Алия Хабибуллина
Наблюдения за сезонными изменениями в природе в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Осень»
Работу по воспитанию любви и формированию и совершенствованию знаний продолжали проводить с детьми в подготовительной к школе группе. Здесь детям предоставляли больше самостоятельности. Во время целевых прогулок, наблюдений дети определяли и находили знакомые растения, травы, кустарники, находили лекарственные растения. В альбоме дети отмечали, как постепенно менялась окраска листьев, у каких первых деревьев поменялась (например, у березы сверху листья зеленые). Остальные желтые, затем все желтые, потом все опадают). После листопада запечатлили рябину, березу, иву. Отметили, с детьми, что у нас на севере наблюдается значительная облачность и влажность, часто идут дожди. Снег лег в октябре.
Публикация «Наблюдения за сезонными изменениями в природе в подготовительной группе» размещена в разделах
«Зима»
С детьми седьмого года жизни уточнили и совершенствовали все знания, которые получили в старшей группе. Закрепили знания о свойствах снега (укрывает землю и растения от мороза, снежный покров является источником влаги для растений весной). Снег бывает рыхлым, мягким, липким, твердым, наст. Подбирали стихи к определению явлений зимы. Заметили, что устойчивый снежный покров образовался в основном в конце октября. Отметили, что зимой часто были туманы. Зимой провели экскурсию по зимнему лесу на лыжах. Развивали восприятие, воображение детей, давали детям пофантазировать (на что похожи колючие снега, иней). Подбирали пословицы, поговорки, стихи («Туман», «Вьюга», «Воробей» и др.) . Все это способствовало углублению интереса к явлениям природы, развивало познавательность, любознательность и умение размышлять.
«Весна»
Обратили с детьми внимание, что с каждым днем становится светлее, дали понятие, что приближается полярный день, солнце поднимается выше, светит дольше. Наблюдали, где быстрее тает снег – в тени или на солнце. Дети сами делали выводы. Какой снег тает быстрее (грязный или чистый? Большое внимание уделили наблюдениям за растениями. Провели целевую прогулку по академическому скверу. После прогулки дети рассказывали, что интересного они увидели. Наблюдали за цветением первого весеннего цветка – мать-и-мачехи (появились первые пушистые стебли с низко наклоненными головками, рядом есть кустики с распустившимися цветами, стебли вытянулись к солнцу). Отметили, что мать-и-мачеха цветет без листьев, затем дети отметили, что листья появились, но начали отцветать цветы. Зарисовали весь процесс в альбоме. На экскурсиях, целевых прогулках во время наблюдений не забывали о сенсорном развитии: предлагали понюхать траву, цветы, почки, услышать, как отличаются голоса птиц зимой и весной, выучили стихотворение «весенние воды» Ф. Тютчева и О. Вороновой «Весна».
Весенний ветер, - как дыханье
Родной матери – земли
Гусей, летящих гоготанье
Над тундрой слышится вдали.
Над травами и мхами
Бушует талая вода.
Весна щедра отпускниками
Штурмующими поезда.
Наряду с этой работой знакомили детей с устным народным творчеством Севера. Совместно с родителями мы собрали небольшую библиотеку стихов, сказок. В многочисленных народных произведениях воспроизводится быт людей, их борьба с суровой северной природой, отражено имущественное неравенство в прошлые времена. Былинные герои наделялись чертами характера, свойственному саамов. Учили детей видеть своеобразие оформления сборников саамских сказок. Дети заметили, что в саамских сказках часто встречается олень Мяндаш – святой олень. Самобытно также и поэтическое устное народное творчество. Познакомили с творчеством первой саамской поэтессой Октябриной Вороновой. Пытались довести до сознания детей красоту стихов о родном северном крае, а также учили детей логически мыслить (почему она так знает природу тундры). Учили детей слышать человеческую теплоту в ее стихах, воспитывали уважение к саамской культуре, воспитывали чувство радости за свой край, добро к людям.
По мере роста знаний о жизни саамов зимой на участке постепенно происходило превращение снежной поляны в «стойбище оленеводов». К строительству чума привлекались все дети. Обсудили, кто будет подвозить снег для постройки чума, а кто будет строить. В ролях «собак» дети подвозили снег на санках – нартах к месту, где строится чум, другие дети строили.
После чтения рассказа А. Ляпидевского «Про мальчика Ильянингена» - дети распределили роли в игре согласно сюжету рассказа: Саша К. захотел быть Ильянингеном, Милана П. и Никита Б. – родителями, некоторые дети вызвались изобразить собак, согревших мальчика в пургу. Игра длилась долго.
Рассказ «Окся – труженица» тоже послужил основанием для зимних игр, которые формировали у детей глубокий интерес к нелегкому труду жителей Севера, к оленеводам – пастухам, ветеринарам, лечащих оленей, к летчикам, в тяжелых условиях спасающих охотников, попавших в беду. Образ Окси стал близким и вызвал у детей желание брать на себя роль Окси. Игра Окси с белым оленем стала групповой подвижной игрой. Часть детей «олени» - убегают, а другие догоняют. Дети сами вырабатывали правила игры.
После чтения отрывка про Северина группа мальчиков придумала игру «Спасение оленей от волков». Мальчики стали спасателями. Предложили подумать, как угостить оленеводов, которые спасли оленей от волков. Решили добраться до чума, где жила Окся, она и угостит их. Дети изъявили желание брать на себя роль врачей, зоотехников. Ребята принесли из дома «лекарства» (пустые баночки, коробочки, устроили аптеку, над чумом повесили вывеску «Здесь лечат оленей и оленят».
По желанию дети становились летчиками, снижающимися над стадом, чтобы увидеть мох и лишайники для оленей. Дети нарисовали листовки, чтобы сбросить их над стадом. Спасение оленей стало активной эмоциональной деятельностью детей. У детей усилилась потребность лучше работать, чтобы расчистить поле, где есть мхи, лишайники. Спасение оленей дети решили отпраздновать. В этот радостный день Окся и ее мама, подружки приготовили встречу оленеводам, напоили и накормили их.
Работа, о которой шла речь, оказала благоприятное влияние на развитие любознательности детей. Север всегда притягивал к себе людей своей суровой красотой. И от нас зависит, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать и развивать традиции живущих на этой земле народностей.