Людмила Сырнева
На улице согласных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
3. Развивать память, внимание.
Ход занятия:
Сюрпризный момент: Дети встречают своих любимых игрушек –Ёжика, Лисенка и Мудрую Сову.
1. Дети слушают рассказ воспитателя:
"ЧАЧ-Ч-Ч", - так знакомо и успокаивающе стучали колеса игрушечного поезда во время ночной поездки по улицам города Звуков, навевая Ежику и Лисенку сладкие сны.
Сквозь сон они почувствовали, что поезд вдруг остановился.
Публикация «На улице согласных звуков» размещена в разделах
Потом до их ушей донеслось какое-то шептание, а затем громкий голос Мудрой Совы: "Просыпайтесь, друзья! Я нашла дом, где мы можем переночевать".
Зевая и протирая глаза, Лисенок и Ежик вышли из своих вагончиков и увидели, как какой-то звук (в темноте его было трудно разглядеть) приглашает их к себе в дом. Игрушки охотно приняли это приглашение и поспешили перебраться в уютные постельки гостеприимного хозяина.
Уже засыпая, наши путешественники услышали знакомое постукивание колё с: "Ч-Ч-Ч-Ч". "Что это? - встрепенулся Ежик. - Уж не собрался ли наш поезд от нас уехать?" "Не волнуйся, это не поезд, - успокоила его Мудрая Сова. - Это хозяин дома поет нам колыбельную песню".
- Как вы думаете, в доме какого звука ночевали игрушки?
- Сегодня мы поговорим о звуке [Ч'].
2. - Картинка, где изображено, как стучали колеса поезда, обозна-
чает звук [Ч'].
- Что делает язык во время произнесения этого звука?
- Покажите на рисунке хозяина домика и определите по его головному убору и башмачкам, какой это звук. (Согласный, глухой, мягкий.)
- Как вы об этом Догадались?
- Выложите слоги: АЧ - ЧА - 40 - 04 - УЧ - ЧУ - ЧИ - ИЧ.
3. Работа со звуком /Ч/
- Каким цветом обозначается звук [Ч']?
- Определите, в какой части названия картинок слышится звук [Ч'], и закрасьте зеленым цветом соответствующие клеточки.
- Какое слово самое длинное, а какое самое короткое? (Черепаха, ключ.)
4. Работа с карточками.
- Назовите каждую картинку ласково. Обведите только те картинки, в ласковых названиях которых есть звук [Ч']. (КуроЧка, крюЧоЧек и т. д.).
Физкультминутка.
Четыре Анюточки
Четыре АнюТочки, Чок-чок-чок
Не устав ничуточки, Ставим ручки на бочок
Пляшут третьи суточки И пойдем на пятках,
Все под прибауточки: А потом вприсядку.
(По Е. Благининой)
(Дети делают танцевальные движения, хлопают в ладоши, ставят руки на пояс и идут по кругу на пятках, затем гусиным шагом.)
5. - "Прочитайте" слова, добавляя пропущенные гласные звуки, и со-
едините их стрелками с соответствующими картинками. (Ночь, ту-ча.)
- "Прочитайте" слоги и пронумеруйте их в том же порядке, как они
следуют в названии картинки. (Чем-пи-он.)
- Решите "примеры". (Тум-бочка, чай.)
6. Работа с буквой Ч.
- Это буква "че". Какой звук она обозначает?
- Каким цветом вы заштрихуете эту букву?
- На какую цифру она похожа?
Да, вы правильно решили; Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья. Буквы путать нам нельзя.
(В. Степанов)
- На что еще похожа эта буква?
- "Превратите" одну букву Ч в вилку, а другую - в флажок.
7. - Картинка, где изображено, как чистит щетка, обозначает звук [Щ'].
Что делают губы и язык во время произнесения этого звука?
-Покажите на рисунке звук [Щ'] и определите по его обуви и головному убору, какой он. (Согласный, глухой, мягкий.)
- Как вы об этом догадались?
- Выложите слоги: ЩА - АЩ - ОЩ - Щё - ЩУ - УЩ - ЭЩ - ЩЕ - ЩИ - ИЩ.
- Какие слова начинаются на ЩА (щавель, Щё (щётка, щёки, щёлкать, ЩЕ (щепка, щель, щебет, ЩИ (щипцы, щиплет, щи, ЩУ (щука, щупальца, щуриться?
8. Работа со звуком Щ/.
- Каким цветом обозначается звук [Щ']?
- На рисунке изображены схемы слов. Объясните, что обозначает первая схема. (Это значит, что звук [Щ'] слышится в начале слова.)
- Название какой картники подходит к первой схеме? (Щенок.)
Далее дети объясняют остальные схемы и подбирают к ним соответствующие картинки. Можно также предложить детям соединить картинки стрелками с соответствующими схемами.
- Чем отличаются слова: щу-ка и ще-ка, лещ - клещ, овощ - хвощ, я-щик - ям-щик, щепка - прищепка, бор - борщ?
Физкультминутка.
Щетки
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой - башмаки,
Этой щекой чищу брюки.
Все три щетки мне нужны.
(Дети показывают, как они пользуются щетками)
- "Прочитайте" слова, добавляя недостающие звуки. (Щу-ка, ще-нок, щет-ка, ве-щи, пи-ща, и-щей-ка.)
- Почему некоторых собак называют ищейками?
- Как можно назвать одним словом все, что нарисовано на картинке? (Овощи.)
- "Прочитайте" вместе звуковые обозначения. (ОВО).
- Какое слово получится, если от названия картинки отнять эти звуки? (Щи).
- Что такое щи?
- Выложите это слово и"превратите" его в названия следующих картинок. (Щит, щетка).
9. - Положите перед собой обозначения звуков [К], [Щ'], [И], [Я].
- Разложите их по порядку, чтобы получилось слово. (Ящик.)
(Если дети не могут составить слово, воспитатель называет им. первый звук, а при необходимости и второй.)
10. Работа с буквой Щ.
- Это буква "ща". Какой звук она обозначает?
- Каким цветом вы ее заштрихуете? Почему всю букву зеленым?
- На что похожа эта буква?
На расческу Щ похожа. Буква Щ поможет нам
Три зубца всего. Ну что же! Чистить зубы по утрам.
(Е. Тарлапан) (В. Степанов)
- Сегодня мы говорим о звуках [Ч'] и [Щ'].
Вопросы: - Сравните звуки [Ч'] и [Щ']. Какой из них произносится отрывисто, а какой можно долго тянуть?
- Что общего у этих звуков? (Согласные, глухие, мягкие.
10. - Добавьте в конце слова звук [Ч'] или [Щ'] : товари (щ, клю (ч, сила_, бор_, вра_, кле_, гра_, плю_, хря_, лу_, ве_, до_, хво_.
- Добавьте в конце слова слог ЧА или ЩА: встре (ча, пи (ща, зада _, ро _, ку _, гу _, Све _, да _, ча _.
- Добавьте в конце слова слог ЧИ или ЩИ: кри (ЧИ, пи (ЩИ, мол _, тре _, мя _, ве _, све _, ово _, гра _ ,вра _, кле _, кирпи _, труба _.
- Добавьте в конце слова слог ЧУ или ЩУ: сту (чу, та (щу, ветре _, про _, кри _, уго _, вер _, тре _.
Физкультминутка.
Чудовище
Живет в норе чудовище.
Хранит в лапищах сокровище.
У чудовища - длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Черны у него глазищи,
Блестящи его усищи!
(Дети изображают, как страшно чудовище.)
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище это -мышка!
Пещера - мышкина норка.
А сокровище - хлебная корка!
11. - Скажите со словом еще; сладко (еще слаще, чисто (еще чище, легко, просто, густо, часто, крепко.
Итог занятия: Чем отличаются звуки /Ч/ и /Щ/?
Назовите слова со звуком /Ч/, потом /Щ/.
В какие игры мы сегодня играли?