Национально-региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников

Марина Куваева
Национально-региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников

Часто мы оцениваем чужую культуру со своих позиций. Между тем у каждого народа есть свои законы, свои нормы и правила поведения. Чтобы понять и научиться уважать их, надо хорошо знать образ жизни, быт и культуру других народов.

В связи с этим важным средством социализации, формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство, игры, танцы и состязания. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство (музыку, народные праздники, обряды) ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народная музыка – это ценный, богатый материал, с помощью которого можно эффективно решать воспитательные задачи. Она являются средством всестороннего воспитания, так как пробуждает в душе ребенка чувство любви к своему народу. Музыка звучит во время проведения народных праздников. Активное участие детей в этих праздниках может обогатить их новыми впечатлениями, дать возможность приобрести новые навыки и закрепить ранее полученные. Кроме того, они способствуют развитию их творческого потенциала, формированию организаторских навыков, созданию благоприятных условий для дружного детского коллектива. Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре Якутии.

В нашем детском саду мы знакомим детей с музыкой и культурой якутского народа. Дети слушают произведения народного творчества, знакомятсяс народной музыкой, рассматривают изделия декоративного искусства народных мастеров.Этим они приобретают новые знания о жизни Якутии: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь. Якутская музыка очень выразительно передаёт настроение и характер якутского народа. В ней слышатся звуки северного края, голоса птиц и животных.

Наибольшее влияние на социализацию ребенка оказывают музыкально-театрализованные представления, основу которых составляют традиционно-обрядовые действия (обряд благодарения, праздники белого медведя и молодого оленя). Безусловно, такие мероприятия требуют большой предварительной работы, но они необходимы, так как способствуют обогащению представлений детей, расширению знаний о мире, об искусстве.

Ежегодно мы проводим праздники и развлечения по мотивам Эпоса Олонхо и якутских народных сказок, например, «Смелый Ойхур», «Умная девушка».

Чтобы праздник прошёл интересно и ярко, заранее разучиваются якутские песни, танцы. Танцевальная культура народа саха - это сравнительно молодое, опирающееся на богатства уникального песенного и инструментального фольклора явление, уходящего своими корнями в глубокую древность. У якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом.

Дети очень любят исполнять песню про оленя. Они сами перевоплощаются в образы северных животных и передают их характер в движениях. Девочки с удовольствием танцуют «Танец стерхов», мальчикам нравится исполнять такие элементы якутских танцев, как «бег оленя, «прыжок через нарты» и др.

При разучивании элементов танца стараемся довести танцевальный образ так, чтобы дети сами чувствовали танец якутского народа и передавали его характер мимикой и эмоциями.

Музыка «Танца оленей» передаёт лёгкий и стремительный бег этих красивых северных животных, она, словно порывы ветра, то взмывает вверх, то бросается вниз. Музыка «Танца мастериц» отражает поведение якутских женщин в быту. Мальчики изображают мужественных и сильных охотников, которые добывают пищу, одежду. Поэтому в их танце звучит музыка низкого тембра, с отрывистыми звуками, изображая острожные и грациозные движения охотников. В этой музыке отчётливо прослеживается красота сурового северного края.

Через народные праздники осуществляется взаимосвязь не только с народной музыкой, но и с художественным словом, с изобразительной деятельностью. При подготовке музыкально-театрализованных представлений мы не ограничиваем самостоятельность детей, а помогаем, поддерживаеминтерес к творчеству, показываем разнообразные возможности применения полученных знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. Народные праздники, их художественный материал ясен и доступен детям. Им понятна мудрость пословиц и поговорок, красота народной песни. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх – драматизациях, при придумывании сказок.

Особенности народных праздников оказывают существенное влияние на социализацию детей благодаря своей импровизации, коллективности, жизненности, самобытности. Народный праздник выступает как особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения. Для него характерны черты песенного народного творчества – правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы, а так же доступность. В процесс занятий можно привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. На глазах у ребят, например,можно разыграть красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Тогда, занятия будут ярче, эмоциональнее, а значит, оставят больше впечатлений и переживаний.

Якутская музыка генетически связана с музыкой коряков, чукчей, эскимосов и юкагиров. Представители этого народа сочиняют свои мелодии, связанные с событиями в жизни. Исполняя колыбельные песни, они издавали особый «курлыкающий» звук, напоминающий голос журавля. У шаманов были свои «персональные напевы». Они исполнялись от имени духов-покровителей – «песни духов» и отражали эмоциональное состояние поющего. Со всеми этими традициями мы знакомим детей.

На занятиях дети узнают о национальных музыкальных инструментах народа Якутии. Например, бубен. Различают мужскую, женскую и детскую разновидности бубна. Шаманы играют на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках – тонкой палочкой из китового уса. Другой традиционный музыкальный инструмент – пластинчатый варган – «ротовой бубен» из берёзовой, бамбуковой, костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.Струнные инструменты представлены лютнями: смычковой трубчатой, выдолбленной из цельного куска дерева, и коробчатой. Смычок делали из китового уса, бамбуковых или тальниковых лучинок, а струны – из жильных ниток кишок. На лютнях в основном играли песенные мелодии.

Дети с большим интересом знакомятся с новыми, неизвестными для них музыкальными инструментами, рассматривают картинки, слушают звучание того или иного инструмента в записи.

Приобщение к народным традициям воспитывает у детей почтительное отношение к старшим, гостеприимство, скромность, трудолюбие высокую нравственность, правдивость и честность. Многие выдающиеся творения народа переходят свои национальные границы, становятся достижением всех народов нашей страны. В этом замечательном явлении воплощается диалектическое единство национального и интернационального воспитания.

Ежегодно на участке детского сада в конце июня проводится национальный праздник Ысыах. Ысыах – это единственный праздник, который сумел сохранить все традиции и обряды якутского народа. Ысыах самый настоящий народный праздник, олицетворяющий всю красоту и гармонию мира, связь человека с природой. Праздник начинается с концерта. Где дети, одетые в национальные костюмы, поют якутские песни и танцуют якутские танцы. Во время праздника деревья украшают соломой, чтобы она оберегала от всего плохого. В гости к детям приходит госпожа Аан Алахчын, которая благословляет детей на спортивные состязания в силе, ловкости, выносливости и смелости. Поcле спортивных соревнований проходит конкурс «Коса- девичья краса» где принимают участие юные конкурсантки со старших и подготовительных групп. С давних времен якутские женщины, девушки гордятся своей косой. Коса добавляла им красоту, женственность и мудрость. Раньше якуты измеряли меру длины кулаками и пальцами.

Завершается праздник красивым хороводом - Осуохай. Где дети и взрослые взявшись за руки встают в круг и повторяют слова осуохая за запевалой.

Национально-региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников
Публикации по теме:

«Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Сегодня мы на.

Национально-региональный компонент в работе педагога-психолога Нацинально-региональный компонент. Воспитание патриотических,духовно-нравственых,социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения.

Национально-региональный компонент в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучение использованию национально-регионального компонента для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников региональный компонент «Я и моя семья» Блок 1. «Я и моя семья» Тема 1. «Моя семья» Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным.

Педагогический опыт работы «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников» «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна.

Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников Человек без родины – это песчинка, отданная на произвол случайностям времени и пространства. Исторически сложилось так, что любовь к.

Национально-региональный компонент РСО-АланияНационально-региональный компонент РСО-Алания Северная Осетия – край белоснежных гор – великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов. «…До конца своих дней Благодарен.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через познавательное развитие и региональный компонент Слайд 1 Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание,.

Перспективное планирование работы в средней группе. Национально-региональный компонентПерспективное планирование работы в средней группе. Национально-региональный компонент Перспективный план работы с детьми средней группы Тема: «Национально – региональный компонент». 2017- 2018 учебный год. Воспитатель МБДОУ.

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Необходимость внедрения.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Национально-региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 марта 2018 в 09:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Международный день без бумаги

Очередной тематический день посвящен международной акции, которая ежегодно проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!». Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

22 октября. День белых журавлей

Всем нам хорошо знакома песня «Журавли», созданная в 1969 году Яном Френкелем на стихи Расула Гамзатова. Песня стала последней работой легендарного певца Марка Бернеса и была высоко оценена ветеранами....

Дидактическая игра «Вязаный конструктор» для детей младшей группы
Дидактическая разработка для детей младшей группы детского сада игра «Вязаный конструктор» «Вязаный конструктор» доставляет детям множество положительных...
Макет «Зимние забавы»
Прежде чем создать макет, перед нами встала задача, какое время года сделать, осень или зиму. В каждом времени года есть своё очарование, но важнее было, что...
Макетирование в детском саду
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей...