Марина Куваева
Национально-региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Часто мы оцениваем чужую культуру со своих позиций. Между тем у каждого народа есть свои законы, свои нормы и правила поведения. Чтобы понять и научиться уважать их, надо хорошо знать образ жизни, быт и культуру других народов.
В связи с этим важным средством социализации, формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство, игры, танцы и состязания. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство (музыку, народные праздники, обряды) ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Публикация «Национально-региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Народная музыка – это ценный, богатый материал, с помощью которого можно эффективно решать воспитательные задачи. Она являются средством всестороннего воспитания, так как пробуждает в душе ребенка чувство любви к своему народу. Музыка звучит во время проведения народных праздников. Активное участие детей в этих праздниках может обогатить их новыми впечатлениями, дать возможность приобрести новые навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того, они способствуют развитию их творческого потенциала, формированию организаторских навыков, созданию благоприятных условий для дружного детского коллектива. Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре Якутии.
В нашем детском саду мы знакомим детей с музыкой и культурой якутского народа. Дети слушают произведения народного творчества, знакомятсяс народной музыкой, рассматривают изделия декоративного искусства народных мастеров. Этим они приобретают новые знания о жизни Якутии: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь. Якутская музыка очень выразительно передаёт настроение и характер якутского народа. В ней слышатся звуки северного края, голоса птиц и животных.
Наибольшее влияние на социализацию ребенка оказывают музыкально-театрализованные представления, основу которых составляют традиционно-обрядовые действия (обряд благодарения, праздники белого медведя и молодого оленя). Безусловно, такие мероприятия требуют большой предварительной работы, но они необходимы, так как способствуют обогащению представлений детей, расширению знаний о мире, об искусстве.
Ежегодно мы проводим праздники и развлечения по мотивам Эпоса Олонхо и якутских народных сказок, например, «Смелый Ойхур», «Умная девушка».
Чтобы праздник прошёл интересно и ярко, заранее разучиваются якутские песни, танцы. Танцевальная культура народа саха - это сравнительно молодое, опирающееся на богатства уникального песенного и инструментального фольклора явление, уходящего своими корнями в глубокую древность. У якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом.
Дети очень любят исполнять песню про оленя. Они сами перевоплощаются в образы северных животных и передают их характер в движениях. Девочки с удовольствием танцуют «Танец стерхов», мальчикам нравится исполнять такие элементы якутских танцев, как «бег оленя, «прыжок через нарты» и др.
При разучивании элементов танца стараемся довести танцевальный образ так, чтобы дети сами чувствовали танец якутского народа и передавали его характер мимикой и эмоциями.
Музыка «Танца оленей» передаёт лёгкий и стремительный бег этих красивых северных животных, она, словно порывы ветра, то взмывает вверх, то бросается вниз. Музыка «Танца мастериц» отражает поведение якутских женщин в быту. Мальчики изображают мужественных и сильных охотников, которые добывают пищу, одежду. Поэтому в их танце звучит музыка низкого тембра, с отрывистыми звуками, изображая острожные и грациозные движения охотников. В этой музыке отчётливо прослеживается красота сурового северного края.
Через народные праздники осуществляется взаимосвязь не только с народной музыкой, но и с художественным словом, с изобразительной деятельностью. При подготовке музыкально-театрализованных представлений мы не ограничиваем самостоятельность детей, а помогаем, поддерживаеминтерес к творчеству, показываем разнообразные возможности применения полученных знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. Народные праздники, их художественный материал ясен и доступен детям. Им понятна мудрость пословиц и поговорок, красота народной песни. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх – драматизациях, при придумывании сказок.
Особенности народных праздников оказывают существенное влияние на социализацию детей благодаря своей импровизации, коллективности, жизненности, самобытности. Народный праздник выступает как особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения. Для него характерны черты песенного народного творчества – правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы, а так же доступность. В процесс занятий можно привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. На глазах у ребят, например, можно разыграть красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Тогда, занятия будут ярче, эмоциональнее, а значит, оставят больше впечатлений и переживаний.
Якутская музыка генетически связана с музыкой коряков, чукчей, эскимосов и юкагиров. Представители этого народа сочиняют свои мелодии, связанные с событиями в жизни. Исполняя колыбельные песни, они издавали особый «курлыкающий» звук, напоминающий голос журавля. У шаманов были свои «персональные напевы». Они исполнялись от имени духов-покровителей – «песни духов» и отражали эмоциональное состояние поющего. Со всеми этими традициями мы знакомим детей.
На занятиях дети узнают о национальных музыкальных инструментах народа Якутии. Например, бубен. Различают мужскую, женскую и детскую разновидности бубна. Шаманы играют на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках – тонкой палочкой из китового уса. Другой традиционный музыкальный инструмент – пластинчатый варган – «ротовой бубен» из берёзовой, бамбуковой, костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган. Струнные инструменты представлены лютнями: смычковой трубчатой, выдолбленной из цельного куска дерева, и коробчатой. Смычок делали из китового уса, бамбуковых или тальниковых лучинок, а струны – из жильных ниток кишок. На лютнях в основном играли песенные мелодии.
Дети с большим интересом знакомятся с новыми, неизвестными для них музыкальными инструментами, рассматривают картинки, слушают звучание того или иного инструмента в записи.
Приобщение к народным традициям воспитывает у детей почтительное отношение к старшим, гостеприимство, скромность, трудолюбие высокую нравственность, правдивость и честность. Многие выдающиеся творения народа переходят свои национальные границы, становятся достижением всех народов нашей страны. В этом замечательном явлении воплощается диалектическое единство национального и интернационального воспитания.
Ежегодно на участке детского сада в конце июня проводится национальный праздник Ысыах. Ысыах – это единственный праздник, который сумел сохранить все традиции и обряды якутского народа. Ысыах самый настоящий народный праздник, олицетворяющий всю красоту и гармонию мира, связь человека с природой. Праздник начинается с концерта. Где дети, одетые в национальные костюмы, поют якутские песни и танцуют якутские танцы. Во время праздника деревья украшают соломой, чтобы она оберегала от всего плохого. В гости к детям приходит госпожа Аан Алахчын, которая благословляет детей на спортивные состязания в силе, ловкости, выносливости и смелости. Поcле спортивных соревнований проходит конкурс «Коса- девичья краса» где принимают участие юные конкурсантки со старших и подготовительных групп. С давних времен якутские женщины, девушки гордятся своей косой. Коса добавляла им красоту, женственность и мудрость. Раньше якуты измеряли меру длины кулаками и пальцами.
Завершается праздник красивым хороводом - Осуохай. Где дети и взрослые взявшись за руки встают в круг и повторяют слова осуохая за запевалой.