МААМ-картинки

Наблюдения на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Любовь Григорьева
Наблюдения на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Наблюдения на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.

Одним из основных средств формирования у дошкольников представлений об окружающее мире является природа – все то что нас окружает: земля, вода, камни, растения, животные. В процессе ознакомления с природой дети открывают для себя окружающий мир.

Публикация «Наблюдения на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Месяц Тема Цель наблюдения

сентябрь

Отметить состояние погоды Формировать понятия о смене погоды в течение дня.

Сезонные изменения в природе осенью. Формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона.

За рябиной осенью, рассмотреть созревшие ягоды. Продолжать наблюдение за рябиной осенью; учить находить сходство и различия красной и черной смородины.

За стаями птиц. Обратить внимание на стайки летающих птиц. Птицы готовятся покинуть свои гнездования.

Солнце-источник тепла и света. Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать.

За пауком на паутине. Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни; формировать интерес к окружающему миру.

За крапивой. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Наблюдение в огороде за морковью и свеклой. Учить проводить сравнительный анализ овощей; закреплять представления о характерных особенностях овощей, называть условия, необходимые для их роста.

Рассмотреть березу и рябину, созревшие семена и ягоды. Продолжать наблюдение за деревьями осенью. Учить находить сходство и различия березы и рябины.

Наблюдение за грибами вешенками на рябине. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.

Отметить состояние цветника: рассмотреть цветы циннии и календулу, сравнить. Рассмотреть строение цветов и их различие. Полюбоваться их красотой.

Наблюдение за сбором урожая в садах. Расширять знания детей о труде людей. Прививать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

октябрь

Наблюдение за лекарственными растениями. Закреплять знания о лекарственных растениях растущих на участке детского сада, о их пользе для человека.

Наблюдение за насекомыми. Подвести к пониманию зависимости живой природы от солнечного света и тепла.

Наблюдать за сбором птиц в стаи и отлетом их на юг. Полюбоваться крупными птицами: сороки, вороны, галки. Послушать снегирей, синиц.

Наблюдать красоту осенних листьев на деревьях. Расширять знания о сезонных изменениях в природе.

Наблюдение за боярышником. Рассмотреть строение, ягоды. Расширять знания о пользе ягод для людей и птиц.

Отметить сокращение длительности светового дня и высоту стояния солнца. Расширять знания о неживой природе, о том как меняется погода осенью в течении дня.

Наблюдение за кошкой (собакой). Закреплять знания о характерных особенностях домашних животных. Воспитывать интерес к жизни животных.

Наблюдение за разными видами транспорта. Расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении и их значении в жизни человека.

Наблюдение за цветником. Продолжать формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе. Уточнить строение цветов.

Наблюдение за грузовым транспортом. Учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

Рассмотреть камни. Закреплять представление о камнях как части неживой природы. Рассмотреть камень через лупу.

Наблюдение за растениями участка: почти нет цветов, трава пожухла. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи.

ноябрь

Наблюдение за воробьем осенью. Продолжать закреплять знания о воробье; учить водить изменения в поведении птиц с природой осенью; активизировать внимание и память.

Отметить изменения внешнего вида деревьев. Формировать представление об изменении в природе в связи холодом.

Наблюдение за стаей голубей. Продолжать закреплять знания о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними.

Наблюдение за первым снегом. Учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знание о солнце (светит, но не греет).

Рассмотреть почву. Отметить первые заморозки на лужах.

Наблюдение за собакой. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных и условиями зимнего сезона; воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях.

Наблюдать за березой. Продолжать знакомится с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Наблюдать за работой дворника. Продолжать наблюдать за работой дворника; способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса; воспитывать интерес и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Наблюдать за снегопадом. Уточнить представления о свойства снега; закрепить знания о сезонном явлении – снегопаде.

Наблюдать за самолетом. Закреплять знания о воздушном транспорте; Формировать интерес к профессии пилота.

Отметить заморозки на лужах: снегом и льдом. Закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы.

Наблюдение за воробьем осенью. Продолжать закреплять знания о воробье; учить водить изменения в поведении птиц с природой осенью; активизировать внимание и память.

декабрь

Поведение птиц на кормушке. Обратить внимание детей как ведут себя птицы на кормушке. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Наблюдение за березой и рябиной. Формировать представления о деревьях зимой, как помочь пережить холодную зиму.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Наблюдение за снегопадом. Формировать представления о свойствах снега, закреплять знания о сезонном явлении-снегопаде.

Наблюдение за рябиной. Расширять знания детей о деревьях зимой.

Сравнить воробья и синицу. Рассмотреть строение птиц, образ жизни. Расширять знания детей о птицах.

Наблюдение за солнцем. Закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Наблюдение за общественным транспортом. Закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения.

Наблюдение за поземкой. Учить различать характерные приметы зимы, узнавать их в стихотворении.

Поведение птиц в разную погоду. Обратить внимание детей на поведение птиц в разную погоду, в мороз они сидят нахохлившись, меньше щебечут.

Наблюдение за работой дворника. Продолжать наблюдение за работой дворника, совершенствовать словарный запас. Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Наблюдать за птицами на кормушке. Обратить внимание детей за повадками на кормушке. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

январь Наблюдение за снегирем. Расширить представления о прилетных птицах; Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Наблюдение за метелью. Дать представление о движении снега в ветренную погоду.

Рассмотреть следы птиц на снегу. Закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Наблюдение за легковым транспортом. Закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Почему происходит смена дня и ночи? Дать представление о том, как происходит смена дня и ночи. Развивать наблюдательность.

Наблюдение за деревьями и кустарниками Расширять и углублять знания о растениях.

Наблюдение за снежинками Обращать внимание на то, что снежинка бывают разные по форме; Учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Наблюдение за зимующими птицами Закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботится о них и охранять.

Наблюдение за березой зимой Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

февраль

Наблюдение за снегом. Закреплять представления о защитных свойствах снега.

Наблюдение за свиристелью. Закреплять представления о птицах (свиристель); воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Наблюдение за небом. Расширять предложения о небе и его влиянии на жизнь нашей природы; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Наблюдение за кошкой (собакой) Учится сравнивать животных по их признакам; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к животным; закреплять знания о домашних животных.

Наблюдение за вороной и сорокой. Закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.

Наблюдение за сезонными наблюдениями в природе. Формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель, узнавать их примеры в поэзии; Закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели. На примере сравнения снегиря со свиристелью изучать особенности их сравнения, образа жизни (питания, движения); воспитывать познавательный интерес к птицам.

Наблюдение за снегоуборочной машиной. Расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их сравнения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых.

Наблюдать вьюгу (метель, поземку). Формировать представление об одном из признаков зимы – метели; учить определять направление ветра.

Рассмотреть почки и сравнить их на разных деревьях. Закреплять знания о деревьях. Почки плотно закрыты и залиты клейким веществом.

Наблюдение за снегом Формировать представления об изменениях, происходивших со снегом в конце зимы.

март

Наблюдение за сезонными изменениями Формировать представления о весенних изменениях в природе; учить видеть изменения в проведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

Наблюдение за узорами на окнах. Рассмотреть узоры на окнах, развивать творческое воображение.

Наблюдение за собакой. Расширять знания детей о домашних животных, их повадках. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Наблюдение за облаками. Продолжать формировать создание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

Наблюдение за работой дворника Активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.

Наблюдение за легковыми автомобилями Продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.

Наблюдение за сосульками Знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями; способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Учить различать птиц по оперению, размеру; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Наблюдение за рябиной. Закрепить знание о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Формировать представления о весенних изменениях в природе; учить видеть изменения в проведении воробьев с приходом весны; воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним.

апрель

Наблюдение за высотой стояния солнца. Закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Наблюдение за таянием снега. Закреплять знания о свойствах снега при разной погоде.

Наблюдение за перелетными птицами. Закреплять знания о перелетных птицах нашего края.

Рассмотреть березу. Отметить распускание листьев на березе, рассказать о начале сокодвижения у деревьев.

