Папки-передвижки

Наблюдение — средство развития познавательной активности детей (14 фото)

Татьяна Плотникова
Наблюдение — средство развития познавательной активности детей

Наблюдение - средство развития познавательной активности детей.

ФГОС ДО определяет одно из важных направлений развития - познавательное развитие. Их задачи направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; на формирование познавательных действий, на становление сознания; на развитие воображения и творческой активности и формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношения,об особенностях природы.

Публикация «Наблюдение — средство развития познавательной активности детей» размещена в разделах

Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей, прежде всего в форме «игры, познавательной и исследовательской деятельности».

Познавательная деятельность детей 3-5 лет осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, коллекционирование, путешествие во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии по территории детского сада, решение проблемных ситуаций, исследование, игры (сюжетные, с правилами).

Цель работы:

- раскрыть значение наблюдения в ознакомлении детей с природным миром. Гипотеза: у детей дошкольного возраста можно добиться правильного восприятия природы если при планировании работы учитывать индивидуальные особенности воспитанников, уровень их развития и практический опыт; При каждом наблюдении давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления; Стимулировать детскую любознательность, учить детей видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы; Использовать разные виды наблюдений по ознакомлению дошкольников с природой.

Задачи работы:

- определить сущность понятия "наблюдение"; - рассмотреть виды и структуру наблюдений; - выявить уровень знаний младших дошкольников о живой и неживой природе;

Во время прогулок с детьми я обратила внимание на то, что детей интересуют деревья, листья, кусты. Приносили мне листочки и интересовались: почему листья разные, почему они разного цвета и формы, и почему падают на землю, почему у деревьев стволы разного вида, цвета.

Во время наблюдений, дети с трудом запоминали названия деревьев, многие путали их, поэтому я решила разработать экологический проект по знакомству с деревьями: «Наши деревья в разное время года». Дети должны знать свою родную природу, любить ее и заботиться о ней.

Наблюдение — средство развития познавательной активности детей

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития.

Объектами наблюдений могут быть :

- Живая природа: растения и животные; - Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи) - Наблюдения за трудом взрослых - дворника, шофера, строителя и т. д.

Решению поставленных задач способствуют разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, дидактические игры, экскурсии, чтение литературы по данной теме, сбор гербария, художественно - эстетическое творчество, уход за деревьями, растениями, птицами.

Наблюдение развивает в детях пытливость, любознательность. Мы поддерживаем интерес детей к приметам времени года, задаем вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения закрепляем последующими зарисовками, рассказами о увиденном. Использование стихотворений, рассказов, сказок на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от прогулки. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке мы периодически обращаем внимание детей на цветовую гамму окружающих деревьев на площадке детского сада.

Наблюдение - это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Развитая деятельность наблюдений характеризуется наличием качеств, обеспечивающих их высокую результативность: умение понять познавательную задачу, принять план наблюдения, отвечать на вопросы взрослых, самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых условиях. И наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство ими со стороны воспитателя. Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей. Основные представления, накопленные детьми в дошкольном возрасте - это образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами. Дошкольники очень любознательны, тянуться к новым знаниям, им интересно все вокруг. Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

В течение года мы проводим наблюдения на территории детского сада, на участке группы во время прогулки. Дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т. д. Во время наблюдений мы помогаем ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять ее. В зависимости от того, за чем мы наблюдаем, наблюдения могут быть кратковременными, продолжающимися несколько минут, например: за птицей у кормушки, за бабочкой, сидящей на цветке, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель. Продумываем и используем специальные приемы, организующие активное восприятие детей : задаем вопросы, предлагаем обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Фото №1 Наблюдение средство Фото №2 Развитие ребенка

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых представлений. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, воспитатель должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.

Детей привлекаем к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядка на прогулочном участке. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое мы задаем еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная нами, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, моменты соревнования.

Фото №3 Материалы для педагогов развития познавательной активности детей

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. А чтоб разнообразить и скрасить монотонную деятельность предлагаем детям отгадать загадки.

На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи. Так мы задаем детям вопросы, загадываем загадки, предлагаем обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Рассматривание растения, дерева начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, ствол, корни, ветки, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные представления.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии и в разное время года. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитании.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей, обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. С младшими детьми планируем кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т. к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво.

В средней группе предусматриваем знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры – поручения, типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др. На экскурсии наблюдение организуем со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы проводим наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных нами целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) итоговым.

Подготовка к наблюдению. Прежде всего определяем место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбираем объект для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Подготавливаем все необходимые в ходе наблюдения предметы : лейки, грабли, лопатки, увеличительное стекло.

Наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы во время наблюдения, часто используем раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми. Проводя такие мероприятия, необходимо учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно : рост и развитие растений, установление их основных изменений, сезонные наблюдения, Организуя длительное наблюдение, необходимо знать основные этапы (стадии) роста и развития растения. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Наблюдение за ростом растений начинается ещё в группе, где происходит посадка рассады. А благодаря «Огороду на окне» наблюдение за ростом посаженных растений становится намного интереснее и увлекательнее, так как дети ежедневно ухаживают и наблюдают за ними. Рассаду овощей высаживаем на приусадебном участке детского сада, где дети продолжают свои наблюдения за ростом растений, созреванием плодов, участвуют в уборке урожая. Начиная с младшей группы, дети с интересом следят за тем, как из семян появляется росточек, как распускаются первые листочки. Детей знакомят с необходимыми условиями для роста растений — свет, тепло, земля, вода. Весной совместно с детьми, рассаду цветов высаживаем в клумбы на территории детского сада. Клумбы с цветами используются для длительных наблюдений — цветок растёт, появляется бутон, бутон распускается и превращается в цветок и т. д. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребенку.

Фото №4 ФГОС ДО определяет одно из важных направлений развития познавательное развитие Фото №5 Публикация Наблюдение средство развития познавательной активности детей размещена в разделах Развитие ребенка

Перспективный план наблюдений за деревьями. 1. «Какие разные деревья». Обратить внимание детей на деревья берёзу, клён и дуб, и спросить одинаковые они или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола). 2. «Стройная берёзка». Показать, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные. 3. «Красивый клён». Найти у клёна ствол и ветки, сравнить с берёзой. Рассмотреть листья клё на: резные, очень красивые, желтые, зелёные, оранжевые, красные. Обратить внимание, что клён очень красивое дерево. Предложить детям подойти к клёну, потрогать его ствол, показать ветви, обойти его кругом, полюбоваться его красотой. 4. «Кудрявая рябина». Найти у рябины ствол и ветки, сравнить с берёзой и клё ном: отметить, чем похожи и чем отличаются. Отметить, что листья рябины отличаются от других. У рябины плоды – гроздья ягод. Спросить, какое дерево им нравится больше, почему. Обойти вокруг рябинушки, полюбоваться её красотой. 5. «Пушистая елка». Показать, что у елки тоже имеется ствол. Обратить внимание на то, что у елки нет листьев. Но есть колкие иголочки. Предложить детям сравнить листик дерева (на ощупь) и иголочки у елки. Предложить определить какой запах у листиков разных деревьев и иголочек елки. Сравнить елку с другими деревьями и отметить сходство и различие (форма, цвет). 6. «Кора». Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях: берёза, клён, рябины, елки и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре. 7. «Падают-падают листья…» Осенью обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья - опали; опавшие листья: разноцветные, разной формы. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья; сравнить листья по цвету, размеру и определить с какого дерева. Отобрать с детьми самые красивые листья, спросить, почему они нравятся детям. Предложить детям походить по листьям послушать, как шуршат; сделать вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими.

8. «Как деревья готовятся к зиме?» Рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни. 9. «Роль птиц в жизни деревьев». Отметить какую пользу они приносят деревьям, бывает ли вред от птиц? Формировать бережное, заботливое отношение к птицам. 10. «Роль человека в жизни деревьев». Рассказать детям о необходимости участия в жизни деревьев, уходе за ними и пользе от бережного отношения к нию Привлекать детей по уходу за деревьями в разное время годя. Учить их видеть результаты своего труда. 11. «Из истории использования древесины». Рассказать детям, что из древесины делают бумагу. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать? Надо бережно относиться к книгам, старые книги аккуратно заклеить, отремонтировать. 12. Закрепить полученные знания детей : индивидуальными беседами; дидактическими играми; - экскурсиями детей с родителями и целевыми прогулками; трудовой деятельностью; продуктивной художественной деятельностью: рисование, аппликация, лепка. Рассматриванием репродукций, картин, открыток; опытно-исследовательская работой; чтением художественной литературы и прослушиванием музыкальных произведений, просмотром познавательных фильмов и мультфильмов. Наблюдения с детьми 3-5 лет занимают не более 7-10 минут, они яркие, интересные. Проходят ежедневно, но каждый раз детям предлагаются разные объекты для рассмотрения. Продумываем и организацию детей : как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему. Предусматриваем и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой : - у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; - сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы; - сформированы начала экологической культуры детей; - дети получают практические знания по охране природы; - развиваются речевые навыки детей - дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший проект декабрь Согласно пункта ФГОС ДО содержание дошкольного образования реализуется в формах специфических для детей прежде всего в форме игры познавательной и исследовательской деятельности Цель работы раскрыть значение наблюдения в ознакомлении детей с природным миром Приносили мне листочки и интересовались почему листья разные почему они разного цвета и формы и почему падают на землю почему у деревьев стволы разного вида цвета Во время наблюдений дети с трудом запоминали названия деревьев многие путали их поэтому я решила разработать экологический проект по знакомству с деревьями Наши деревья в разное время года Дети должны знать свою родную природу любить ее и заботиться о ней Наблюдение это специально организованное воспитателем целенаправленное более или менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира установление свойств и качеств структуры и внешнего строения предметов причин изменения и развития
Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение — средство развития познавательной активности детей
Опубликовано: 31 декабря 2020 в 15:32
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД