Ирина Царева
Конспект наблюдения за признаками ранней и поздней весны в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдаем за признаками ранней и поздней весны в подготовительной группе.
Дети дошкольного возраста проявляют особый интерес к окружающей природе, ее элементам и явлениям. Домашние уроки на тему: «Времена года», должны научить ребенка различать характерные признаки весны, лета, осени, зимы. Хорошо, если занятия будут базироваться на совместных наблюдениях и наглядном закреплении материала.
Публикация «Конспект наблюдения за признаками ранней и поздней весны в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Признаки весны
- Признаки весны. Наблюдения на прогулке
- Темочки
Весна - время года, похожее на раннее утро. Природа пробуждается от зимнего сна. Солнечные лучи начинают прогревать замерзшую землю. Все вокруг оживает, наполняя воздух веселым звучанием.
Еще дают о себе знать последние морозы, но уже можно отметить три первых признака наступающей весны :
Таяние снега Дни становятся немного теплее, и лежащий на обочинах снег начинает оседать. Его верхний слой твердеет, образуя плотную наледь. Талый снег приобретает сероватый оттенок и постепенно превращается в ручейки.
Звон капели Одновременно с сугробами начинают оттаивать сосульки. Капельки воды, падающие с крыш, звенят, разбиваясь об асфальт и образуя многочисленные лужицы.
Переменчивость погоды Ранней весной погода часто меняется. Зима не спешит отступать, за окном часто можно увидеть снег или дождь. Возможны заморозки. Однако солнце появляется все чаще, и на смену холодам приходят более теплые дни. Постепенно их становится все больше.
Изменение в живой природе.
Началу весны радуются растения, животные, птицы, насекомые. Интересно понаблюдать, как представители живой природы реагируют на весенние перемены.
Растения.
Под действием солнечного тепла и света начинает просыпаться весь растительный мир. Почва становится теплой и влажной - это благоприятные условия для развития растений. Питательные вещества, накопленные в корнях, перемещаются в «вершки».
В это время наблюдаются такие процессы :
- Появление ранней травы.
- Прорастание первоцветов (подснежников).
- Набухание почек на деревьях и кустарниках.
- Пробивание зеленых листочков.
- Цветение растений.
Животные.
С наступлением весны дикие звери начинают проявлять повышенную активность. Это связано с потеплением и обнаружением в лесной среде достаточного количества корма.
Весенний период жизни четвероногих характеризуют такие явления:
- Пробуждение животных, впадающих в зимнюю спячку (медведей, барсуков, ежей).
- Рождение детенышей (зайчат, бельчат, лисят, волчат) и вскармливание их молоком.
- Активное добывание «взрослой» пищи: травы, молодых побегов, коры деревьев, насекомых.
- Линька - смена густой зимней шерсти на более редкую, у некоторых животных (таких как заяц, белка, песец, горностай, ласка) сопровождается изменением цвета.
- У рогатых представителей (лосей, косуль) отрастание новой пары рогов.
Птицы.
В среде пернатых также можно наблюдать существенные перемены:
- Возвращение перелетных птиц (грачей, скворцов, жаворонков, чибисов, ласточек, кукушек, стрижей, аистов).
- Сооружение гнезд.
- Высиживание яиц и вскармливание птенцов.
- Смена оперения у некоторых разновидностей (например, у куропаток белый перьевой покров заменяется буро-серым).
- Радостное птичье пение с раннего утра до самого вечера.
Насекомые.
С приходом весеннего тепла появляются первые насекомые. Раньше всех просыпаются мухи, комары, бабочки. В скором времени можно заметить пчел и шмелей, собирающих с молодых цветков сладкий нектар. В разгар сезона появляются божьи коровки, готовые защищать растения от вредных насекомых. Когда же станет совсем тепло, в парках и скверах можно увидеть настоящего майского жука.
Для закрепления полученных ребенком знаний стоит воспользоваться иллюстрациями на тему «Вот весна какая!».
Подручным материалом могут служить:
- Тематические рисунки.
- Разрезные картинки.
- Карточки с изображениями по теме.
На иллюстрациях могут быть представлены:
- Весенние цветы.
- Перелетные птицы.
- Насекомые.
- Сюжеты из жизни животных в весенний период.
Можно предложить ребенку нарисовать весну так, как он ее представляет, а затем вместе с ним обсудить детали рисунка. Будет уместным разучить с малышом несколько коротких стихотворений по теме, после чего подобрать к ним подходящие изображения. Иллюстрации в виде аппликаций можно сделать своими руками, воспользовавшись разрезными картинками. Хорошо заранее подготовить загадки о весне вместе с разгадками, изображенными на небольших карточках.
Познавательные способности детей максимально раскрываются при использовании наглядных материалов, особенно если серьезный урок проводится в легкой игровой форме.