Наблюдать появление первоцветов. Уточнить их название, окраску и форму цветов.

Наблюдение за насекомыми. Закреплять знания о приспособленности насекомых к условиям выживания.

Наблюдение за камнями. Знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Наблюдение за растениями и кустарниками на участке. Закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник-живое существо.

Наблюдение за облаками. Закреплять знания о явлениях неживой природы.

Наблюдение за почвой в тени. Познакомить с почвенным слоем-торфом.

Наблюдение за погодой. Формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца.

Наблюдение за высотой стояния солнца. Закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

май Наблюдать за растениями цветника. Уточнить их названия, окраску и форму цветков.

Наблюдать одуванчики и другие и дикорастущие цветки. Закреплять знания о лекарственных растениях, формировать умение и желание активно беречь природу.

Наблюдение за насекомыми : майский жук, стрекоза, муравей, бабочка. Уточнить понятия «насекомые», научить их сравнивать по существенным общим признакам.

Наблюдение за погодой. Продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Наблюдение за муравейником. Закреплять знания о муравьях, воспитывать интерес к исследовательской работе.

Наблюдение за радугой. Продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.

Наблюдать природу после заморозков. Побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений.

Наблюдение за грозой. Знакомить с понятием «гроза», развивать наблюдательность.

Наблюдать цветение черемухи, плодовых деревьев. Рассмотреть строение, листья.

Наблюдение за перелетными птицами. Закреплять знания о перелетных птицах, о гнездовании птиц весной.

июнь

Наблюдение за березой. Отметить изменения на березе, появились сережки.

Наблюдение за стрекозой. Рассмотреть ее внешний вид, рассказать о пользе (ловит на лету комаров).

Наблюдение за птицами. Показать птичьи гнезда, рассказать о многообразии их внешнего вида, высиживание птенцов.

Наблюдение за небом. Сравнить летнее небо с весенним, осенним и зимним.

Наблюдение за летним дождем. Учить определять его силу и характер.

Наблюдение за плодовыми деревьями. Плодовые деревья отцвели, появились завязи плодов.

Наблюдение за лекарственными растениями. Уточнить знания о лекарственных растениях, продолжать развивать познавательную активность.

Наблюдение за погодой. Продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе летом.

Наблюдение за транспортом. Закреплять знания о назначении транспорта, о правилах движения.

Наблюдение за цветником. Закреплять умение ухаживать за цветами, поливать их, пропалывать.

Познакомить с ядовитыми растениями (белена, наперстянка, вороний глаз, чистотел) Рассказать, что они опасны для жизни.

Литература:

Кравченко. И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду» Творческий Центр Москва 2011

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» МОЗАИКА-

Публикации по теме:

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Конспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Сосна» с детьми старшего и подготовительного дошкольного возрастаКонспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Сосна» с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста Сосна Спросите у белки, И скажет она: - Сосновая шишка Отменно вкусна. Спросите синицу, Ответит синица, Что с белкою можно Вполне согласиться.

Конспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект наблюдения за яблоней с детьми старшего дошкольного возраста «…День, проведенный с ребенком среди рощ и полей… заменяет много недель на учебной скамье». (К. Д. Ушинский) Наблюдение в природе является.

Конспект наблюдения за петуньей на прогулке, с детьми дошкольного возрастаКонспект наблюдения за петуньей на прогулке, с детьми дошкольного возраста Программные задачи: • уточнять названия цветка, его строение, особенности размера, окраски, формы лепестков; • побуждать к сравнительным.

Конспект зимней прогулки «Наблюдения за снежинками» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект зимней прогулки «Наблюдения за снежинками» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания о строении снежинок, объяснить детям, что одинаковых снежинок не бывает. Задачи: Образовательные: -продолжать знакомить.

Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Полезные наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста» Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не.

Наблюдение за насекомыми на прогулке с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдение за насекомыми на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Насекомых на Земле — бесчисленное множество, одни из первых появились на нашей планете, за несколько тысяч лет до динозавров! Это самый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдения на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 13:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД