МААМ-картинки

Национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

Галина Мухина
Национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

Национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ

Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. в более узком смысле — сфера духовной жизни людей.

С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого.

Публикация «Национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ» размещена в разделах

Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура – это отражение души нации, его национального характера, самосознания.

Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие. Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры - это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

У каждой национальной культуры есть свои плоды : духовные обретения и открытия, свое видение мира. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей логикой : именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

Процесс приобщения к национальной культуре начинается еще в раннем детстве. Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, верой в воспитанность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, бескомпромиссность в нравственных требованиях к другим, непосредственность в поведении. Это является залогом обучаемости и воспитуемости старших дошкольников.

Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению старших дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в ходе формирования личности ребенка, что способствует сохранению и укреплению национальной культуры. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует появлению у дошкольника чувства национальной гордости. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры.

Народные традиции играют важную роль в воспитательном процессе дошкольника. Ведь именно в них накапливаются духовные устои и принятые в обществе нормы. Система народных традиций, обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как осуществляет механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей от одного поколения к другому. Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для дополнительного образования предмет социальной востребованности и актуальности.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам, это способствует процессу социализации личности ребенка.

Значение народных традиций как важной части воспитания в современном мире общепризнанно. Свидетельство тому, например, целенаправленная деятельность многих международных организаций. Возрождению и изучению народных традиций посвящена деятельность Международного совета организаторов фольклорных фестивалей. Одна из основных задач – сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения. Поддерживая преемственность народной традиции, члены этой организации придают большое значение участию в фольклорных фестивалях детей.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» так же отмечено, что «сфера образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни».

Чтобы донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Учреждения дошкольного образования, как начальное звено системы образования в России, активно используют в процессе воспитания дошкольников различные формы фольклора. Воспитание на национальных духовных традициях ориентирует педагогов на приобщение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Культура русского народа одна из самых богатых и разнообразных, уже в течение многих столетий она передается из поколения в поколение через фольклор. Русский педагог К. Д. Ушинский, исследователи русского фольклора Г. С. Виноградов, В. И. Даль и многие другие ученые, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.

В истории России отношение к народному искусству неоднократно претерпевало существенные изменения. Со времени принятия христианства народное искусство, взросшее на почве язычества, во многих своих направлениях подвергалось гонениям.

Ф. Буслаев, русский философ и искусствовед, исследовавший, древнюю литературу и ее время, писал: «Петь песни, рассказывать сказки и басни почиталось делом языческим, забавою дьявольской… к бесовским играм причисляются: плясание, гудьба, т. е. музыка, песни бесовские и жертва идольская. Песни бесовские – народные песни вообще».

Официальное отношение к фольклору как «забаве дьявольской» сохранялось на протяжении всего средневековья.

Переломным в русской культуре является 17 век, это сказалось и на отношении к фольклору. С этого времени и вплоть до наших дней народная педагогика стала играть огромную роль в воспитании детей. Нравственная коллективная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывают национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических идей.

В настоящее время программа дошкольных учреждений направлена на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно – эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения родного языка.

Итак, высокая эффективность народной педагогики заключается в ее конкретном воздействии на личность. Отсюда и естественность включения воспитательных идей народа в учебно-воспитательный процесс современной России. При этом эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают, в общем контексте педагогических воздействий.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Национальная одежда»Фотоотчёт «Национальная одежда» Вопросам сохранения культуры русского народа в нашем детском саду уделяется большое внимание. Традиционными в нашем детском саду стали.

Инновационные технологии исследования преодоления стрессовых воздействий Школа на современном этапе развития общества была и остается одной из первой и важной ступенью, где формируется и развивается личность.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Конспект занятия «Национальная символика» Ход занятия I. Вводная часть Звучит осетинская мелодия. По группе размещены иллюстрации с изображением родного края. Воспитатель читает.

Методическая разработка для воспитателей «План воспитательных действий для коррекции демонстративного поведения дошкольника» С демонстративным поведением воспитанников сталкивается каждый воспитатель. Основная цель таких детей - привлечь внимание любыми возможными.

НОД в подготовительной к школе группе «В поисках Олимпийских колец», образовательная область «Физическая культура» Тип: тренировочное Цель: развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством использования тренажеров. Задачи: •.

Образовательная область «Физическая культура» — НОД с учётом гендерного подхода «Выручаем Айболита» Образовательная область «Физическое развитие» Организация образовательно-игровой деятельности с учётом гендерного подхода с детьми подготовительной.

Перспективное планирование воспитательных задач на год СЕНТЯБРЬЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:1. Познакомить детей друг с другом, с взрослыми, работающими на группе. Учить приветливо здороваться, обращаться.

План воспитательных мероприятий «Я — талантлив!» .

Эссе Культура здоровья Эссе Культура здоровьяФизическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Национальная культура как область воспитательных воздействий в ДОУ
Опубликовано: 17 января 2016 в 14:22
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД