные признаки, свойственные всем живым организмам.
1. Земля - Наш Общий Дом
Где мы живем?. Представление о Земле как планете: она кругла вращается, на ней моря, океаны, реки, суша.
Щедра природа на выдумки!. Представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь; о смене времен года, их характеристика: осень, зима, весна, лето; подготовка живых организмов к сене времен года: спячка, линька, отлет птиц, листопад, цветение и т. д.
Что такое родная природа?. Ознакомление с ландшафтом, растительным и животным миром данной местности.
Тайна природы. Радуга, облака, туман; гроза, шторм, ураган, буря и т. д. Наблюдение за состоянием погоды: дождь, снег, туман, иней и т. д. Ведение календаря природы. Состав почвы и ее свойства глина, песок, каменистые породы, остатки растительного и животного мира - торф.
2. Как прекрасен мир растений!
Посмотри и удивись!. Особенности среды обитания и строения аквариума, болота, реки, леса, пустыни и т. д.
Хорошо ли живется растениями?. Приспособлением растений к условиям внешней среды: различные потребности в свете, влаге, воздухе, более вянет, сохнет, желтеет, погибает.
Новые открытия! Размножаются вегетативным способом: листом, ростками, клубнями, семенами, усами, черенкованием. Двигаются, питаются, цепляются, поворачиваются.
Они необыкновенные!. Съедобные, ядовитые, лекарственные; вьющиеся; хвойные, лиственные; колючие, жгучие; хищные; имеющие запахи, цветут, дают плоды.
3. Тайны мира животных
Как живется животным?. Взаимосвязь со средой обитания: в реке море; на суше, в щелях, под камнями, в дупле, норе, под корнями и адаптация к смене времен года: линька, спячка, приближение к жилью человека, сезонные перемещения.
Какие они раньше!. Различные потребности в свете, влаге, воздухе, температуре. Болеют, грустят, радуются, сердятся, погибают.
Если ли у них секреты?. Приспособление к среде обитания внутренних и внешних органов: жабры, плавники, хвосты, клюквы, языки, колючки, шерсть, уши, перья, крылья, копыта и т. д. Размножения: звери - живородящие; рыбы мечут икру; птицы откладывают яйца; насекомые откладывают яйца, появляются личинки, куколки. Способы передвижения: прыгают, ползают, летают, бегают, скачут и т. д. Способы защиты: сворачиваются, шипят, кричат, убегают, кусают, маскируются и т. д. Нуждаются в защите, помощи, охране. Отличие от человека - не владеют речью.
Это интересно!. Представление о видах: домашние и дикие животные птицы, насекомые, рыбы, морские и речные.
Забота о потомстве. Добыча пищи, вскармливание, обучение повязкам, поддержка чистоты тела и жилища.
Какую приносят пользу? Их используют как помощников в работе, на охоте; они уничтожают вредителей лесов и полей; дают шерсть, мясо, молоко, мех и т. д.
4. Учить любить себя!
Как я расту?.Ребенок рождается, ест, пьет, кричит, ползает и т. д., овладевает речью, ходьбой; ощущает жару, холод, голод, боль, страх и т. д., у человека голова, ноги, руки, туловище, сердце, кровеносные сосуды, кровь, нос, легкие, желудок; признаки пола.
5. Музей под открытым небом
Сохранение естественного ландшафта лесов, полей, рощ, лугов, рек и т. д.
Теплицы, оранжереи, зоопарки.
Очистка воды, воздуха, территорий на предприятиях города.
Кладовая родного края: лекарственные травы, грибы, ягоды, рыба и т. д
Места хватит всем!. Для отдыха есть скверы, парки, пляжи; природа - источник эстетического наслаждения: прогулки, выстави, музей, кинофильмы, чтение литературы.
Не навреди!. Выращивание и сбор урожая фруктов, овощей, зерна, разведение цветников, клумб, посадка кустарников; изготовление гербария; заготовка природного материала, корма для птиц.
Программа экологического образования дошкольников "мы открываем мир"
старшая группа
Учите детей мыслить!
Цель: Углублять природоведческие знания, развивать поисково-следовательскую деятельность. Учить идентифицировать себя с окружающим миром природы, выделять новые качества, свойства природных объектов, устанавливать между ними сходства и различия, по - новому смотреть на то, что раньше казалось обычным и хорошо знакомым.
1. Наблюдаем, рассуждаем, познаем
Это нужно всем! Условия жизни: солнце, воздух, вода, почва. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное.
Секреты природы. Определять изменения в состоянии погоды по барометру; по появлению облачности, направлению и силе ветра, по изменению температуры, народным приметам. Явления природы: тайфуны, смерти, циклоны, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, метеориты.
Таинственный космос. Планеты солнечной системы: Солнце, Земля, Луна, Сатурн, Венера, Марс, Юпитер. Исследование космоса: спутники, комические корабли.
Познаем тайны природы! Закономерности смены дня и ночи, долгота дня и ночи, смена времен года.
Союз трех миров. Причинно - следсвенные связи всего живого в зависимости от климата и среды обитания. Знакомство с растительным и животным миром и экологическими системами : пустыня, тундра, джунгли, степи, поля, леса, луга, моря.
2. Среди запахов и звуков
А растения полезны? Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород, лечат, их употребляют в пищу.
Не перестаю удивляться! Разнообразие растительного мира и экологических систем : растения луга, леса, поля, моря, озера, болота, пустыни и т. д.
Как разгадать их загадки? Изменение растительного мира в связи со сменой времен года: рост, сокодвижение, появление листьев, увядание, сбрасывание листвы и т. д.
Какое у них потомство? Способы размножения: семенами - разносятся ветром, водой, на шерсти, и на лапах животных; луковицами, клубнями, отростками, листом.
Природа- источник познания. Среда размножения: семенами - разносятся ветром, водой, на шерсти и на лапах животных; луковицами, клубнями, отростками, листом.
Природа - источник познания. Среда обитания: в овраге, в пещере, в горах среди камней в болоте, реке, озера, на деревьях и пнях, на клумбах и т. д. Они питаются минеральными солями, за счет других растений - ''паразиты'' Опыляются при помощи насекомых, ветра.
3. Животные - загадочные жители земли
Что важнее и нужнее? Опорно - двигательная система: кости, суставы, мышцы; пищеварительная система: ротовая полость, пищевод, желудок, печень, кишечник; сердечно - сосудистая система: сердце, сосуды, кровь, кровообращение; нервная система: головной, спинной мозг; дыхательная система: нос, носоглотка, трахея, бронхи,легкие; выделительная система - органы выделения; репродуктивная система: половые органы.
Приглядишься и все увидишь! Животные испытывают чувства холода, голода; переживают, радуются; отличаются способами приема пищи и передвижения; обладают защитной реакцией; дают потомство и заботятся о нем; болеют, умираю.
Что у нас общее? Появляемся из клетки; дышим, питаемся, спим, двигаемся, болеем; даем потомство, внутренние органы; : сердце, печень, легкие, почки и т. д. ; пять органов чувства: вкус, зрение, слух, обоняние, освязание эмоции: страх, боль, радость, печаль, агрессия.
Хорошо ли им живется? Способы приспособления к среде обитания: маскировка по окраске, форме, размеру, разнообразные способы передвижения, питания, защиты, выведения потомства. Животные травоядные хищные, всеядные.
4. Человек есть тайна!
Все живое начинается с клетки. Понятие о клетки. Как я родился.
Из чего мы состоим? Клетка, ткань, орган, расположение органов: сердце, печень, желудок, легкий.
Каждому нужно знать! Строение органов пищеварения: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень, дыхание: нос, трахея, бронхи, легкий, кровообращения : кровь, сосуды, вены, сердце выделения и размножения. Гигиена, профилактика болезней, травматизма.
5. Жизнь дана на добрые дела
''Красная книга'' родного края. Редко встречающиеся растения: ландыш, купальница, белая лилия, огонек и т. д. изготовление гербария
Кто о них заботиться? Ботаник, охотник, зоолог, лесник.
Встречи с природой. Отдых на природе целенаправленный, бескорыстный труд, зоологические сады, заповедники, рощи, парки, сосновые боры. спортивные площадки, и т. д.
Наш Общий Дом. Сбор ягод, грибов, орехов, трав в определенные сроки, соблюдение правила пожарной безопасности.
Программа экологического образования
дошкольников ''Мы открываем мир''
подготовительная группа
Будьте воспитателями ума каждого ребенка!
Цель: Расширять и закреплять знания детей о мире природы как целостной взаимосвязной системе, для нормального существования корой нужны все его звенья, независимо от того, вредны они или поле человеку; о необходимости биологического равновесия в природе. Подать находить противоречия между сложившимся опытом и вновь полученным знаниями.
1. Загадочная планета
Как это начиналось? Гипотезы появления жизни на земле.
Планета Земля что это? Атмосфера - кислород, углекислый газ. Гидросфера - реки, моря, океаны, ледники. Круговорот воды в природу выпадение осадков - испарение. Как появляются ветра, дожди, град, снежинки, гроза, тучи, радуга.
Природа - мир загадок. Взаимовоздейсвие растительного, живого мира, человека и причино - следственные изменения в них поведение. Пусть будет прочен наш союз! Ознакомление с природными зон Земля, их климатом, пятью континентами; Северным и Южным полюсом; сторонами света.
Это просто фантастика! Освоение космического пространства с помощью спутников; определение погоды, оказание помощи сельскому хозяйству, космическая связь с любой точкой планеты, военные цели, полет человека в луну, выход в открытый космос и т. д.
2. Неповтаримы мир растений
Наблюдая- познаем! Они состоят из клеток. Почему они зеленые.
Служат местом откладки яиц разных насекомых. Разновидности прямые, стелющиеся.
''Живые барометры"По характерным признакам ''поведения'' определять изменения в состоянии из клеток: выделяют влагу, закрываются, закручивают или раскручивают листья.
Они все разные. Разнообразие растений родного края.
3. Любить животных- любить себя!
Животные - наши друзья. Виды млекопитающих, пресмыкающихся, новодных, рыб, насекомых, птиц.
Любишь то, что хорошо знаешь. Развитие животных до и после.
Учись наблюдать! Умей читать следы. Открытия, сделанные человеком на основе наблюдений за летучими мышами, стрекозами, пчелами, равьями и т. д.
Смотри и примечай! Предсказывать погодные изменения поведения животных: затихают, прячутся, издают звуки и т. д.
Как интересно вокруг! Зависимость строения органов от условии существования!
4. Кто я такой?
Откуда я появился? Развитие ребенка и до и после рождение: увеличивается и развивается мозг; происходит овладение речью, ходьбой, развивается память, мышление.
Из чего мы состоим? Системы пищеварения, дыхания, кровообращения; размножения и выделения. Общее строения глаза, носа, языка, уха, мозговых центров.
Как же так? Развитие человека возможно только в человеческом обществе, иначе человек уподобляется животному.
Помоги себе сам! Гигиена, профилактика болезней, травматизм.
Состав пищи: разнообразие, количество, витамины. Учись правильно дышать: неглубокий вдох через нос; потребность в свежем воздухе. Сиди прямо, читай при хорошем освещении и т. д.
5. Наша Земля- наше богатство.
Подземные кладовые. Соблюдения правил добычи полезных ископаемых, золота, алмазов и т. д. рациональное их использование.
Будь хозяином родного края! Сохранение естественных ландшафт ботанические сады, заказники, питомники, охотничья угодья.
Учись защищать природу! Лесозащитные полосы; химические средства; своевременный отлов птиц, ловля рыб, охота на зверей.
Пожалуйста тиши! Отдых на природе труд, лесопарки, зоны турестических маршрутов, дома отдыха, минеральные источники, лечение водой, грязи и т. д.
''Красная книга'' Земля. Редкие и исчезающие виды растений, насекомых, животных и их географическое месторасположение.
Спешите делать добро! Осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, изменение русла рек, городские свалки ведут к вымиранию растительного и животного мира.